чественных производителей" просто вызывают аллергию, поскольку это направление политики отождествляют с неэффективными бюджетными расходами и инфляцией. За дискуссиями теряем драгоценное время. Мы можем и должны помогать своим производителям, не прибегая к инфляции или опустошению бюджета, не выходя за рамки наших международных обязательств.
2.4. Барьеры на пути эффективного роста
Реальность такова: в России сформировалась экономика долговой необязательности, когда практически все субъекты хозяйственной деятельности предпочитают жить взаймы, не выполняя при этом свои финансовые обязательства.
Поскольку государство уже перестало давать деньги предприятиям, а банки еще не начали это делать, производители дружно перешли в режим взаимного товарного кредитования, научились обходиться без денежного оборота. Неисполнение взаимных обязательств стало массовым явлением. Система долговой необязательности оказалась весьма живучей, породила внутренние механизмы, обеспечивающие ее устойчивость. Для многих людей она стала источником личного обогащения.
Неплатежи делают финансовое положение предприятий крайне нестабильным. Они лишаются возможности планировать свою деятельность на срок более нескольких месяцев. Управление постоянно осуществляется в чрезвычайном режиме. О каких инвестициях, о каком росте можно говорить?
Сталкиваясь с неплатежами, предприятия пытаются компенсировать ущерб путем завышения цен на свою продукцию, перекладывают потери на плечи немногочисленных платежеспособных потребителей. В результате количество тех, кто может платить, становится еще меньше. Получается воронка, втягивающая в неплатежи и бартер все новые предприятия и секторы рынка. Денег на инвестиции просто не остается.
Неплатежи серьезно повышают уровень инвестиционных рисков. Ни предприятие, ни инвестор не могут сколько-нибудь достоверно оценить эффективность планируемых инвестиций и их возможную окупаемость. Вот почему банки и иные финансовые институты даже в условиях снижения процентных ставок крайне неохотно кредитуют реальный сектор экономики.
Во многом именно из-за неплатежей оказалась размытой граница между легальной и теневой экономикой. Неплатежи запутывают картину финансового состояния предприятий, используются для ухода от налогообложения и других злоупотреблений. Тем самым облегчается проникновение криминальных структур в экономику.
Неспособность одолеть повальные неплатежи - основная неудача экономической реформы. В 1998 году должны быть достигнуты первые ощутимые результаты разрешения этой проблемы. Система долговой необязательности должна быть разрушена. В противном случае рост инвестиций станет невозможным.
Главное, конечно, ликвидировать бюджетные неплатежи. Но не менее важно распутать клубок неплатежей в расчетах между предприятиями. Для этого необходимо:
- способствовать удешевлению кредита и восстановлению оборотных средств предприятий за счет банковских ресурсов;
- приступить к продаже долгов предприятий;
- активизировать процедуру банкротства безнадежных должников;
- разработать схему реструктуризации долгов предприятий друг другу;
- запустить механизмы, обеспечивающие выгодность использования в расчетах "живых денег".
Особая роль в преодолении неплатежей принадлежит крупным производственным системам - РАО "ЕЭС России", Газпрому, МПС. С одной стороны, зачастую необоснованно повышая тарифы, они способствовали раскручиванию спирали неплатежей. С другой стороны, от неплатежей сами же больше всех и пострадали. Именно этот треугольник естественных монополий оказался "крайним". Именно сюда предприятия переместили основную массу неплатежей.
В прошлом году Правительство на основе Послания Президента начало выстраивать систему государственного регулирования естественных монополий. Эту линию надо продолжить.
Государство не собирается "бороться" с естественными монополиями или "уничтожать" их, но будет усиливать контроль за их деятельностью. Будет последовательно стремиться к повышению их эффективности, к выделению из их состава тех сфер, где возможно и целесообразно развитие конкурентной среды.
Не стоит, однако, забывать, что именно естественные монополии в течение последних пяти лет кредитовали своей продукцией всю экономику. Эти несущие конструкции нашей экономики нуждаются в плановом ремонте и укреплении. А значит, их нельзя оставлять без инвестиционных ресурсов.
Необходимо неуклонно увеличивать долю "живых денег" в платежах, получаемых РАО "ЕЭС России", Газпромом, МПС. Но этого мало.
