Полный текст заключения на законопроект:
Проект федерального закона №442978-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее – законопроект) направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Законопроектом предусматривается уточнить сферу регулирования Федерального закона «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон). Однако изменения, вносимые законопроектом в статью 1 Федерального закона, требуют доработки по следующим основаниям.
Согласно изменениям, вносимым в пункт 3 статьи 1 Федерального закона, его действие не будет распространяться на стандарты оказания медицинской помощи. Указанная норма фактически дублирует абзац четвёртый новой редакции пункта 4 этой статьи, предусматривающий подобное изъятие для отношений, связанных с установлением требований к безопасности оказания медицинской помощи. Кроме того, федеральными законами предусматриваются не стандарты оказания медицинской помощи, а стандарты медицинской помощи.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о нераспространении действия Федерального закона на стандарты оценочной деятельности, минимальные социальные стандарты, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации.
Учитывая требования Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», следует исключить из сферы регулирования Федерального закона отношения, связанные с установлением требований к лекарственным средствам либо к обращению лекарственных средств, а не только к их безопасности.
Законопроект также необходимо согласовать с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Так, в абзаце третьем новой редакции пункта 4 статьи 1 Федерального закона следует говорить о требованиях в области охраны окружающей среды.
Законопроектом предусматривается исключить из сферы регулирования Федерального закона отношения, связанные с установлением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Вместе с тем общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к промышленным объектам, установлены Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В связи с этим следует определить, будет ли названный Федеральный закон распространяться на опасные производственные объекты в случае принятия законопроекта, и внести необходимые изменения.
Потребуется также решить вопрос о порядке дальнейшей работы над проектами технических регламентов, объектами технического регулирования которых являются опасные производственные объекты (принятые Государственной Думой в первом чтении проекты федеральных законов №282757-5 «Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», №118971-5 «Технический регламент о безопасности электрических станций и сетей»; внесённый Правительством Российской Федерации проект федерального закона №408228-5 «О безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов» и т. д.).
Согласно новой редакции пункта 4 статьи 1 Федерального закона из сферы его регулирования исключаются отношения, связанные с установлением требований по обеспечению экологической безопасности, безопасности в области космической деятельности, санитарно-гигиенических и иных требований, «за исключением случаев установления требований к продукции в соответствии с положениями Федерального закона». При этом остается не ясным, могут ли техническими регламентами устанавливаться обязательные требования к процессам, которые связаны с требованиями к соответствующей продукции.
Необходимо иметь в виду, что предусмотренные законопроектом новации потребуют адекватного правового упорядочения отношений по установлению обязательных требований к продукции и процессам, стандартизации, аккредитации, оценке соответствия, а также внесения необходимых изменений в соответствующие законодательные акты Российской Федерации.
Законопроектом в статью 2 Федерального закона вводится ряд новых понятий, определения которых недостаточно проработаны (такие, как «испытательная лаборатория (центр)», «предварительный национальный стандарт», «аттестат аккредитации», «область оценки соответствия», «область аккредитации», «эксперт по аккредитации», «технический эксперт», «одобрение типа»).
Например, из законопроекта не ясно, чем «эксперт по аккредитации» отличается от «технического эксперта». Следует также отметить, что права и обязанности экспертов по аккредитации и технических экспертов в законопроекте не определены.
В законопроекте фактически не урегулированы вопросы, касающиеся правового статуса испытательных лабораторий (центров).
Согласно законопроекту предварительный национальный стандарт является документом по стандартизации, принятым с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базироваться будущий национальный стандарт. Однако новая статья 162 Федерального закона не определяет порядок накопления указанного опыта.
Необходимо более чётко определить критерии, по которым продукцию следует относить к впервые выпускаемой в обращение, в частности в случае её модернизации (новые пункт 3 статьи 25 и пункт 10 статьи 46 Федерального закона).
Также следует уточнить период, в течение которого продукция может считаться продукцией, впервые выпускаемой в обращение.
Представляется целесообразным раскрыть в законопроекте термины «жизненный цикл продукции» и «тип продукции», которые в законодательстве понимаются неоднозначно.
Учитывая то, что одобрение типа является одной из форм оценки соответствия, необходимые изменения следует внести в абзац второй пункта 3 статьи 7 Федерального закона.
В соответствии с законопроектом Правительство Российской Федерации утверждает перечень типовых схем (модулей) обязательного подтверждения соответствия вместе с рекомендациями по их использованию (изменения в пункт 2 статьи 23 Федерального закона). Учитывая то, что рекомендации по использованию типовых схем (модулей) не будут носить нормативный характер, представляется целесообразным уполномочить Правительство Российской Федерации утвердить наряду с указанным перечнем порядок реализации каждой схемы (модуля) обязательного подтверждения соответствия.
Законопроектом предусматривается, что в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов в качестве доказательственных материалов должна использоваться техническая документация, а также устанавливаются требования к ней (новая редакция пункта 2 статьи 24 Федерального закона). Указанные нормы требуют уточнения. В частности, не ясно, можно ли считать технической документацией проектную документацию зданий и сооружений, предусмотренную Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или же данные понятия различаются по содержанию.
В законопроекте статью 3 Федерального закона предлагается дополнить положением, согласно которому совмещение одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации и (или) сертификации недопустимо. Учитывая то, что аккредитация относится к сфере технического регулирования, аналогичная поправка в пункт 2 статьи 31 Федерального закона нецелесообразна.
Представляется, что создание ясного и непротиворечивого законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также достижение целей, заявленных в пояснительной записке к законопроекту, невозможно без внесения соответствующих изменений в смежные законодательные акты Российской Федерации. В связи с этим доработку законопроекта необходимо осуществлять одновременно с работой над проектом федерального закона №443002-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий и исключения дублирования в законодательстве Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании», принятым Государственной Думой в первом чтении 16 ноября 2010 года.
Принимая во внимание изложенное, законопроект требует доработки в соответствии с указанными замечаниями.