исхождения электрической энергии, путем их учреждения, приобретения долей (акций), в том числе за счет членских взносов, может участвовать в уставных капиталах иных организаций, осуществляющих функции коммерческой инфраструктуры оптового рынка, а также может управлять пакетами долей (акций) указанных организаций. (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 489-ФЗ)
При формировании советов директоров (наблюдательных советов) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системного оператора в их составе предусматривается обязательное членство представителей совета рынка.
3. Совет рынка осуществляет следующие функции:
1) определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;
2) разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке;
3) организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;
4) установление системы и порядка применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, в том числе исключение из их состава;
5) участие в подготовке проектов правил оптового и розничных рынков и предложений о внесении в них изменений;
6) осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
7) установление платы за внесение записей в реестр атрибутов генерации, платы за предоставление доступа к информационной системе, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, платы за использование функциональных возможностей информационной системы, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, и платы за предоставление сведений, содержащихся в реестре атрибутов генерации (за исключением сведений, доступ к которым по решению Правительства Российской Федерации предоставляется без взимания платы);
8) установление платы за осуществление квалификации генерирующих объектов, которая может быть дифференцирована в зависимости от характеристик генерирующего объекта (в том числе таких, как установленная генерирующая мощность, используемые источник энергии и технология производства электрической энергии);
9) разработка стандартной формы договора о ведении реестра атрибутов генерации;
10) мониторинг ценовой ситуации на оптовом и розничных рынках, в том числе на основе первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и иной информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти в установленном ими порядке;
11) проведение в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации оценки экономических последствий для потребителей на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики, в отношении которого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти рассматривается вопрос о предъявлении требования о приостановлении вывода его из эксплуатации или о продолжении функционирования данного объекта;
12) оценка экономических последствий применения на оптовом и розничных рынках результатов научно-технической и инновационной деятельности в сфере электроэнергетики;
13) признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированными генерирующими объектами;
14) ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии.
(Пункт в редакции Федерального закона от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
31. Организации коммерческой инфраструктуры осуществляют следующие функции:
1) предоставление услуг по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами;
2) предоставление услуг по проведению сверки и (или) зачета взаимных встречных обязательств участников торговли;
3) организация системы гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключения договоров и осуществления расчетов за электрическую энергию и оказываемые услуги;
4) осуществление регистрации двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
5) организация системы измерений и сбора информации о фактическом производстве электрической энергии и мощности и об их потреблении на оптовом рынке;
6) подтверждение фактов предоставления и получения мощности субъектами оптового рынка и фактов оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
7) взаимодействие с организациями технологической инфраструктуры в целях прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии и мощности на оптовом рынке, поддержания предусмотренных обязательными требованиями параметров качества электрической энергии, надежности энергоснабжения;
8) проведение мероприятий в соответствии с правилами оптового рынка, обеспечивающих принятие советом рынка решений о присвоении юридическим лицам статуса субъекта оптового рынка или о лишении юридических лиц этого статуса;
9) прогнозирование цен электрической энергии и мощности;
10) мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, и мониторинг выполнения показателей финансовой дисциплины;
11) осуществление квалификации генерирующих объектов;
12) учет атрибутов генерации и ведение реестра атрибутов генерации, предоставление сертификатов происхождения;
13) выполнение иных функций, установленных актами Правительства Российской Федерации в рамках предмета регулирования настоящего Федерального закона.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
32. Квалификация генерирующего объекта осуществляется за плату, размер и порядок внесения которой определяются наблюдательным советом совета рынка. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
33. Распределение функций между организациями коммерческой инфраструктуры осуществляется в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
34. Мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, представляет собой систему постоянного сбора, обработки и анализа организацией коммерческой инфраструктуры представленной ими информации об их финансовом состоянии в целях своевременного выявления и оценки рисков невыполнения указанными гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями обязательств по оплате электрической энергии, мощности и услуг, связанных с обращением таких товаров. Порядок проведения мониторинга финансового состояния указанных субъектов оптового рынка, а также состав информации, необходимой для проведения этого мониторинга, и порядок ее представления определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
4. В целях обеспечения контроля за деятельностью совета рынка уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти: (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
обладает правом вето в отношении решений органов управления совета рынка;
направляет в органы управления совета рынка вопросы, обязательные для рассмотрения и подлежащие включению в повестку дня очередного или внеочередного собрания или заседания органов управления совета рынка, к компетенции которых относится решение данных вопросов;
принимает решение по обязательному для рассмотрения и направленному в органы управления совета рынка вопросу в случае, если указанные органы в течение 45 дней не приняли по нему решение.
Контроль за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры осуществляется Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, в том числе посредством участия в работе наблюдательного совета совета рынка.
В состав наблюдательного совета совета рынка входят:
восемь представителей, уполномоченных Правительством Российской Федерации и назначаемых из числа сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики; (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 253-ФЗ)
пять представителей продавцов электрической энергии (в том числе один представитель продавцов электрической энергии, использующих для ее производства уголь в качестве основного топлива, два представителя продавцов электрической энергии, использующих для ее производства природный газ в качестве основного топлива, один представитель продавцов электрической энергии, владеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании атомными станциями, установленная генерирующая мощность которых в совокупности превышает 20 тысяч МВт, и один представитель продавцов электрической энергии, владеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании гидроэлектростанциями, установленная генерирующая мощность которых в совокупности превышает 20 тысяч МВт); (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 394-ФЗ)
пять представителей покупателей электрической энергии (в том числе два представителя гарантирующих поставщиков и (или) энергосбытовых организаций, два представителя крупных потребителей и один независимый представитель потребителей электрической энергии на розничных рынках, назначаемый решением Правительства Российской Федерации, не являющийся аффилированным лицом и не входящий в группу лиц ни с одним другим членом совета рынка; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 394-ФЗ)
четыре представителя организаций коммерческой и технологической инфраструктур. При этом количество представителей организаций коммерческой и технологической инфраструктур является равным.
