задействовать получившие новое дыхание добрососедские, уважительные отношения с Финляндией и Швецией.
По-прежнему недостаточное внимание Россия уделяет развитию взаимовыгодного сотрудничества, укреплению доверия со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Мы будем активизировать это направление внешней политики.
В отношениях России с США сохранялась позитивная динамика. Целенаправленно работает Комиссия Черномырдин-Гор. В целом успешно развивается торгово-экономическое сотрудничество. Большое значение для сохранения стратегической стабильности имеет пакет договоренностей о разграничении стратегических и нестратегических систем ПРО. Это позволило перейти к предметному обсуждению основных параметров Договора СНВ-3.
Подлинным прорывом на азиатском направлении нашей политики стал прием России в члены организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это пример практической реализации тезиса об уникальной роли России как евроазиатской державы.
Российско-китайские связи уверенно развиваются в русле стратегического, доверительного партнерства, направленного в XXI век. Важным шагом на этом направлении явилось урегулирование принципиальных вопросов, касающихся демаркации российско-китайской государственной границы.
Масштабное торгово-экономическое сотрудничество должно стать прочной основой наших отношений с Японией. На это нацелен "план Ельцина-Хасимото".
Традиционно сохраняются наши дружественные связи и экономическое взаимодействие с Индией.
Внешнеполитические инициативы и шаги России, как и подобает великой державе, охватывают все значимые международные проблемы, а географически - практически весь мир. Сегодня всем ясно: без России невозможно продуктивно решать острые международные вопросы - будь то боснийская проблема, арабо-израильское урегулирование или ситуация на Среднем Востоке.
Растущий динамизм и глобальность внешней политики России требуют нового уровня слаженности всех ветвей власти. Позитивным примером можно назвать ратификацию Государственной Думой Конвенции о запрещении химического оружия. Насущная задача - ратификация Договора СНВ-2. Необходимо ускорить процесс присоединения нашей страны к основным конвенциям Совета Европы. Актуальным является принятие федерального закона "О полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации".
Национальные интересы России за прошедший год не изменились. Изменилась динамика работы по их обеспечению, повысилась практическая отдача. Главной становится задача обеспечения благоприятных внешних условий для экономического роста и перехода к подъему страны.
2. ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2.1. Какой рост нам нужен
В предыдущих посланиях вопрос об экономическом росте ставился как о перспективе. Речь шла прежде всего о создании стандартных условий, необходимых для его начала. Эти задачи в целом решены.
В 1997 году впервые за последнее время зафиксирован небольшой рост ВВП и промышленного производства. Вопрос сейчас не в том, реален ли рост, а в том - почему он низкого качества.
Рост экономики происходит в условиях, когда инвестиций слишком мало, а взаимные неплатежи предприятий продолжают увеличиваться. Он не подкреплен достаточными финансовыми ресурсами, не связан со снижением затрат, улучшением структуры производства и обновлением основного капитала, сочетается с острым бюджетным кризисом, а потому остается неустойчивым и неэффективным.
Тому есть, конечно, объективные причины. Экономика, пережившая длительный спад и совсем недавно победившая инфляцию, не может сразу выйти на траекторию эффективного роста. Сказался и мировой финансовый кризис.
Но есть и собственные просчеты: прежде всего, отсутствие внятной программы мер по стимулированию роста.
Нам нужны не только цифры экономических показателей.
Гораздо важнее, чтобы за ними стояла современная, конкурентоспособная продукция. Чтобы за продукцию предприятия получали "живые деньги", часть которых бы шла на инвестиции. Чтобы внедрялись новые технологии, снижались затраты, повышалась эффективность. Чтобы появились средства для ликвидации бюджетного кризиса.
Выйти именно на такое, высокое качество роста - задача не одного года. Но начинать надо сейчас. Не сделаем этого - уйдем в сторону от магистрального пути, способного вывести Россию на уровень развитых стран мира. Более того, выдохнется даже та энергия роста, которую имеем сейчас.
В программу стимулирования экономического роста должны входить меры инвестиционной и промышленной политики. Предстоит определить способы мобилизации источников роста, снять или существенно снизить барьеры, стоящие на его пути.
При этом чрезвычайно важно подготовиться к решению новых проблем.
Если спад выравнивает положение участников экономического процесса (плохо всем), то рост обычно позволяет вырваться вперед сильным, делая более заметным отставание слабых. Первые признаки видны уже сейчас - усиливаются различия между регионами, отраслями, отдельными предприятиями.
