Д.Медведев: Уважаемые коллеги, уважаемые представители средств массовой информации!
Рад возможности, ещё одной возможности встретиться с господином Премьер-министром Йенсом Столтенбергом в Мурманске, городе, который, вне всякого сомнения, имеет особое место в контексте российско-норвежского сотрудничества. Это город, который аккумулирует самые разные связи между нашими странами, здесь есть общая история. Сегодня мы присутствовали при подписании исторического документа – решения, которое будет определять существо наших отношений, надеюсь, на десятилетия вперёд. Именно поэтому подписание Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане произошло здесь. Я только что напомнил господину Премьер-министру, что мы шли к этому договору 40 лет. Это большой срок, но это событие, безусловно, должно открыть новую страницу в наших двусторонних отношениях.
Кроме того, и об этом мы тоже только что говорили во время наших переговоров, это событие должно повлиять на общую ситуацию в регионе, на укрепление режима международной и региональной безопасности, на улучшение дальнейшего взаимодействия между арктическими государствами.
Характеризуя этот документ, я хотел бы сказать, что самое главное, что произошло, – это решение того вопроса, который был открыт на протяжении десятилетий, и это позволяет выстраивать отношения в более конструктивном, прогнозируемом плане, решать самые разные совместные задачи, в том числе и развивать экономические проекты. И, может быть, это самое главное. Поэтому установление чётких границ юрисдикции в районе, где перекрещиваются наши интересы, – безусловно, очень существенный, очень важный шаг вперёд.
Надеюсь, что этот Договор сумеет укрепить и потенциал нашего сотрудничества в энергетической области, в области кооперации по вопросам рыбного промысла и по другим направлениям, по которым мы работаем вместе.
Мы сегодня говорили о целом ряде тех проектов, по которым сегодня у нас уже существуют хорошие отношения. Это энергетические проекты, и мы рассчитываем на то, что они будут развиваться в дружеском стратегическом ключе, о котором мы вели речь во время моего государственного визита в Норвегию.
Надеюсь, что будет развиваться и вопрос транспортного сотрудничества, будут развиваться транспортные коридоры включая использование Северного морского пути. И господин Премьер-министр сказал, что уже сейчас есть пример проводки по Севморпути, который, в общем, на самом деле означает новый этап в нашем сотрудничестве.
Мы обсуждали самые разные вопросы, включая вопросы сотрудничества в области экологии, ядерной и радиационной безопасности. Это наша совместная обеспокоенность. Мы готовы к тому, чтобы работать по этому направлению дальше. Есть вопросы, связанные с морской средой, это наша общая база для развития, это предмет нашей совместной обеспокоенности, поэтому мы готовы сотрудничать и в этом плане.
Безусловно, у нас хороший потенциал в развитии гуманитарных отношений. Надеюсь, что и те разнообразные контакты, которые связывают наши страны, и тот потенциал, который существует на сегодня, также будет развиваться. Я сказал господину Премьер-министру, что у нас на повестке дня, помимо этого, может быть, самого важного и самого крупного Договора, к которому мы действительно шли четыре десятилетия, есть ещё целый ряд, может быть, менее значительных (это вопрос, с чем сравнивать), но в то же время всё равно необходимых документов. И надеюсь, что в самое ближайшее время эта договорная база также будет подготовлена и вынесена на совместное обсуждение.
Я также поблагодарил господина Премьер-министра за соучастие в одном проекте, который имеет для нас очень важное нравственное значение, речь идёт об участии в строительстве в Беслане школы-интерната со спортивным уклоном. Эта школа была открыта в самом начале сентября, и это, конечно, хороший подарок и яркий пример дружбы между нашими странами. Ещё раз хотел бы поблагодарить норвежское правительство за участие в соответствующих проектах.
В целом этот год получился очень насыщенным. И государственный визит Президента в Норвегию, и вот этот рабочий визит, в ходе которого мы присутствовали во время подписания исторического документа, показывают, что у наших стран есть очень хорошая динамика развития отношений и хорошее будущее у этих отношений.
Господин Премьер-министр, Вам слово.
Й.Столтенберг (как переведено): Президент Медведев, поздравляю Вас с сегодняшним днём. Сегодня исторический день и для России, и для Норвегии, и вообще для наших двусторонних отношений. Мы сейчас открываем новую эру в сотрудничестве между нашими двумя странами. Это очень важный Договор для двух стран.
