РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации
Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
(В редакции федеральных законов от 22.04.2003 № 49-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 148-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.11.2007 № 261-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 27.12.2009 № 364-ФЗ, от 05.04.2011 № 48-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 28.07.2012 № 132-ФЗ, от 30.12.2012 № 287-ФЗ, от 07.05.2013 № 87-ФЗ, от 07.06.2013 № 110-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 22.12.2014 № 446-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 253-ФЗ, от 18.07.2017 № 177-ФЗ, от 05.02.2018 № 15-ФЗ, от 29.07.2018 № 270-ФЗ, от 27.12.2018 № 525-ФЗ, от 26.07.2019 № 244-ФЗ, от 02.08.2019 № 260-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ, от 13.07.2020 № 207-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 11.06.2021 № 193-ФЗ, от 02.07.2021 № 338-ФЗ, от 30.12.2021 № 470-ФЗ, от 14.03.2022 № 56-ФЗ, от 28.06.2022 № 194-ФЗ, от 21.11.2022 № 454-ФЗ, от 05.12.2022 № 510-ФЗ, от 10.07.2023 № 294-ФЗ, от 19.10.2023 № 503-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации
1. Внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
2. К внутренним морским водам относятся воды:
портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации
1. Территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.
Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
2. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.
3. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
4. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Статья 3. Делимитация территориального моря
Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря
1. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
2. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
3. Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200 000 - 1:300 000, а в случае отсутствия таких карт - на карты масштаба 1:100 000 или 1:500 000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.
Статья 41. Искусственные острова, установки и сооружения во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации
1. Для целей настоящего Федерального закона под искусственными островами понимаются стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе.
2. Для целей настоящего Федерального закона под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 03.02.2014 № 15-ФЗ)
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ
Статья 5. Правовой режим морских портов Российской Федерации
1. Правовой режим морских портов в Российской Федерации является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)
Правовой режим морских портов с учетом климатических, гидрологических и метеорологических особенностей устанавливается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации.
Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в "Извещениях мореплавателям".
3. Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской порт и выход судов из морского порта и отвечающим в морском порту за безопасность мореплавания, является капитан морского порта. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)
4. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ)
5. Функции и полномочия капитана морского порта устанавливаются и регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)
6. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в морском порту, согласовывают свои действия с капитаном морского порта лишь в случае, если действия указанных должностных лиц затрагивают компетенцию капитана морского порта.
7. Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим морских портов.
Статья 6. Заход иностранных судов в морские порты
1. Все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.
2. В отношении судов, плавающих под флагом иностранного государства, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с иностранным государством, в котором имеются ограничения захода в их морские порты в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с Российской Федерацией, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с Российской Федерацией, решением Правительства Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.
Порядок подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, утверждается Правительством Российской Федерации.
Заход иностранных судов в морской порт может быть запрещен капитаном морского порта в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 21.11.2022 № 454-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 14.03.2022 № 56-ФЗ)
3. На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.
4. Иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать:
законодательство Российской Федерации, касающееся обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия); (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 193-ФЗ)
пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
правила, установленные для морских портов;
правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории Российской Федерации;
другие правила, установленные законодательством Российской Федерации, а также международные нормы и стандарты, установленные международными договорами Российской Федерации.
5. Выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов. (В редакции федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 7. Военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей
1. Должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, регулирующим заход всех судов и военных кораблей Российской Федерации, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в военно-морскую базу или пункт базирования военных кораблей и выход из военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей и отвечающим за безопасность мореплавания, является старший морской начальник, с которым согласовывают свои действия капитан морского порта, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей.
В случае, если в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей одновременно базируются военные корабли различных федеральных органов исполнительной власти, включая военные корабли федерального органа исполнительной власти по обороне, должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей является старший морской начальник федерального органа исполнительной власти по обороне.
2. В случае, если военно-морская база или пункт базирования военных кораблей имеет смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выхода из морского порта всех судов Российской Федерации, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностным лицом пограничного органа федеральной службы безопасности и должностным лицом таможенного органа. (В редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 446-ФЗ)
3. Правила плавания и пребывания в военно-морских базах и пунктах базирования военных кораблей разрабатываются федеральным органом исполнительной власти по обороне, утверждаются Правительством Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям". (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
4. Перечень военно-морских баз и пунктов базирования военных кораблей утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Заход иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты
1. Иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (далее - иностранные военные корабли и другие государственные суда), могут заходить в морские порты по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации.
2. Порядок захода иностранных военных кораблей и других государственных судов в морские порты, а также порядок их пребывания в морских портах регулируются правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации и публикуемыми в "Извещениях мореплавателям".
3. В отношении иностранных военных кораблей и других государственных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении военных кораблей и других государственных судов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.
Статья 9. Вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты
1. Вынужденный заход иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты - заход, осуществляемый в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:
аварии, стихийного бедствия или сильного шторма, угрожающего безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;
ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;
буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;
доставки спасенных людей;
необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.
2. Правом вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты пользуются все иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда без какой бы то ни было дискриминации в соответствии с нормами международного права.
3. Капитан иностранного судна, командир иностранного военного корабля или другого государственного судна в случае вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды или в морской порт обязан немедленно сообщить об этом капитану ближайшего морского порта и в дальнейшем действовать согласно его указаниям либо указаниям командира военного корабля, капитана морского или речного судна или командира летательного аппарата Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи либо для выяснения обстоятельств вынужденного захода.
4. В сообщении о вынужденном заходе должны содержаться следующие сведения:
название иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;
государство флага;
имя и фамилия капитана иностранного судна или командира иностранного военного корабля или другого государственного судна;
тип двигательной установки (ядерный или обычный);
причина вынужденного захода;
наличие на борту ядерных или других опасных или ядовитых по своей природе веществ или материалов;
потребность в помощи и ее характер;
предполагаемое время вынужденного захода, а также другие сведения.
5. Оценку причин вынужденного захода и технического состояния (при необходимости) иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна (без нарушения иммунитета иностранного военного корабля или другого государственного судна) осуществляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти по безопасности самостоятельно или с привлечением специалистов морского порта, военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, нап