Экономический рост по-новому ставит проблему занятости: неизбежное обновление оборудования и снижение издержек ударит по рынку труда.
Считаю необходимым выработать надежный прогноз развития ситуации на рынке труда, принять необходимые решения по бюджету и внебюджетным фондам на 1999 год, а если потребуется - внести изменения в финансовые законы на 1998 год.
В преддверии экономического роста нам нужна новая политика в области занятости, направленная на решение ключевых задач:
- увеличение уровня занятости;
- повышение стимулов активного поиска работы безработными;
- разработка специализированных государственных программ для градообразующих предприятий;
- смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы.
Качественно иной должна стать система социального партнерства. Пока здесь ощущается явный дефицит ответственности. Действуя по старинке, и профсоюзы, и работодатели по любому поводу апеллируют к государству. Но ведь и те, и другие - равноправные партнеры, которые обязаны законными способами договариваться о защите социальных интересов работников.
Еще одна новая проблема - технологическая база экономического роста. Куда пойдут инвестиционные ресурсы, кто получит заказы российских предприятий?
Вопрос сложный. С одной стороны, массированные закупки иностранного оборудования и технологий чреваты утратой технологической независимости, продолжением спада в отечественном машиностроении. С другой стороны, нельзя идти против рынка, навязывать покупателям устаревшие и неконкурентоспособные изделия только потому, что они выпускаются в России.
В ближайшее время жду от Правительства предложения по этому вопросу.
Перед нами неизбежно встанет проблема: состояние производственной инфраструктуры. Она у нас давно не обновлялась. В течение последних лет мы ее только латали, но ведь в ближайшее время нагрузка неминуемо увеличится. Следовательно, необходима система мер обеспечения технологической безопасности, которую Правительство должно разработать.
Экономический рост высокого качества - главное условие успешного завершения реформ.
Только такой рост позволит нормализовать бюджет, а значит, создать финансовый запас прочности для успешного завершения военной и социальных реформ.
Только такой рост даст возможность поднять реальные доходы населения, а значит, безболезненно довести до конца реформу жилищно-коммунального хозяйства.
Только такой рост откроет дорогу полноценной реформе налогообложения, когда с предприятий можно будет снять существенную часть налогового бремени, не подрывая доходную базу бюджета.
Только такой рост станет надежной основой подъема России.
2.2. Наведение порядка в государственных финансах
Не наведя порядок в финансах государства, мы не решим ни одной задачи. Еще в прошлом году началась работа на этом стратегическом направлении. Однако она еще далека от завершения.
В 1998 году надо, наконец, принять Бюджетный кодекс. Иначе нельзя будет упорядочить весь бюджетный процесс.
Необходимо реализовать имеющийся план действий по повышению собираемости налогов и других бюджетных платежей с предельной жесткостью.
Предстоит полностью урегулировать накопившуюся бюджетную задолженность перед населением, предприятиями и впредь не допускать ее возникновения. В 1999 год мы не должны взять с собой ни рубля бюджетного долга.
Следует существенно усилить работу по реструктуризации задолженности в бюджеты всех уровней.
Деятельность любого руководителя сейчас следует оценивать не по способности выбивать деньги у государства, а по умению укладываться в отведенные статьи расходов. Мы должны начать, наконец, жить по средствам.
Правительству необходимо разработать Программу экономии государственных расходов. К середине мая работу над ней надо завершить.
Нужно незамедлительно развернуть работу над проектом бюджета 1999 года. Не позднее мая должны быть известны основные параметры бюджета следующего года. Тогда можно планировать политику на перспективу. Для того чтобы сделать бюджет 1999 года реальным, потребуется пересмотреть десятки законов, провести ревизию бюджетной сферы, обеспечить экономию финансовых ресурсов.
В 1999 году нам необходимо гарантированно выйти на нулевой первичный дефицит федерального бюджета.
Мы не наведем порядка в финансах без наведения порядка в управлении государственным долгом. Прежде всего предстоит кардинально повысить эффективность управления внешним долгом и зарубежными активами, в том числе путем конкурсного привлечения коммерческих структур. Новые заимствования осуществлять только для реструктуризации имеющейся задолженности (перевод "коротких" денег в "длинные", замещение дорогих по обслуживанию займов более дешевыми). В первой половине этого года Правительство должно направить в Государственную Думу соответствующий законопроект.