Как показал опыт, экономических стимулов к сбережению ресурсов пока недостаточно: цены на них существенно выросли, но вместо экономии ресурсов получили неплатежи. Понадобятся административные меры прежде всего в отношении бюджетных организаций.
Все эти меры следует объединить в рамках Национальной программы ресурсосбережения. В 1998 году ее надо разработать и приступить к реализации.
Ключи от проблемы неплатежей - бюджет и естественные монополии. Если будем активно продвигаться по этим магистральным направлениям, получим ощутимые результаты уже в текущем году.
Другое серьезное препятствие на пути экономического роста - несовершенная налоговая система. Слишком велико налоговое бремя, слишком высока нестабильность, слишком много подзаконных актов, часто противоречащих друг другу и произвольно трактующих налоговые законы, слишком слабо урегулированы отношения налогоплательщиков и налоговых органов. Налоговая система не стимулирует, а скорее отпугивает потенциальных инвесторов.
Нельзя сказать, что прошедший год оказался потерянным для налоговой системы страны. Заработали новые механизмы реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты, дали определенный результат меры Правительства в отношении злостных неплательщиков. Внесены полезные изменения в налоговые законы.
Но главного сделать не удалось: Налоговый кодекс не принят. Правительство должно сделать выводы из случившегося, гораздо активнее работать с Федеральным Собранием, руководителями регионов, общественностью.
В этом году Налоговый кодекс необходимо принять. Дальше откладывать нельзя. Без Налогового кодекса нет настоящей налоговой реформы. Без налоговой реформы не будет эффективного экономического роста.
Налоговая система должна быть существенно упрощена, что облегчит жизнь налогоплательщиков и улучшит контроль со стороны налоговых органов.
Предстоит значительно уменьшить количество налогов. Из нынешнего перечня останутся только те, по которым налоговые органы в состоянии обеспечить высокую собираемость. Решению этой задачи поможет избавление налоговой системы от необоснованных льгот.
Предварительно необходимо тщательно проанализировать причины слабой собираемости тех или иных налогов, способы ухода от налогообложения, разработать меры противодействия со стороны государства. Правительство должно представить Президенту доклад по этому вопросу до 1 мая 1998 года.
Надо четко регламентировать отношения налогоплательщиков и налоговых органов, что означает издание ведомственных актов не в дополнение, а во исполнение законов. Необходимо закрепить механизмы надежной защиты прав граждан и предприятий, равно как и установить ответственность за полную и своевременную уплату налогов.
Налогоплательщик должен хорошо знать, сколько он должен заплатить в казну в отчетном периоде, и быть уверенным в том, что лишнего с него никто не потребует. Но он также должен знать, что при действующей системе контроля ему не удастся избежать уплаты того, что с него причитается.
Стратегическое направление реформы - снижение налогового бремени. Твердо заявляю: в 1999 году, первом году действия Налогового кодекса, ни для одного из хозяйствующих субъектов налоговое бремя не будет увеличено. С 2000 года мы начнем поэтапное снижение налогов.
1998 год тоже упускать не следует. Одновременно с работой над Налоговым кодексом надо внести изменения в нынешние законы о налогах и таможенных платежах, которые, не вызывая потерь для бюджета, способствовали бы инвестиционной активности предприятий.
Тормозит эффективный экономический рост разрыв между российским фондовым рынком и реальным производством. Фондовый рынок, ориентируясь на краткосрочные спекулятивные операции, пока мало помогает инвестициям в реальный сектор.
Не способствует росту и низкий уровень защиты инвесторов и акционеров. Порой они не имеют возможности проводить нужную политику на предприятии, а потому отказываются от вложения денег или занимаются исключительно краткосрочными фондовыми операциями.
1997 год можно назвать годом становления российского фондового рынка. Следующие два года должны стать периодами его эффективного развития.
Сдерживает рост экономики также несбалансированная финансовая инфраструктура. Здесь доминируют банки, располагающие в основном "короткими" деньгами. А для инвестиций нужны другие деньги - "длинные".
Мы должны содействовать созданию нормальной конкурентной среды, сделать все, чтобы развивались страховые компании, государственные и негосударственные пенсионные фонды, другие элементы финансовой инфраструктуры. Именно они, потеснив банки, превратят эту инфраструктуру в полноценную, эффективно способствующую экономическому росту.
Следует изменить налоговые и другие законы с целью привлечения дополнительных средств граждан в страхование и пенсионные фонды, направить эти резервы на инвестиции.
