Полный текст заключения на законопроект:
Проект федерального закона №443002-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий и исключения дублирования в законодательстве Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании» (далее – законопроект) подготовлен в целях реализации подпункта «з» пункта 1 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 20 января 2010г. №8, утверждённого Президентом Российской Федерации (№Пр-155 от 22 января 2010г.), и направлен на исключение противоречий и дублирования в отдельных законодательных актах Российской Федерации с нормами законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Актуальность законопроекта не вызывает сомнений. Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания и предложения.
Законопроектом не все законодательные акты Российской Федерации, содержащие нормы об установлении обязательных требований к продукции и процессам, стандартизации, оценке соответствия, аккредитации, приводятся в соответствие с Федеральным законом «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон).
В связи с этим законопроект в представленной редакции не исключает параллельного регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, одновременно законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и федеральными законами, относящимися к другим отраслям законодательства.
Кроме того, во многих законодательных актах Российской Федерации используется устаревшая терминология, не соответствующая терминологии законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, что влечёт за собой трудности при применении соответствующих норм на практике.
В целях исключения двойного регулирования указанных отношений и приведения терминологии законодательных актов Российской Федерации в соответствие с требованиями законодательства изменения также должны быть внесены в Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 474, 481, 542), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (статьи 9, 69, 99), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (статья139), Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (статья 18), федеральные законы «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (статьи 5, 11, 13, 19, 20, 25, 26), «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» (статьи 2, 5, 10, 12, 14), «О семеноводстве» (статьи 27–30, 34), «О племенном животноводстве» (статьи 13, 19), «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (статья 17), «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (статья 11), «Об охране атмосферного воздуха» (статьи 5, 12, 15), «О науке и государственной научно-технической политике» (статья 12), «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (статьи 3, 13), «Об электроэнергетике» (абзац одиннадцатый статьи 3, статья 28), «О естественных монополиях» (пункт 5 статьи 8), «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (пункт 3 части 6 статьи 3), «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (пункт 21 части 1 статьи 15), «О государственной тайне» (статья 28), «Об обеспечении единства измерений» (статья 19), «О безопасности дорожного движения» (статьи 5, 6, 8, 11, 12, 22, 30), «О радиационной безопасности населения» (статьи 9, 11), «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (статьи 1, 14), «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (статья 3), «О погребении и похоронном деле» (пункт 6 статьи 17), «О товарных биржах и биржевой торговле» (статья 18), «О государственном материальном резерве» (статьи 2, 12, 16), «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (статьи 1, 3, 7, 11), «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (статья 2), Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (статья 10) и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.
По конкретным статьям законопроекта имеются следующие замечания.
Предусмотренная статьёй 1 законопроекта редакция пункта 14 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан неудачна. В данном случае необходимо подчеркнуть, что подтверждение соответствия работ и услуг связано с указанной в этом пункте продукцией.
Учитывая то, что медико-биологические и санитарные требования к сельскохозяйственной и пищевой продукции должны входить по мере необходимости в состав требований безопасности, устанавливаемых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, предусмотренная статьёй 2 законопроекта редакция пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» допускает неоднозначность в регулировании соответствующих отношений и в связи с этим требует уточнения.
Аналогичное замечание относится к пункту 1 статьи 6 законопроекта.
Требуют доработки предусмотренные статьёй 4 законопроекта изменения в Федеральный закон «О геодезии и картографии». Следует указать в названном Федеральном законе, что требования к геодезической и картографической продукции, а также технические требования к средствам измерений, применяемым при осуществлении геодезической и картографической деятельности, обеспечивающие их безопасность и единство измерений, устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Соответствующие изменения должны быть внесены не только в статью 7, но и в статью 6 данного Федерального закона.
Статья 5 законопроекта составлена без учёта изменений, внесённых в статью 14 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Федеральным законом от 26 июля 2010г. №186-ФЗ. Необходимые изменения следует также внести в статью 9 данного Федерального закона.
Учитывая то, что регистрация является формой оценки соответствия, следует привести в соответствие с требованиями Федерального закона не только статью 14, но и статьи 9–13 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (статья 7 законопроекта).
В статье 8 законопроекта не определён порядок выдачи разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах (часть 6 статьи 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), являющийся одной из форм подтверждения соответствия.
Предусмотренные статьёй 10 законопроекта изменения в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не обеспечивают чёткого разделения сферы регулирования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Необходимо по меньшей мере конкретизировать отличительные признаки требований безопасности к продукции и связанным с ними процессам, которые могут входить в состав санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, указав при этом, что данные требования безопасности могут входить в состав санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований до момента принятия соответствующего технического регламента.
Изменения, вносимые статьёй 12 законопроекта в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», требуют уточнения. В частности, не ясно, почему в пункте 1 статьи 9 названного Федерального закона речь идёт не о безопасности, а о качестве пищевых продуктов, материалов и изделий. Кроме того, с целью недопущения возникновения избыточных административных барьеров следует определить критерии, по которым пищевые продукты, материалы и изделия относятся к впервые разрабатываемым для изготовления и впервые ввозимым для реализации на территории Российской Федерации видам, подлежащим государственной регистрации.
В законопроекте недостаточно чётко разграничены сферы регулирования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и Федерального закона «Об охране окружающей среды». Поскольку к целям принятия технических регламентов относится в том числе охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений (статья 6 Федерального закона), а к целям стандартизации – повышение экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, обеспечение рационального использования ресурсов (статья 11 Федерального закона), предусмотренные статьей 15 законопроекта изменения требуют уточнения. Кроме того, в законопроекте не решён вопрос о соотношении технологических нормативов, нормативов допустимых физических воздействий, нормативов допустимых выбросов и сбросов химических веществ с обязательными требованиями к продукции и процессам, которые должны устанавливаться техническими регламентами. Необходимо также внести изменения в статьи 31 и 45 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В статье 16 законопроекта следует привести в соответствие с Федеральным законом статьи 7 и 17 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
По законопроекту также имеются замечания редакционного и юридико-технического характера.
Представляется целесообразным осуществлять доработку законопроекта одновременно с работой над проектом федерального закона №442978-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», принятым Государственной Думой в первом чтении 16 ноября 2010 года, а также с учётом положений проекта федерального закона №454517-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Принимая во внимание изложенное, законопроект требует доработки в соответствии с указанными замечаниями.