Необходимо подготовиться к введению моратория на рост заимствований из иностранных источников, завершить согласованную с МВФ программу кредитования. Эта программа должна стать последней. Однако Россия продолжит конструктивное сотрудничество с МВФ и Мировым банком.
К концу 1998 года бюджетный кризис должен быть преодолен.
Экономический рост станет устойчивым, если будет подкреплен инвестициями и увеличением платежеспособного спроса.
Таким образом, перед нами две задачи принципиального характера.
Первая - повышение инвестиционной активности.
Вторая - обеспечение динамичного развития внутреннего рынка.
2.3. Инвестиции и внутренний рынок
Для повышения инвестиционной активности мы и дальше будем наводить порядок в государственных финансах, снижать процентные ставки и доходность на рынке государственных ценных бумаг.
Однако только финансовых условий недостаточно для того, чтобы увеличился поток инвестиций.
Во-первых, сами эти условия сейчас хуже, чем в начале осени 1997 года. Наши финансовые рынки достигнут лучших прошлогодних отметок не раньше лета.
Во-вторых, даже выход на такие показатели не гарантирует массированного перетока финансовых ресурсов в сферу производства. Долгосрочных кредитов слишком мало, процентные ставки все еще непосильно высоки для большинства предприятий.
В-третьих, банки и другие финансовые институты имеют немало возможностей для прибыльного размещения своих денег. Реальный сектор пока не стал для них привлекательным. И без реформы предприятий, без серьезных стимулов со стороны государства они туда не пойдут.
Иными словами, на механизмы финансового рынка можно и нужно рассчитывать. Но нельзя пассивно ждать, когда они заработают в полную силу.
Для повышения инвестиционной активности потребуется серия продуманных шагов.
Прежде всего - земельная реформа. Проведенный в конце предыдущего года Круглый стол показал, что принципиальных разногласий по вопросу о частной собственности на землю нет, есть только проблема государственного контроля за оборотом земли. На этом и следует сконцентрировать внимание.
В 1998 году Правительство должно представить в Федеральное Собрание законопроекты о регулировании земельных отношений. Их базовые принципы:
- сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения;
- ограничение на владение такими землями для иностранцев;
- недопущение ухудшения качества сельскохозяйственных угодий;
- "прозрачность" процедуры оформления купли-продажи земли.
Призываю Федеральное Собрание открыть "зеленую улицу" таким законам. Создать для согласования позиций, если понадобится, трехстороннюю комиссию, как по бюджету. Промедлим - так и оставим сельское хозяйство без инвестиций, на периферии экономического развития.
Необходимо мобилизовать все источники инвестиций. У нас они есть. Назову основные. Это рублевые сбережения населения, средства предприятий, экспорт, иностранные инвестиции, бюджет (долевое участие в инвестиционных проектах, гарантии и иные механизмы). По каждому из этих источников понадобится специальная программа действий, позволяющая максимально привлечь инвестиционные ресурсы.
Есть и другие резервы.
Сбережения населения в иностранной валюте. Они должны работать на экономику, а не лежать мертвым грузом.
Правительству надо серьезно заняться этой проблемой. Использовать налоговые и иные инструменты для стимулирования конвертации этих средств в рубли с последующим размещением в российской финансовой системе. Помогут делу развитие рынков недвижимости и золота. Немалый вклад в решение проблемы способен внести Центральный банк.
Банковские кредиты предприятиям. Банки боятся давать деньги, так как риски слишком высоки, но при этом потенциальные инвесторы не обладают сведениями о финансовом состоянии предприятий. Отсюда ясна задача государства: гарантировать правовыми средствами финансовую "прозрачность" предприятий независимо от форм собственности.
Внешние заимствования российских предприятий. Политику надо построить так, чтобы эти деньги расходовались только на инвестиционные цели. Следует исключить их использование для уплаты налогов и других обязательных платежей.
Продажа дебиторской задолженности. Такой путь позволит не только привлечь инвестиционные ресурсы, но и развязать узлы взаимных неплатежей предприятий.
Ресурсы банков, направляемые на ипотечное кредитование. Земельная реформа даст простор залоговым операциям с недвижимостью, позволит привлечь значительные средства для инвестиций в аграрный сектор и жилищное строительство.
Среди прочих источников:
- использование собственности России за рубежом в качестве залога под привлечение финансовых ресурсов;
- операции с высвобождаемым военным имуществом - залог, долгосрочная аренда, продажа, внесение в уставные фонды.