Я тоже очень высоко оцениваю тот факт, что мы подписали этот Договор именно здесь, в городе Мурманске, потому что город Мурманск – это как раз самый важный город для наших отношений. У нас уже есть хорошее сотрудничество здесь, которое развивалось и развивается. И тот факт, что мы сегодня решили последний большой нерешённый вопрос между нашими странами здесь, показывает, что мы сейчас развиваем и будем развивать сотрудничество дальше в нашу пользу и в пользу России. Мы, конечно, провели переговоры с уважением интересов двух стран, и мы нашли решение, которое подкреплено во всех юридических рамках. Мы имеем сейчас очень хороший, яркий, предсказуемый Договор для контроля, для использования тех ресурсов, которые находятся в морском пространстве.
Договор очень мощный по разным причинам. Во‑первых, сам по себе Договор важный, потому что очень важно, чтобы две страны имели ясные, понятные границы. Речь идёт о 1700 километрах границы. Это одна из самых длинных границ в Европе и вообще в мире. И сейчас граница существует, мы имеем предсказуемую ситуацию на севере, это очень важно.
Вторая причина, почему Договор очень важный: сейчас у нас есть возможность развивать и использовать те природные ресурсы, которые здесь, на севере, находятся. Мы будем продолжать работать вместе в области рыболовства, мы будем продолжать это таким образом, чтобы у нас была стабильная ситуация, чтобы рыбные ресурсы были стабильными в будущем. В дальнейшем мы также можем развивать совместно наши нефтегазовые ресурсы, которые находятся здесь, на севере.
Хочу сказать, что те люди, которые проводили эти переговоры, они не только разрабатывали Договор о разделении, мы также будем работать вместе в области рыболовства, в области использования нефти и газа и также тех ресурсов, которые находятся и на нашей стороне, и на вашей стороне, то есть трансграничных ресурсов. Поэтому сейчас есть Договор о границе, он также о сотрудничестве через границу в области рыболовства, в области нефти, в области газа.
Третья причина, почему Договор очень важный, – это то, что Договор использует все принципы международного права. Поэтому мы сейчас знаем, что такие же споры могут быть решены в других странах, в других частях мира. Договор может служить вдохновением для тех, кто хочет найти решение в других частях мира, то есть Договор сам по себе важный, и сейчас мы можем использовать наши природные ресурсы, и потому что мы используем принципы международного права, это очень важно.
Мы считаем, что такое решение можно использовать и в других частях севера. Мы уже работаем тесно вместе. Здесь уже есть 20 компаний норвежских, которые активно работают в Мурманске, в Мурманской области по многим направлениям; некоторые также работают в области нефти и газа как поставщики. Они сейчас видят, что открываются новые возможности.
Мы должны развивать сотрудничество дальше. Наш министр иностранных дел завтра откроет генеральное консульство Норвегии в Архангельске. Это показывает, что мы развиваем сотрудничество здесь, на севере.
Мы надеемся, что в ближайшие месяцы, осенью этого года, мы сможем подписать договор о специальном документе для тех людей, которые живут в приграничных зонах, по поводу пересечения границы без проблем.
Договор, который здесь был подписан, должен быть теперь ратифицирован. Мы надеемся, что ратификация состоится в ближайшем будущем.
С норвежской стороны мы хотим сделать всё для того, чтобы Договор был ратифицирован нашим парламентом до нового года. Я очень рад, что мы смогли именно сейчас подписать Договор. Мы только в апреле пришли к общему согласию. Договор – это не конец, это начало нового сотрудничества между Норвегией и Россией. Это открывает новую эру в отношениях между нашими двумя странами, это очень важный Договор и для России, и для Норвегии, и для сотрудничества между нашими странами.
Спасибо.
Реплика: Господин Президент, с Днём рождения!
Д.Медведев: Спасибо.
Вопрос: Хороший подарок получили.
Вопрос такой: два года назад Ваш хороший знакомый Александр Медведев из «Газпрома» предлагал идею в нашей студии в продолжение штокмановского проекта – он за то, чтобы пригласить норвежские технологии и капитал дальше на восток, на Ямал. Считаете ли Вы, что эта новая страница двусторонних отношений открывает перспективы для подобных размышлений, имеете симпатию к этой мысли?