Но это перспективная задача. Сегодня же мы можем рассчитывать в основном на инвестиционную активность банков, прежде всего крупных, купивших в ходе приватизации важнейшие промышленные объекты. Ради этого государство способствовало концентрации финансовых и производственных ресурсов. Теперь общество вправе рассчитывать на отдачу.
Порой, однако, бывает, что банк, купив предприятие, не столько вкладывает в него средства для развития производства, сколько "высасывает" из предприятия все деньги, которыми оно обладало, а потом тратит их на покупку нового предприятия. В итоге банк оправдывает вложенные средства, а предприятие остается без денег, без инвестиций, без перспектив.
Правительству следует провести ревизию выполнения инвестиционных обязательств банками - покупателями предприятий. Если эти обязательства не выполняются, то органы власти должны возбуждать иски и через суд возвращать предприятия государству для последующей продажи.
Наконец, серьезный барьер на пути экономического роста - недостаток квалифицированных кадров, готовых работать в новых экономических условиях. Государство будет продолжать работу по подготовке управленческих кадров для современной экономики.
2.5. Выравнивание экономических условий
Российские регионы всегда развивались неравномерно. Однако в последние годы такая неравномерность стала нарастать.
Сказывается разная способность региональных властей понять и принять перемены. Различно и отношение в регионах к частным собственникам, особенно мелким и средним. По-разному трактуется понятие "регулирование экономики".
Нередко в регионах нарушаются принципы добросовестной конкуренции: чинятся препятствия появлению новых центров экономического влияния, например, "посторонних" банков в угоду банкам "карманным".
Очень многое сегодня зависит от уровня личных контактов регионального руководства с федеральными органами. А это основа ненадежная, поскольку ставит решение государственных проблем в зависимость от сиюминутных, субъективных факторов.
Органы исполнительной власти некоторых регионов участвуют в реализации федеральных программ на своих территориях только в тех случаях и в той мере, в какой считают для себя удобным.
Одним из действенных рычагов продвижения реформ во все без исключения регионы должна стать дифференцированная экономическая политика. Ее смысл - различный объем федерального присутствия в зависимости от того, улучшается ли в том или ином субъекте Российской Федерации социально-экономическое положение. Для обеспечения такой политики необходим постоянный социально-экономический мониторинг.
Разумеется, финансовый контроль необходим во всех субъектах Российской Федерации. Но если экономическое и социальное положение региона ухудшается, для федеральной власти это должно быть сигналом включения более жестких форм контроля, особенно за тем, на что и в каком объеме расходуются в регионах федеральные средства.
Процесс выплаты долгов по заработной плате бюджетникам показал, что далеко не все руководители регионов умеют мобилизовать собственные возможности. Борьба с задолженностью бюджетникам позволила на практике убедиться, в каких регионах руководители справляются со своими обязанностями, держат ситуацию под контролем, а в каких им это не под силу. Стало ясно, что предельно остро стоит проблема укрепления принципа федерализма в бюджетных отношениях.
Как показывает жизнь, нынешняя система межбюджетных отношений явно не соответствует задачам сегодняшнего дня. Она складывалась во многом стихийно в период наиболее трудного этапа в жизни России. Результатом этого стали:
- резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;
- отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет;
- неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в том числе получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.
В 1998 году систему межбюджетных отношений надо существенно обновить, что предполагает ряд мер.
Совершенствование нормативного принципа планирования сумм трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в региональные. Обновленная система нормативов должна учитывать прежде всего социальную обеспеченность населения с учетом специфических условий региона. Эту систему нужно положить в основу разработки проекта федерального бюджета на 1999 год.
Увеличение доли связанных трансфертов, т.е. трансфертов, направляемых на конкретные цели, согласованные между федеральным центром и регионами. Связанные трансферты будут предоставляться на основе договоров, заключаемых между Правительством России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предусматривающих жесткий контроль за целевым использованием средств.
Установление зависимости величины нецелевых трансфертов и ассигнований от следующих параметров:
- открытость бюджетного процесса в регионе для контроля со стороны федеральных органов власти;
- эффективность использования средств регионального и местных бюджетов, включая средства, передаваемые из федерального бюджета;
- принимаемые в регионе усилия по мобилизации доходов в бюджет, включая федеральный;
- степень участия региональных органов власти в реализации федеральных программ на своей территории;
- соблюдение федерального законодательства.
