орских водах и в территориальном море осуществляется научными организациями на основании ежегодного плана проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов, решений о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, а также выданных указанным организациям разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и разрешений на проведение морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
ГЛАВА V. ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ
Статья 32. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря
Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 321. Основные принципы защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря
Основными принципами защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря являются:
обеспечение биологического разнообразия морской среды внутренних морских вод и территориального моря;
обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море;
предотвращение загрязнения морской среды внутренних морских вод и территориального моря;
запрещение или ограничение хозяйственной и иной деятельности, которая может нанести ущерб особо охраняемым природным территориям внутренних морских вод и территориального моря, а также хозяйственной и иной деятельности в рыбохозяйственных заповедных зонах внутренних морских вод и территориального моря.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Статья 33. Нормирование качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря
1. Нормирование качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря осуществляется в целях охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов.
2. Поддержание морской среды внутренних морских вод и территориального моря в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается посредством установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, целевых показателей качества воды в водных объектах, нормативов в области охраны окружающей среды, а также требований в области охраны окружающей среды, определенных законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Статья 34. Государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море
(Наименование в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
1. Государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
2. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
3. Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море. (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 364-ФЗ, от 07.05.2013 № 87-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
4. Объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 161 настоящего Федерального закона, за исключением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков). В случае, если план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2012 № 287-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
5. Положения настоящей статьи не применяются к удалению затонувшего имущества. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2021 № 470-ФЗ)
Статья 35. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом
Оценка соблюдения обязательных требований, в том числе в области охраны окружающей среды, а также морской среды и природных ресурсов, внутренних морских вод и территориального моря, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 36. Государственный экологический мониторинг внутренних морских вод и территориального моря
(Наименование в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
1. Государственный экологический мониторинг внутренних морских вод и территориального моря (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений по физическим, химическим, гидробиологическим и микробиологическим показателям, а также оценку и прогноз их изменений под влиянием природных и антропогенных факторов. (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 364-ФЗ; от 21.11.2011 № 331-ФЗ)
2. Государственный мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Статья 37. Захоронение отходов и других материалов и сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море
(Наименование в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 213-ФЗ)
1. В целях настоящего Федерального закона:
захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 364-ФЗ, от 07.05.2013 № 87-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 13.07.2015 № 213-ФЗ)
сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс загрязняющих веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним. (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 364-ФЗ; от 13.07.2015 № 213-ФЗ)
2. Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения донного грунта, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается. (В редакции федеральных законов от 07.05.2013 № 87-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в границах рыбохозяйственных заповедных зон внутренних морских вод и территориального моря, а также в случае, если этот грунт содержит загрязняющие вещества, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 07.05.2013 № 87-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
Запрет на захоронение донного грунта, содержащего загрязняющие вещества, установленный абзацем вторым настоящего пункта, не распространяется на случаи захоронения во внутренних морских водах и в территориальном море этого грунта, загрязняющие вещества в котором содержатся в концентрациях, не превышающих химических характеристик грунта в районе его захоронения до воздействия, вызванного захоронением грунта. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 13.07.2015 № 213-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
Статья 371. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море
(Наименование в редакции Федерального закона от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
1. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
2. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора). (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
3. Срок выдачи разрешения на захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море (далее в настоящей статье - разрешение) не должен превышать восемь месяцев, включая срок проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих деятельность по захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено наличие решения о предоставлении водного объекта в пользование в отношении отдельных районов внутренних морских вод и территориального моря, в которых планируется захоронение донного грунта, и такое решение и (или) положительное заключение государственной экологической экспертизы данных документов и (или) документации представлены в составе запроса о получении разрешения (далее в настоящей статье - запрос) - тридцать дней со дня получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), этого запроса. Указанные сроки подлежат продлению на тридцать дней в случае поступления от федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящей статьи, замечаний, касающихся данного разрешения. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
4. Проект разрешения подлежит согласованию с:
1) федеральным органом исполнительной власти по обороне в части отсутствия угрозы обороне страны;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, в части отсутствия угрозы безопасности мореплавания;
3) федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в части отсутствия рыбохозяйственных заповедных зон в предполагаемых районах захоронения донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море;
4) Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в части отсутствия угрозы безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути. (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 27.12.2018 № 525-ФЗ)
5. Российское юридическое лицо или физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), заинтересованные в захоронении донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море (далее в настоящей статье - заявитель), направляет запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр). (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
6. Запрос должен содержать:
1) информацию о заявителе (фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя, для которого также указываются данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), наименование, место нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о заявителе - юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц);
2) характеристики донного грунта:
общее количество (в тоннах или других единицах измерения) и средние показатели количества предполагаемого к захоронению донного грунта, например, за один день, одну декаду, один месяц, один год;
состояние, свойства (физические, химические, биохимические и биологические);
загрязненность (количественные и качественные характеристики веществ, содержащихся в донном грунте);
устойчивость, например, физическую, химическую и биологическую;
накопление и биотрансформацию в биологических материалах и осадках;
склонность к взаимодействию в морской среде с другими растворенными в ней органическими и неорганическими веществами;
вероятность эффекта окраски или других изменений, понижающих товарные качества рыбной продукции; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 338-ФЗ)
географические координаты района извлечения;
3) характеристики района и метода захоронения донного грунта:
местоположение (географические координаты района захоронения, глубину и расстояние от берега);
количество захоронений за определенный период, например за один день, одну неделю, один месяц, один год;
положение по отношению к зонам отдыха, участкам недр внутренних морских вод и территориального моря, районам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, рыбохозяйственным заповедным зонам внутренних морских вод и территориального моря;
первоначальное растворение, произведенное с помощью предложенного метода захоронения;
характеристику рассеивания (влияние течений, приливов и ветра на горизонтальное перемещение и вертикальное смешивание);
характеристику воды (температуру, плотность, соленость, стратификацию, кислородные показатели загрязнения, содержание органического и минерального азота, взвесей, питательных веществ, продуктивность);
характеристику дна (топографию, геохимическую и геологическую характеристики осадков, биологическую продуктивность);
наличие и эффекты других захоронений, которые были сделаны в районе захоронения донного грунта (данные о тяжелых металлах и содержание органического углерода);
4) общие условия захоронения донного грунта:
возможное влияние на зоны отдыха (мутность, неприятный запах, обесцвечивание и вспенивание);
возможное влияние на окружающую среду, в том числе на морскую среду, и на осуществление рыболовства;
возможное влияние на другие виды использования моря (ухудшение качества воды для промышленного применения, помехи судоходству или рыболовству вследствие накопления донного грунта на морском дне и проблема защиты районов, имеющих особое значение для научных целей или для целей сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря);
доступность методов захоронения донного грунта на суше;
периоды, в течение которых планируется осуществлять захоронение донного грунта;
вид (тип) транспортных средств, которые предполагается использовать для доставки донного грунта в район его захоронения, метод захоронения донного грунта (загрузка судна в тоннах, способ удаления донного грунта с судна, число этих действий в сутки, скорость удаления донного грунта в тоннах в сутки, объем каждого из этих действий в тоннах);
5) программу наблюдений за районами захоронения донного грунта и состоянием мо