УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 04.05.2005 № 501, от 19.10.2005 № 1218, от 26.01.2007 № 70, от 11.09.2007 № 1163, от 06.09.2008 № 1315, от 23.10.2008 № 1517, от 28.12.2008 № 1870, от 07.11.2009 № 1255, от 05.02.2010 № 145, от 03.05.2010 № 542, от 10.05.2010 № 563, от 09.07.2010 № 854, от 12.07.2012 № 984, от 21.08.2012 № 1198, от 21.12.2013 № 940, от 20.01.2015 № 26, от 05.02.2015 № 51, от 12.03.2015 № 129, от 23.12.2015 № 656, от 31.03.2016 № 144, от 28.10.2016 № 576, от 28.12.2016 № 720, от 20.07.2017 № 331, от 24.10.2018 № 602, от 02.11.2018 № 630, от 29.12.2018 № 772, от 27.12.2019 № 626, от 17.09.2020 № 562, от 01.11.2021 № 621, от 20.05.2022 № 295, от 22.12.2022 № 937, от 22.05.2023 № 362, от 16.08.2023 № 613, от 22.01.2024 № 62)
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
2. Разрешить иметь в Министерстве иностранных дел Российской Федерации десять заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра, одного статс-секретаря - заместителя Министра, и одного генерального директора Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также 43 департамента по основным направлениям деятельности Министерства и два отдела. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.05.2023 № 362)
3. Установить:
предельную численность работников центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации в количестве 3561 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 8 051 014,8 тыс. рублей, с 1 января 2026 г. - в количестве 3441 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 7 779 855,7 тыс. рублей; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2024 № 62)
предельную численность работников территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации в количестве 380 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 432 493,7 тыс. рублей. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2024 № 62)
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2023 № 613)
4. Установить, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год Министерству иностранных дел Российской Федерации.
5. Правительству Российской Федерации:
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;
представить предложения о приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;
обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.
6. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 "Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 12, ст. 1033);
Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 1995 г. № 276 "О главном военном эксперте при Министре иностранных дел Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2001 г. № 260 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1006);
Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 2001 г. № 613 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2329);
Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1749);
Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. № 993 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3584);
Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2003 г. № 544 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1991).
7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
11 июля 2004 года
№ 865
УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 11 июля 2004 г. № 865
ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве иностранных дел Российской Федерации
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 19.10.2005 № 1218, от 26.01.2007 № 70, от 06.09.2008 № 1315, от 23.10.2008 № 1517, от 28.12.2008 № 1870, от 07.11.2009 № 1255, от 05.02.2010 № 145, от 09.07.2010 № 854, от 12.07.2012 № 984, от 21.08.2012 № 1198, от 21.12.2013 № 940, от 20.01.2015 № 26, от 23.12.2015 № 656, от 31.03.2016 № 144, от 28.10.2016 № 576, от 20.07.2017 № 331, от 24.10.2018 № 602, от 02.11.2018 № 630, от 29.12.2018 № 772, от 27.12.2019 № 626, от 17.09.2020 № 562, от 01.11.2021 № 621, от 20.05.2022 № 295, от 16.08.2023 № 613)
I. Общие положения
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.
2. Основными задачами МИДа России являются:
1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации и Концепцией государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденными Президентом Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 656)
3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
31) обеспечение взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в сфере содействия международному развитию; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 656)
4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;
41) обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан, учреждений и других объектов Российской Федерации за рубежом, в том числе в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;
7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;
8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
3. МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения), территориальные органы - представительства МИДа России на территории Российской Федерации (далее - территориальные органы).
В систему МИДа России входят:
центральный аппарат;
загранучреждения;
территориальные органы;
организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации (далее - подведомственные организации).
31. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
32. МИД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного ему Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества). (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
4. МИД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
5. МИД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
6. МИД России осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями на основе анализа информации по всему комплексу двусторонних, многосторонних отношений и международных проблем;
2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, проекты других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России и Россотрудничества, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные показатели его деятельности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется только федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4) реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;
5) обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;
6) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, многостороннего гуманитарного сотрудничества и обеспечения гуманитарного влияния Российской Федерации в мире, содействия международному развитию, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного, образовательного, спортивного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2022 № 295)
7) осуществляет дипломатическими и международно-правовыми средствами поддержку российских участников внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере содействия международному развитию, защиту их законных интересов за рубежом; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 656)
8) участвует в работе правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;
9) ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;
10) содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания Российской Федерации;
11) содействует развитию международных связей субъектов Российской Федерации и осуществляет их координацию;
12) осуществляет координацию международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
121) обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти участие Российской Федерации в содействии международному развитию; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 656)
13) осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции координацию деятельности и контроль за работой находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий;
131) совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти осуществляет в пределах своих полномочий противодействие терроризму; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
132) отслеживает в пределах своей компетенции вопросы безопасности пребывания граждан Российской Федерации за рубежом, назревание кризисных ситуаций в иностранных государствах, создает ситуационно-кризисный центр МИДа России и обеспечивает его деятельность, осуществляет руководство постоянно действующими кризисными штабами загранучреждений и координацию их работы по обеспечению безопасности граждан, учреждений и объектов Российской Федерации за пределами ее территории при возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций, утверждает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти положение о кризисных штабах загранучреждений и порядок их деятельности; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
133) обеспечивает в пределах своей компетенции информационную и информационно-аналитическую поддержку ситуационных центров Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при принятии решений в кризисных и чрезвычайных ситуациях, затрагивающих интересы и безопасность граждан, учреждений и других объектов Российской Федерации за рубежом, осуществляет в установленном порядке обмен соответствующей информацией с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
134) участвует во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании и деятельности системы распределенных ситуационных центров федерального уровня; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
135) оповещает граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, о возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций в соответствующих государствах и о порядке их действий в таких ситуациях; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
136) участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в разработке и совершенствовании механизмов обеспечения связи с находящимися за рубежом гражданами Российской Федерации в кризисных и чрезвычайных ситуациях; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
137) проводит работу по информатизации центрального аппарата, территориальных органов и загранучреждений, а также во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет меры по обеспечению информационной безопасности; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
138) участвует в пределах своей компетенции во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в разработке и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации указанной политики, а также продвижение на международной арене позиции Российской Федерации по вопросу обеспечения международной информационной безопасности; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 27.12.2019 № 626)
139) участвует в пределах своей компетенции совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в разработке и реализации мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2023 № 613)
14) разрабатывает проекты международных договоров Российской Федерации, представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о проведении переговоров о подписании международных договоров Российской Федерации, предложения о подписании и выражении согласия Российской Федерации на обязательность для нее международных договоров, а также предложения о прекращении и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации;
15) заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;
16) представляет Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о подписании от имени Российской Федерации или от имени Правительства Российской Федерации международных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации;
17) представляет для официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене международных договоров Российской Федерации вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры;
18) оформляет полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также на участие от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в работе международных конференций, форумов, органов международных организаций;
19) дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и сенаторов Российской Федерации, физических и юридических лиц; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2020 № 562)
20) обеспечивает представительство Российской Федерации при рассмотрении споров с другими государствами или международными организациями, если иное не предусмотрено решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
21) осуществляет функции депозитария многосторонних международных договоров, если в соответствии с условиями этих договоров такие функции возложены на Российскую Федерацию;
22) осуществляет общее наблюдение за выполнением международных обязательств Российской Федерации, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;
23) обеспечивает функционирование единой государственной системы регистрации и учета международных договоров Российской Федерации;
24) обеспечивает в установленном порядке хранение, учет и использование подлинников (заверенных копий, официальных переводов) международных договоров Российской империи, РСФСР, СССР, а также комплектование, хранение, учет и использование подлинников (заверенных копий, официальных переводов) международных договоров Российской Федерации и материалов по вопросам внешней политики Российской империи, РСФСР, СССР, Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 29.12.2018 № 772)
241) публикует в установленном порядке архивные документы, касающиеся внешней политики и международных отношений Российской империи, РСФСР, СССР, Российской Федерации; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2018 № 772)
25) организует на территории Российской Федерации и за рубежом консульскую работу; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
251) оказывает в установленном порядке и в пределах своей компетенции консульские услуги; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
252) оказывает государственные информационно-консультационные услуги в порядке, устанавливаемом МИДом России; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
26) выдает в установленном порядке основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
261) определяет порядок оформления дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации либо представительствами МИДа России, находящимися в пределах приграничной территории, в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также его форму; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.11.2009 № 1255)
262) осуществляет в установленном порядке регистрацию (перерегистрацию) организаций в целях оказания им консульских услуг; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
263) осуществляет в порядке, устанавливаемом МИДом России, оформление в пределах своей компетенции приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также принятие решений о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.11.2009 № 1255)
264) выдает в установленном порядке и в пределах своей компетенции визы; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
265) истребует из-за рубежа в пределах своей компетенции документы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
266) осуществляет консульскую легализацию документов в порядке, устанавливаемом МИДом России; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
