енением режима потребления электрической энергии за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию, цен на мощность и цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, определяемых по результатам отбора:
в отношении электрической энергии - ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;
в отношении мощности - ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности, а также прогнозируемых объемов услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
в отношении услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии - ценовых заявок исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в пределах прогнозируемых объемов таких услуг в соответствующий календарный год, а также исходя из непревышения совокупной стоимости отобранного объема таких услуг над предельной стоимостью совокупного объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
2) самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности, а также цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии сторонами двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
(Пункт в редакции Федерального закона от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
21. В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на объем электрической энергии, соответствующий всей располагаемой мощности объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением объектов, выведенных из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
22. Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
23. Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.
При заключении в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, отдельными поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, а также отобранными исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и покупателями электрической энергии и мощности двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии условия таких договоров определяются их сторонами самостоятельно.
Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
24. Порядок подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения рыночных цен оптового рынка и стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами оптового рынка. Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен, цен покупки и продажи, стоимости электрической энергии на оптовом рынке осуществляются коммерческим оператором оптового рынка. Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.
По результатам отбора ценовых заявок в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, формируются критерии оптимизации электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России для системного оператора.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
25. Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность, а также цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии и их стоимости. Цены (тарифы) на мощность формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
26. В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:
1) генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность;
2) атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
27. Во вторую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:
1) тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме;
2) гидроэлектростанций в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности;
3) тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, вырабатываемой с использованием в качестве основного топлива нефтяного (попутного) газа или продуктов его переработки.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
28. В третью очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в случаях, установленных правилами оптового рынка, и при наличии долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
29. Указанный в пунктах 26 - 28 настоящей статьи объем производства электрической энергии принимается на оптовом рынке в процессе планирования в установленном настоящей статьей порядке в случае подачи этими организациями ценопринимающих заявок (заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе электрической энергии, которые заменяют заявки. При необходимости эти организации могут уточнять объем электрической энергии посредством подачи в соответствии с правилами оптового рынка заявок, что исключает их из третьей очереди в части уточненного объема.
Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на оптовом рынке, в том числе в первую и во вторую очередь, направляется на обеспечение исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.
В случае, если на оптовом рынке не может быть принят совокупный объем электрической энергии (в первой, во второй, в третьей очереди), в отношении непринятого объема электрической энергии действует механизм ценообразования, не влекущий за собой возникновения убытков у сторон договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается правилами оптового рынка.
В случае, если исполнение обязательств, установленных по результатам торгов на оптовом рынке, в том числе вследствие подачи или неподачи субъектами оптового рынка ценопринимающих заявок, влечет за собой угрозу надежности функционирования Единой энергетической системы России, невозможность обеспечения теплофикационных режимов или нарушение иных технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, системный оператор осуществляет планирование и управление электроэнергетическим режимом работы электроэнергетической системы и управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики без учета результатов таких торгов.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
210. Равновесные цены электрической энергии определяются на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии в ценовых зонах оптового рынка с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, цена и стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на оптовом рынке за расчетный период определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных правилами оптового рынка процедур.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
211. В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности квалифицированных генерирующих объектов, к которым в соответствии с правилами оптового рынка подлежит применению данный механизм стимулирования, на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
212. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии формируются организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми они располагают на момент формирования таких цен и стоимости. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, проданных или оказанных в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, проданных или оказанных либо купленных или оплаченных субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.
Коммерческий оператор оптового рынка обязан обеспечить хранение информации о сформированных им рыночных ценах на электрическую энергию и на мощность, о ценах на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, а также предоставление указанной информации третьим лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предоставленные советом рынка и коммерческим оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности данные о результатах торговли являются официальным источником информации о рыночных ценах, складывающихся на оптовом рынке за расчетный период. Предоставленные советом рынка данные о нерегулируемых прогнозных свободных ценах на электрическую энергию (мощность) являются официальным источником информации, используемой субъектами оптового и розничных рынков для прогнозирования объема и стоимости электрической энергии (мощности), а также официальным источником информации, используемой при государственном регулировании цен (тарифов).
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
213. В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на оптовом рынке превышает ограничения, установленные правилами оптового рынка, на оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.
Порядок организации оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
214. Субъекты оптового и розничных рынков в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, предоставляют в совет рынка информацию о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом и розничных рынках. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
3. Величина фактических потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций, являющихся субъектами оптового рынка, оплачивается этими сетевыми организациями в установленном правилами оптового рынка порядке. При этом такие сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь.
Стоимость потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций и учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, не учитывается при определении обязательств по оплате электрической энергии участников оптового рынка - покупателей электрической энергии.
(Пункт в редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ)
4. Особенности режима экспорта и импорта электрической энергии определяются правилами оптового рынка с учетом положений статьи 30 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
Правила оптового рынка могут предусматривать распределение на конкурентной основе для экспорта и импорта прав на использование ограниченной пропускной способности межгосударственных электрических линий среди субъектов оптового рынка. Порядок распределения указанных прав, определение их стоимости, механизмы распределения средств от продажи указанных прав, порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь, а также порядок определения организаций, осуществляющих такие действия, из числа организаций коммерческой и (или) технологической инфраструктур и другие особенности устанавливаются правилами оптового рынка. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
5. Предусмотренные федеральными законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью положения об условиях совершения крупных сделок и о порядке их одобрения, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не распространяются на сделки, заключение которых в соответствии с правилами оптового рынка необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры
1. Функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивают следующие организации:
совет рынка; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
коммерческий оператор оптового рынка;
иные организации, на которые в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры.
Советом рынка является некоммерческая организация, которая образована в организационно-правовой форме ассоциации (союза) в виде некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 191-ФЗ; от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
Целями создания совета рынка являются обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики, организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и качественном снабжении электрической энергией потребителей, а также создание и обеспечение функционирования и развития системы учета атрибутов генерации и системы обращения сертификатов происхождения электрической энергии. (В редакции федеральных законов от 11.06.2022 № 174-ФЗ, от 04.08.2023 № 489-ФЗ)
2. Деятельность совета рынка осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Высшим органом управления совета рынка является общее собрание членов совета рынка. Формами проведения такого собрания являются собрание (совместное присутствие членов совета рынка для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) и (или) заочное голосование. Решения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания членов совета рынка, принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов совета рынка, принимающих участие в общем собрании членов совета рынка. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 06.11.2013 № 308-ФЗ)
Для обеспечения эффективного взаимодействия организаций коммерческой и технологической инфраструктур совет рынка участвует в уставном капитале коммерческого оператора, организации коммерческой инфраструктуры, осуществляющей учет атрибутов генерации, ведение реестра атрибутов генерации и предоставление сертификатов про