Важно не только нарастить объем инвестиций, но и добиться положительного изменения их структуры. Здесь все еще чувствуются перекосы старой экономической системы. Скажем, издавна высок внешний спрос на продукцию сырьевых отраслей. Потому они и остаются инвестиционно привлекательными.
Совсем другое дело - отрасли высоких технологий. Раньше деньги давало государство посредством громадного военного заказа. Теперь этого нет. Выходит, сектор высоких технологий обречен на умирание? Такое недопустимо. Но недопустимо и сводить развитие этого сектора к вопросу об увеличении бюджетного финансирования. Как показал опыт последних лет, отечественная наукоемкая продукция находит спрос на мировых рынках, успешно может конкурировать и на внутреннем.
Современные технологии - товар, причем товар весьма дорогой. Его надо не только охранять, но и уметь с выгодой для страны продавать. Отрасли высоких технологий способны и должны превратиться в основную движущую силу экономического роста.
Итак, нужна инвестиционная политика. Мы больше не можем мириться с ее фактическим отсутствием.
Инвестор в первую очередь думает о перспективах сбыта своей продукции. Он уверен в рынке сырья потому, что этот рынок - часть рынка мирового, который понятен и стабилен. В остальных секторах российского рынка инвестор не уверен, поэтому денег не дает и не даст до тех пор, пока эти рынки не выйдут из стагнации и не сбросят оковы неплатежей.
Обеспечить условия для стабильного развития внутреннего рынка - одна из важнейших задач нынешнего года.
Прежде всего государство обязано создать условия для вкладывания средств инвесторами, установив понятные и предсказуемые на ближайшие 5 - 10 лет юридические и экономические нормы хозяйствования.
Требуется внятная политика, направленная на увеличение доходов населения, способствующая оживлению потребительского спроса. Это непростая задача. Рыночная экономика не позволяет государству напрямую воздействовать на уровень доходов. Здесь допустимы лишь косвенные методы. В частности, необходимо разработать и приступить к реализации политики роста заработной платы бюджетников, опережающего темпы инфляции. Требуется также стимулировать развитие потребительского кредита, продаж товаров населению в рассрочку, развитие системы кредитных союзов и других форм целевого кредитования граждан, способствующих росту потребительского спроса.
Но остается вопрос: куда пойдут деньги российских потребителей, какие товары - отечественные или зарубежные - они станут покупать?
Пока наши товаропроизводители, сталкиваясь с острой конкуренцией со стороны иностранных фирм, часто уступают свои позиции, прежде всего из-за высокого уровня издержек. В 1998 году надо не только продолжить снижение тарифов на продукцию естественных монополий, но и провести полную инвентаризацию структуры затрат, принять решения, позволяющие их сократить.
Совершенно недопустимо, когда при осуществлении государственных закупок приоритет отдается импортным товарам при наличии аналогичных по показателям отечественных. Государство само является покупателем промышленной и продовольственной продукции и в этом качестве обязано показывать пример.
Необходимо выстроить систему сопровождения российского экспорта. В частности, ориентироваться на связанное инвестиционное кредитование зарубежных стран, с тем чтобы выделенные нами средства расходовались на приобретение продукции отечественных предприятий. Важнейшим критерием качества работы наших ведомств с зарубежными странами и международными организациями должно стать положение российских предприятий на мировом рынке.
Нашу внешнюю политику следует "экономизировать" - так же, как это делается в других странах. В этом значительный резерв повышения эффективности российской дипломатии. Прежде всего речь идет о продвижении на мировые рынки российской высокотехнологичной продукции.
Внешнеэкономический курс России остается неизменным - вступление во Всемирную торговую организацию, выполнение общепризнанных правил мировой торговли. Но это вовсе не означает, что мы будем закрывать глаза на факты недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных партнеров. Ни один факт дискриминации российских товаров на мировом рынке не должен оставаться без внимания и ответных действий. У нас есть соответствующий закон, в котором определено, что надо делать в подобных случаях. Его попросту надо активно применять.
На внутреннем рынке нам также нужно освоить и научиться применять цивилизованные антидемпинговые процедуры, не допускать вытеснения российских товаров импортными, продаваемыми по заведомо заниженным ценам.
Уже приведенные способы поддержки отечественных производителей показывают, сколько резервов у нас еще не задействовано. Перечисленные и другие рычаги должны составлять систему мер по поддержке отечественных производителей.
У самых разных политических сил идея такой поддержки понимается по-своему. Встречаются и крайние взгляды. Кое у кого слова "поддержка оте