267) устанавливает совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации порядок подтверждения иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявления гарантий предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 07.11.2009 № 1255)
268) ведет в порядке, устанавливаемом МИДом России, государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 07.11.2009 № 1255)
269) устанавливает порядок ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 07.11.2009 № 1255)
27) ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства;
28) осуществляет в соответствии с нормами международного права защиту законных прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом;
29) координирует распространение за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее участии в содействии международному развитию, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 656)
30) дает согласие заинтересованным органам исполнительной власти на распространение официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, включая опубликование дат предстоящих визитов руководителей страны за рубеж, руководителей иностранных государств и международных организаций в Российскую Федерацию, а также на освещение хода этих визитов;
31) принимает участие в протокольном обеспечении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также осуществляет контроль за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов;
32) оказывает в установленном порядке содействие функционированию иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации;
33) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата МИДа России, загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций, организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение профессиональной и языковой квалификации кадров дипломатической службы, а также принимает участие в кадровом обеспечении Россотрудничества; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315, от 21.12.2013 № 940)
34) информирует загранучреждения по вопросам внешней и внутренней политики Российской Федерации;
35) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
36) принимает в установленном порядке совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти меры по обеспечению частичной или полной эвакуации граждан и учреждений Российской Федерации в случае возникновения кризисных и (или) чрезвычайных ситуаций в иностранных государствах; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1198)
37) организует, осуществляет и обеспечивает в пределах своей компетенции безопасность шифровальных работ и связи, защиту сведений, составляющих государственную тайну;
38) обеспечивает осуществление дипломатическо-курьерской связи для доставки дипломатической почты за пределы территории Российской Федерации и на территорию Российской Федерации с использованием мер и средств по ее охране; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 29.12.2018 № 772)
39) осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации приобретение в собственность Российской Федерации объектов недвижимости за рубежом для размещения загранучреждений и оформление соответствующих документов;
40) организует учет недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МИДа России, представляет необходимые сведения о нем в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для включения в реестр федерального имущества;
41) осуществляет функции государственного заказчика и организует капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, инженерно-техническое оснащение объектов центрального аппарата МИДа России, загранучреждений и территориальных органов;
411) осуществляет в установленном порядке формирование и содержание специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях), находящегося в ведении МИДа России, а также предоставление государственным гражданским служащим системы МИДа России на период прохождения ими государственной гражданской службы служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 № 145)
42) осуществляет централизованное финансирование, материально-техническое обеспечение загранучреждений;
421) утверждает единую методику расчета ставок сборов в счет возмещения связанных с совершением консульских действий фактических расходов, взимаемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
422) утверждает нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования загранучреждениями; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2013 № 940)
423) утверждает по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в специализированных структурных образовательных подразделениях загранучреждений; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2013 № 940) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.10.2018 № 602)
424) устанавливает порядок и сроки проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей подведомственных образовательных организаций; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2013 № 940)
43) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.01.2015 № 26)
44) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в сфере международных отношений Российской Федерации;
45) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МИДа России и реализацию возложенных на него функций;
46) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
47) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МИДа России;
48) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МИДа России;
49) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
7. МИД России в целях реализации своих полномочий имеет право:
1) вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предложения о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики Российской Федерации и дипломатической службы;
2) осуществлять контроль за соответствием законодательству Российской Федерации и международно-правовым нормам проектов международных договоров Российской Федерации;
3) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соответствием нормативных правовых актов Российской Федерации ее международным обязательствам;
4) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издавать нормативные правовые акты и иные документы, принимать решения нормативного характера, обязательные для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими в пределах своей компетенции международных контактов;
5) докладывать Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации о действиях органов государственной власти и должностных лиц, влекущих за собой несоблюдение принципа единства внешней политики Российской Федерации, или невыполнение международных обязательств Российской Федерации либо законодательства о международных договорах Российской Федерации, или нарушение установленного порядка осуществления МИДом России координирующей роли в проведении единого внешнеполитического курса Российской Федерации;
6) вносить, в случае если деятельность находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий противоречит установленному порядку, соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
7) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции МИДа России вопросам; передавать информацию указанным органам и организациям;
8) образовывать координационные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
9) образовывать научно-консультативные, методические и экспертные советы в целях выработки научно обоснованных предложений по вопросам внешней политики Российской Федерации;
10) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы;
101) создавать специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждений, приостанавливать и прекращать их деятельность, а также осуществлять следующие полномочия:
устанавливать структуру управления деятельностью и штатное расписание этих подразделений;
осуществлять кадровое, информационное и методическое обеспечение образовательной деятельности;
осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также с требованиями государства, в котором расположено загранучреждение;
обеспечивать эти подразделения бланками документов об образовании, организовывать внесение сведений о выданных документах об образовании в федеральный реестр документов об образовании и (или) о квалификации;
осуществлять контроль за деятельностью этих подразделений;
(Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2013 № 940)
11) учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции МИДа России и Россотрудничества; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
12) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций, включая образовательные организации для подготовки, профессиональной переподготовки и повышения профессиональной и языковой квалификации кадров дипломатической службы, а также медицинские и санаторно-курортные организации; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 21.12.2013 № 940, от 31.03.2016 № 144)
13) организовывать на базе подведомственных медицинских организаций проведение медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, направляемых на работу в загранучреждения, и членов их семей, а также медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение сотрудников дипломатической службы и членов их семей и диспансеризацию сотрудников дипломатической службы; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 31.03.2016 № 144, от 28.10.2016 № 576)
14) организовывать на базе подведомственных медицинских организаций оказание медицинской помощи сотрудникам иностранных дипломатических представительств и членам их семей в целях обеспечения выполнения международных договоров Российской Федерации. (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 20.07.2017 № 331)
III. Организация деятельности
8. МИД России возглавляет Министр иностранных дел Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.11.2021 № 621)
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МИД России полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.