Отмечу еще один важный момент, который существенно влияет на наполняемость региональных бюджетов, а значит, способствует экономическому росту. Речь идет о системе зачисления налогов, которые платят общероссийские компании. Необходимо установить такую систему, при которой налоги уплачиваются преимущественно по месту основной производственной деятельности, а не там, где зарегистрированы головные управленческие структуры этих компаний.
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ - РЕЗЕРВ ПОДЪЕМА
3.1. Власть и экономика
В нашем обществе, государственном аппарате до сих пор нет ясных представлений о месте и роли государства в экономической сфере в условиях демократии и рыночных отношений.
В последнее время справедливо ставится вопрос о повышении роли государства в регулировании рыночной экономики. Все дело, однако, в том, что понимать под этим.
Если государство будет еще в большей степени, чем сегодня, ставить деятельность субъектов рынка в зависимость от бюджетных ресурсов, стремиться к сохранению как можно большего объема государственного сектора, если будет по-прежнему проявлять себя инерция действий, характерных для централизованной плановой экономики, то наше общество вступит на путь, не имеющий ничего общего ни с демократией, ни с эффективной экономикой. По этому пути мы не пойдем.
Путь другой - развести государственное и частное, установить предельно ясные отношения между властью и участниками экономической жизни.
Основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть нормативно-правовое регулирование и контроль, имеющие целями создание благоприятной правовой и институциональной среды обитания бизнеса, развитие конкуренции, упорядочение экономического оборота.
Такой подход предполагает:
- обеспечение легальности экономических отношений;
- защиту прав и законных интересов участников экономической деятельности;
- обеспечение неотвратимой ответственности субъектов рынка за несоблюдение законодательства, за нарушение договорных отношений;
- преодоление монополизма и развитие конкурентных рынков.
Требуется радикальное усиление государственного контроля за законностью создания и деятельности предпринимательских структур. Эффективный контроль в этой сфере - одно из самых слабых мест, что является существенной причиной теневой экономики.
Сильным рычагом контроля станет единая государственная регистрация юридических лиц, недвижимости, сделок с ней. Регистрация даст возможность гарантировать законность деятельности субъектов рынка, предоставить контрагентам объективную информацию, не содержащую, разумеется, коммерческих тайн.
Необходимо не только дополнить Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости и сделок с ней законом о государственной регистрации юридических лиц, но и выстроить совместно с субъектами Российской Федерации современную систему регистрационных органов.
Нуждается в законодательном упорядочении и система лицензирования. Нормативная база по вопросам лицензирования пока противоречива. Базового закона нет вообще. Излишнее распространение этой меры прямого административного воздействия на хозяйствующие субъекты неоправданно ограничивает свободу предпринимательской деятельности, создает дополнительные условия для злоупотреблений. Поэтому крайне важно для нормального экономического оборота законодательно определить критерии отбора видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Роль регулятора лицензирование выполняет лишь в том случае, если получение лицензии в последующем сопровождается государственным контролем. Иначе вся процедура превращается в исключительно фискальную операцию, а в наших условиях становится одним из источников коррупционной опасности.
Один из важнейших механизмов, препятствующих экономическим злоупотреблениям, - правовое регулирование обеспечения государственных нужд. По этим вопросам принят блок нормативных актов, которые тем не менее не составляют согласованной системы. Нет единого понятия государственных нужд, государственного контракта, статуса и функций госзаказчика. Следует также законодательно отладить взаимоотношения в цепочке: Правительство - госзаказчик - исполнитель.
Государство давно в долгу перед участниками экономического оборота из-за отсутствия механизма, стимулирующего и обеспечивающего долговременное кредитование. Необходимо в короткие сроки доработать и принять закон о залоге недвижимости (об ипотеке). Понятно, что его принятие непосредственно связано с решением вопроса о признании земли объектом экономического оборота.
Не менее важно укрепить механизмы ответственности участников экономического оборота. Этим целям должно служить законодательство, обеспечивающее:
- неотвратимость гражданско-правовой ответственности за нарушение закона, невыполнение обязательств по договорам, нанесение материального ущерба;
- безусловное и быстрое исполнение судебных решений по гражданским делам, и прежде всего предусматривающих взыскание ущерба, возмещение вреда, восстановление нарушенных прав;