УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 04.05.2005 № 501, от 19.10.2005 № 1218, от 26.01.2007 № 70, от 11.09.2007 № 1163, от 06.09.2008 № 1315, от 23.10.2008 № 1517, от 28.12.2008 № 1870, от 07.11.2009 № 1255, от 05.02.2010 № 145, от 03.05.2010 № 542, от 10.05.2010 № 563, от 09.07.2010 № 854, от 12.07.2012 № 984, от 21.08.2012 № 1198, от 21.12.2013 № 940, от 20.01.2015 № 26, от 05.02.2015 № 51, от 12.03.2015 № 129, от 23.12.2015 № 656, от 31.03.2016 № 144, от 28.10.2016 № 576, от 28.12.2016 № 720, от 20.07.2017 № 331, от 24.10.2018 № 602, от 02.11.2018 № 630, от 29.12.2018 № 772, от 27.12.2019 № 626, от 17.09.2020 № 562, от 01.11.2021 № 621, от 20.05.2022 № 295, от 22.12.2022 № 937, от 22.05.2023 № 362, от 16.08.2023 № 613, от 22.01.2024 № 62)
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
2. Разрешить иметь в Министерстве иностранных дел Российской Федерации десять заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра, одного статс-секретаря - заместителя Министра, и одного генерального директора Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также 43 департамента по основным направлениям деятельности Министерства и два отдела. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.05.2023 № 362)
3. Установить:
предельную численность работников центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации в количестве 3561 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 8 051 014,8 тыс. рублей, с 1 января 2026 г. - в количестве 3441 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 7 779 855,7 тыс. рублей; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2024 № 62)
предельную численность работников территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации в количестве 380 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 432 493,7 тыс. рублей. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2024 № 62)
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2023 № 613)
4. Установить, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год Министерству иностранных дел Российской Федерации.
5. Правительству Российской Федерации:
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;
представить предложения о приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;
обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.
6. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 "Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 12, ст. 1033);
Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 1995 г. № 276 "О главном военном эксперте при Министре иностранных дел Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2001 г. № 260 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1006);
Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 2001 г. № 613 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2329);
Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1749);
Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. № 993 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3584);
Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2003 г. № 544 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1991).
7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
11 июля 2004 года
№ 865
УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 11 июля 2004 г. № 865
ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве иностранных дел Российской Федерации
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 19.10.2005 № 1218, от 26.01.2007 № 70, от 06.09.2008 № 1315, от 23.10.2008 № 1517, от 28.12.2008 № 1870, от 07.11.2009 № 1255, от 05.02.2010 № 145, от 09.07.2010 № 854, от 12.07.2012 № 984, от 21.08.2012 № 1198, от 21.12.2013 № 940, от 20.01.2015 № 26, от 23.12.2015 № 656, от 31.03.2016 № 144, от 28.10.2016 № 576, от 20.07.2017 № 331, от 24.10.2018 № 602, от 02.11.2018 № 630, от 29.12.2018 № 772, от 27.12.2019 № 626, от 17.09.2020 № 562, от 01.11.2021 № 621, от 20.05.2022 № 295, от 16.08.2023 № 613)
I. Общие положения
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.
2. Основными задачами МИДа России являются:
1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации и Концепцией государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденными Президентом Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 656)
3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
31) обеспечение взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в сфере содействия международному развитию; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 656)
4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;
41) обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан, учреждений и других объектов Российской Федерации за рубежом, в том числе в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;
7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;
8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
3. МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения), территориальные органы - представительства МИДа России на территории Российской Федерации (далее - территориальные органы).
В систему МИДа России входят:
центральный аппарат;
загранучреждения;
территориальные органы;
организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации (далее - подведомственные организации).
31. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
32. МИД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного ему Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества). (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
4. МИД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
5. МИД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
6. МИД России осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями на основе анализа информации по всему комплексу двусторонних, многосторонних отношений и международных проблем;
2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, проекты других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России и Россотрудничества, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные показатели его деятельности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется только федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4) реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;
5) обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;
6) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, многостороннего гуманитарного сотрудничества и обеспечения гуманитарного влияния Российской Федерации в мире, содействия международному развитию, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного, образовательного, спортивного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2022 № 295)
7) осуществляет дипломатическими и международно-правовыми средствами поддержку российских участников внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере содействия международному развитию, защиту их законных интересов за рубежом; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 656)
8) участвует в работе правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;
9) ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;
10) содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания Российской Федерации;
11) содействует развитию международных связей субъектов Российской Федерации и осуществляет их координацию;
12) осуществляет координацию международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
121) обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти участие Российской Федерации в содействии международному развитию; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 656)
13) осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции координацию деятельности и контроль за работой находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий;
131) совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти осуществляет в пределах своих полномочий противодействие терроризму; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
132) отслеживает в пределах своей компетенции вопросы безопасности пребывания граждан Российской Федерации за рубежом, назревание кризисных ситуаций в иностранных государствах, создает ситуационно-кризисный центр МИДа России и обеспечивает его деятельность, осуществляет руководство постоянно действующими кризисными штабами загранучреждений и координацию их работы по обеспечению безопасности граждан, учреждений и объектов Российской Федерации за пределами ее территории при возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций, утверждает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти положение о кризисных штабах загранучреждений и порядок их деятельности; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
133) обеспечивает в пределах своей компетенции информационную и информационно-аналитическую поддержку ситуационных центров Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при принятии решений в кризисных и чрезвычайных ситуациях, затрагивающих интересы и безопасность граждан, учреждений и других объектов Российской Федерации за рубежом, осуществляет в установленном порядке обмен соответствующей информацией с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
134) участвует во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании и деятельности системы распределенных ситуационных центров федерального уровня; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
135) оповещает граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, о возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций в соответствующих государствах и о порядке их действий в таких ситуациях; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
136) участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в разработке и совершенствовании механизмов обеспечения связи с находящимися за рубежом гражданами Российской Федерации в кризисных и чрезвычайных ситуациях; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
137) проводит работу по информатизации центрального аппарата, территориальных органов и загранучреждений, а также во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет меры по обеспечению информационной безопасности; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
138) участвует в пределах своей компетенции во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в разработке и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации указанной политики, а также продвижение на международной арене позиции Российской Федерации по вопросу обеспечения международной информационной безопасности; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 27.12.2019 № 626)
139) участвует в пределах своей компетенции совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в разработке и реализации мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2023 № 613)
14) разрабатывает проекты международных договоров Российской Федерации, представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о проведении переговоров о подписании международных договоров Российской Федерации, предложения о подписании и выражении согласия Российской Федерации на обязательность для нее международных договоров, а также предложения о прекращении и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации;
15) заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;
16) представляет Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о подписании от имени Российской Федерации или от имени Правительства Российской Федерации международных актов, не являющихся международными договорами Росс