Генеральный директор Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - генеральный директор) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
9. Структурными подразделениями центрального аппарата МИДа России являются департаменты по основным направлениям деятельности и отделы. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.11.2018 № 630)
10. Министр:
1) распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором;
2) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата МИДа России, территориальном органе;
3) назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции руководящих работников центрального аппарата МИДа России, загранучреждений и территориальных органов;
4) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в системе МИДа России;
5) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата МИДа России и территориальных органов в пределах установленных Президентом Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
6) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, проекты других документов по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России и Россотрудничества; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
7) представляет Российскую Федерацию на двусторонних и многосторонних переговорах, по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации подписывает международные договоры Российской Федерации;
8) представляет МИД России в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями;
9) утверждает штатное расписание загранучреждений в пределах установленной Президентом Российской Федерации численности работников, а также смету расходов на содержание загранучреждений в пределах выделенных бюджетных ассигнований;
10) вносит в установленном порядке предложения о назначении и отзыве послов Российской Федерации в иностранных государствах и представителей Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, о назначении и освобождении глав государственных и правительственных делегаций Российской Федерации;
101) назначает на должность и освобождает от должности почетных консулов Российской Федерации, а также дает и в случае необходимости отзывает согласие на назначение на должность почетных консулов иностранных государств в Российской Федерации; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2008 № 1870)
11) присваивает в установленном порядке дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса;
111) (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
112) (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
113) (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
114) (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
115) (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
116) (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
117) (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
118) (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
119) (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 70) (Подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
1110) вносит Президенту Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителя и заместителей руководителя Россотрудничества; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.11.2021 № 621)
1111) утверждает ежегодный план и показатели деятельности Россотрудничества, а также отчет об исполнении плана; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
1112) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для последующего представления Президенту Российской Федерации проект положения о Россотрудничестве, предложения о предельной штатной численности этого Агентства и фонде оплаты труда его работников; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
1113) вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования Россотрудничества; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
1114) во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения Россотрудничеству и контролирует их исполнение; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
1115) дает руководителю Россотрудничества обязательные для исполнения указания; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
1116) приостанавливает в случае необходимости решения Россотрудничества (его руководителя) или отменяет эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом; (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
12) представляет в установленном порядке работников центрального аппарата МИДа России, загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за пределами территории Российской Федерации, к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.10.2008 № 1517)
13) учреждает ведомственные знаки отличия и награждает ими, в пределах своей компетенции применяет иные виды поощрений и налагает взыскания;
14) в установленном порядке и в пределах своей компетенции утверждает уставы подведомственных организаций, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;
15) утверждает составы образуемых МИДом России межведомственных координационных и совещательных органов (советов, комиссий);
16) утверждает положения об образуемых в МИДе России научно-консультативных, методических и экспертных советах и их составы;
17) издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности центрального аппарата МИДа России, загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций - приказы ненормативного характера, распоряжения;
18) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. В МИДе России образуется коллегия из 25 человек в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, руководителя Россотрудничества, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников системы МИДа России. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315)
Состав коллегии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИДа России и принимает соответствующие решения.
Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между председателем коллегии и ее членами решение принимает председатель коллегии, докладывая о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации.
12. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата МИДа России и территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Финансирование загранучреждений осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, и средств, получаемых ими от разрешенных видов деятельности.
13. МИД России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
МИД России имеет геральдический знак - эмблему и флаг, учреждаемые Президентом Российской Федерации. (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 09.07.2010 № 854) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 984)
14. Местонахождение МИДа России - г. Москва.