ки, а также участие в разработке инновационных проектов и новых технологий в области оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, оперативно-технологического управления, релейной защиты и автоматики; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
организацию и проведение отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
формирование, поддержание в актуальном состоянии и раскрытие (предоставление) другим лицам цифровых информационных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
иные функции, определенные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
3. Субъекты электроэнергетики вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и команды дистанционного управления, если их исполнение создает угрозу жизни людей, повреждения оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций. (В редакции Федерального закона от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
4. Выдача обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с ограничением режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии, и ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров системного оператора осуществляются системным оператором только в случае необходимости принятия мер по предотвращению возникновения или ликвидации аварийных ситуаций. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.08.2019 № 262-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 11.06.2022 № 174-ФЗ, от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
Статья 15. Аварийные электроэнергетические режимы
При возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов (режимов, которые характеризуются параметрами, выходящими за допустимые пределы, определяемые в соответствии с обязательными требованиями) действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов и соответствующие обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
Статья 151. Обеспечение дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
1. В отношении функционирующих в составе Единой энергетической системы России объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 220 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 25 мегаватт (за исключением атомных электростанций), а также в отношении функционирующих в составе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 5 мегаватт (за исключением атомных электростанций), в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляется переход к дистанционному управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием таких объектов из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
2. При проектировании, строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и проектная документация на строительство (реконструкцию) которых будет утверждена в период начиная с 1 января 2025 года, собственниками или иными законными владельцами таких объектов электроэнергетики должны быть обеспечены разработка и реализация мероприятий, необходимых для создания технической возможности осуществления изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния указанных объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
3. Собственники или иные законные владельцы объектов электроэнергетики, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2025 года, соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и в отношении которых имеется техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязаны не позднее 1 января 2027 года обеспечить переход к управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием таких объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с планами-графиками реализации необходимых для этого мероприятий, разработанными указанными собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики и согласованными субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по состоянию на 1 января 2025 года отсутствует, и в отношении объектов электроэнергетики, проектной документацией на строительство (реконструкцию) которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не предусмотрена, создание технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляется при последующей реконструкции таких объектов электроэнергетики.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых уполномоченным органом до 1 января 2027 года согласован вывод из эксплуатации, реализация дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не осуществляется.
Критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, порядок определения наличия указанной технической возможности и обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяются Правительством Российской Федерации.
4. Объем реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
Статья 16. Оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
1. Системный оператор оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии. (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих такому обязательному обслуживанию, а также основы ценообразования и порядок оплаты указанных услуг, в число которых входят следующие услуги: (В редакции Федерального закона от 19.10.2023 № 503-ФЗ)
управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и осуществление проектирования развития электроэнергетических систем; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
обеспечение надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности. (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 262-ФЗ, от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, заключают с системным оператором безвозмездные соглашения, которыми устанавливается порядок осуществления технологического взаимодействия системного оператора с указанными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем). Порядок заключения указанных соглашений определяется правилами недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
Заключение безвозмездных соглашений, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, является обязательным для соответствующих субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
2. Заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, отнесенными в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, с системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора. (В редакции федеральных законов от 04.11.2007 № 250-ФЗ, от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии несут ответственность за нарушение установленного порядка исполнения оперативно-диспетчерских команд и распоряжений системного оператора в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 04.11.2007 № 250-ФЗ, от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и осуществления проектирования развития электроэнергетических систем, обязаны уплатить системному оператору (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе соответствующему субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) по его требованию пени в размере одной стотридцатой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
3. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
4. Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях и со статьями 20 и 25 настоящего Федерального закона.
Статья 17. Соблюдение субъектом оперативно-диспетчерского управления требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления
(Наименование в редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
1. Оценка соблюдения системным оператором обязательных требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора и государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, вправе обращаться в суд с требованием о лишении физических лиц - диспетчеров, нарушивших порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, права осуществлять профессиональную деятельность в сфере оперативно-диспетчерского управления.
Должностные лица системного оператора несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность в случае нарушения порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 18. Гражданско-правовая ответственность субъекта оперативно-диспетчерского управления
(Наименование в редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
1. За действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, системный оператор несет ограниченную ответственность в пределах, установленных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
2. За убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, системный оператор, действовавший в пределах своих полномочий, не несет ответственность. Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) системного оператора, действовавшего в пределах своих полномочий, возмещаются согласно договорам, заключаемым в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков. (В редакции федеральных законов от 04.11.2007 № 250-ФЗ, от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) системного оператора, действовавшего с превышением своих полномочий, возмещаются в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусматривающем возмещение реального ущерба в полном объеме и упущенной выгоды в случае, если в судебном порядке будет доказано, что указанные действия (бездействие) совершены умышленно или по грубой неосторожности. (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
3. В целях защиты имущественных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии от указанных в пункте 2 настоящей статьи действий (бездействия) системный оператор обязан осуществлять страхование риска ответственности за причинение ущерба субъектам электроэнергетики, потребителям электрической энергии в результате действий (бездействия) системного оператора, а также вправе осуществлять страхование риска ответственности за нарушение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховой деятельности. Предельный объем средств, предназначенных для указанного страхования, определяется в соответствии с федеральными законами и включается в состав платы за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Данные средства имеют строго целевое назначение и могут расходоваться только на уплату страховой премии в связи с осуществлением страхования риска ответственности за причинение ущерба субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии и риска ответственности за нарушение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России. (В редакции федеральных законов от 04.11.2007 № 250-ФЗ, от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
Организация, осуществляющая страхование, определяется на основе открытого конкурса.
4. Для защиты своих имущественных интересов от указанных в пункте 2 настоящей статьи действий (бездействия) субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии вправе осуществлять дополнительное добровольное страхование своих предпринимательских рисков.
Статья 19. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах
1. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, перечень которых утверждается в соответствии с настоящим Федеральным законом, в период до 31 декабря 2023 года включительно осуществляется функционирующими в пределах этих систем субъектами оперативно-диспетчерского управления. Перечень таких субъектов и порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в указанных системах определяются Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 29.06.2018 № 172-ФЗ, от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
2. Начиная с 1 января 2024 года оперативно-диспетчерское управление в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем осуществляется единолично системным оператором. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
3. П