Порядок работы наблюдательного совета совета рынка и порядок принятия им решений устанавливаются уставом совета рынка в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом особенностями.
К исключительной компетенции наблюдательного совета совета рынка относятся:
принятие решения об исключении члена совета рынка из совета рынка; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 06.11.2013 № 308-ФЗ)
принятие решения о форме проведения общего собрания членов совета рынка; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 06.11.2013 № 308-ФЗ)
принятие решения о выборе организации для выполнения всех или нескольких определенных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функций коммерческой инфраструктуры;
утверждение порядка ведения реестра субъектов оптового рынка;
утверждение стандартной формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, регламентов оптового рынка; (В редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ)
утверждение изменений, вносимых в стандартную форму договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартные формы договоров, обеспечивающих осуществление торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, и в регламенты оптового рынка; (В редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ)
утверждение порядка досудебного урегулирования споров на оптовом и розничных рынках в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;
утверждение принципов и порядка применения имущественных санкций за нарушение правил оптового рынка;
утверждение порядка осуществления контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии; (В редакции федеральных законов от 26.07.2010 № 187-ФЗ, от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
избрание органа надзора за финансово-хозяйственной деятельностью совета рынка и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора совета рынка; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью коммерческого оператора и иных организаций коммерческой инфраструктуры; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
утверждение стандартной формы договора о ведении реестра атрибутов генерации и вносимых в нее изменений; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 04.08.2023 № 489-ФЗ)
утверждение размера и порядка взимания платы за внесение записей в реестр атрибутов генерации, платы за предоставление доступа к информационной системе, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, платы за использование функциональных возможностей информационной системы, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, и платы за предоставление сведений, содержащихся в реестре атрибутов генерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 04.08.2023 № 489-ФЗ)
Совет рынка, организации коммерческой инфраструктуры в одностороннем внесудебном порядке изменяют договоры о присоединении к торговой системе оптового рынка, иные договоры, обеспечивающие осуществление торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, договоры о ведении реестра атрибутов генерации в соответствии с изменениями, вносимыми в стандартные формы договоров и утвержденными наблюдательным советом совета рынка, если иное не предусмотрено договорами, заключенными субъектами оптового рынка. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 489-ФЗ)
Организация коммерческой инфраструктуры вправе являться представителем продавцов и (или) покупателей электрической энергии и (или) мощности по договорам, обеспечивающим осуществление торговли электрической энергией и (или) мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, в том числе на основании договоров коммерческого представительства. Организация коммерческой инфраструктуры вправе одновременно являться стороной указанных договоров, действуя от своего имени, и выступать представителем продавцов и (или) покупателей электрической энергии и (или) мощности в указанных договорах. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
5. В целях обеспечения баланса интересов продавцов электрической энергии и покупателей электрической энергии и предотвращения злоупотребления монопольным положением в учредительных документах совета рынка предусматриваются:
запрет распоряжаться более чем 20 процентами голосов при принятии решений общим собранием совета рынка или наблюдательным советом совета рынка в отношении любого субъекта оптового рынка (аффилированных лиц, группы лиц);
порядок учета интересов всех субъектов оптового рынка при принятии решений советом рынка и его органами управления.
6. Совет рынка обязан раскрыть любому обратившемуся к нему заинтересованному лицу:
правила допуска субъектов оптового рынка к торгам на оптовом рынке;
правила заключения и исполнения договоров на оптовом рынке;
правила проведения сверки и зачета взаимных встречных обязательств субъектов оптового рынка;
правила проведения расчетов на оптовом рынке;
регламент внесения изменений в указанные правила.
Плата, взимаемая за предоставление указанной информации, не должна превышать сумму расходов, фактически понесенных советом рынка при предоставлении указанной информации.
7. Коммерческим оператором оптового рынка является хозяйственное общество, осуществляющее деятельность по организации торговли на оптовом рынке, связанную с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, и оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
Указанная деятельность коммерческого оператора оптового рынка осуществляется им в соответствии с правилами оптового рынка и на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора оптового рынка подлежат государственному регулированию в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.
Деятельность коммерческого оператора оптового рынка в части организации торговли на оптовом рынке, связанная с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности, иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, и оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка без получения специального разрешения (лицензии).
Услуги коммерческого оператора оптового рынка по организации торговли на оптовом рынке в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, оплачиваются субъектами оптового рынка - исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, а также организациями, имеющими намерение принять участие в отборе исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
Коммерческий оператор оптового рынка осуществляет страхование риска ответственности за нарушение договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и иных договоров, заключенных им на оптовом рынке.
(Пункт в редакции Федерального закона от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
8. На оптовом рынке действует система коммерческого учета электрической энергии и мощности, в том числе в целях оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии. Организации, обеспечивающие функционирование коммерческой инфраструктуры, применяют расчетный способ определения объема электрической энергии и объема мощности, проданных или приобретенных на оптовом рынке, в случаях и в порядке, которые установлены договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. (В редакции Федерального закон