Д.Медведев: Спасибо за поздравления.
Начну с того, что хотел бы специально отметить: господин Медведев, о котором Вы сказали, это мой хороший знакомый, он мне не родственник – он только мой хороший знакомый, которого я знаю по работе в «Газпроме». Он компетентный человек, несмотря на то, что занимается не только вопросами развития газового сотрудничества, но ещё и хоккеем. Уж не знаю, что у него лучше получается. Надеюсь, что всё‑таки он в газе тоже понимает.
Так вот, в отношении норвежских технологий на Ямале мы на самом деле хотели бы, чтобы наши норвежские друзья использовали все свои лучшие наработки, все свои лучшие проекты для того, чтобы проводить модернизацию, в том числе и в области нашего газо-нефтехимического хозяйства. Мы сейчас уже ведём переговоры о том, каким образом нам работать на Ямале, так что я надеюсь, что здесь у этого сотрудничества уж точно есть хорошие перспективы.
Вопрос: Спасибо большое. Позвольте прежде всего поздравить вас с подписанием Договора.
Д.Медведев: Спасибо.
Вопрос: И Вы, Дмитрий Анатольевич, и Вы, господин Премьер-министр, сказали о его значимости, о его важности, но хотелось бы понять, каким образом этот Договор отразится на таких основных сферах нашего сотрудничества, как рыболовная отрасль и энергетика. Опять же вы сказали уже несколько слов о сотрудничестве в энергетике, но, может быть, поконкретнее – когда начнётся освоение шельфа, и обсуждается ли вопрос создания совместного предприятия? Спасибо.
Вопрос и Премьер-министру, и господину Президенту.
Д.Медведев: Безусловно, смысл Договора заключается в том, чтобы размежевать интересы, разграничить их. Всегда, когда нет такого соглашения, существует повод для взаимных подозрений, упрёков, для того, чтобы разыгрывать соответствующую неурегулированную проблему со стороны третьих стран. Поэтому это действительно очень важное в этом плане историческое соглашение. Мы прошли этот путь, который до этого длился десятилетиями, вместе с господином Премьер-министром – с учётом конструктивной позиции двух сторон и естественных компромиссов, которые во время такого рода переговоров необходимы, в достаточно короткий срок (может быть, даже в совсем короткий срок). Тем не менее Договор получился абсолютно проработанный, на мой взгляд, с точки зрения юридического инструментария, выверенный, и он отражает баланс интересов по всем чувствительным сферам сотрудничества. Но, прежде всего, это, конечно, энергетика, потому что неурегулированность вопросов о территориальном размежевании, о разграничении морских пространств не давала возможности заниматься крупными энергетическими проектами, а этого нам было недостаточно: мы хотели бы, чтобы такого рода проекты развивались с другой степенью интенсивности.
Среди вопросов, которые всегда возникают, – вопросы о том, а как нам работать по тем месторождениям, которые находятся на пространствах, подведомственных или отнесённых к юрисдикции и той, и другой стороны, то есть совместные такие месторождения. На этот вопрос может быть только, на мой взгляд, один успешный ответ. Он заключается в том, что по таким месторождениям нужно работать совместно. И господин Премьер-министр сейчас привёл пример абсолютно успешного сотрудничества, которое есть у Норвегии с Великобританией по одному из таких проектов. Мне кажется, что это лучший подход. Это объединяет и усилия, и деньги, и технологии. И, может быть, это главное.
Что касается вопросов рыбного промысла – это тема важная, тонкая, потому что там работает большое количество наших соотечественников. В этом плане ничего нового, что изменяло бы режим рыбной ловли или же меняло бы те соглашения, которые существуют в этой сфере, этот Договор в принципе не вносит, но я надеюсь, что от создаст новую среду для того, чтобы мы могли договариваться по каким‑то спорным ситуациям, они всегда возникают и, наверное, будут возникать. То есть это скорее такой толчок к более конструктивному, к более партнёрскому сотрудничеству, о чём я сегодня во время наших переговоров прямо сказал господину Премьер-министру, что мы ждём, что это будет символ более тесных, более партнёрских отношений в сфере промысла рыбы. И именно об этом мы продолжим обязательно консультации, руководители соответствующих ведомств, которые у нас отвечают за этот вопрос, получат соответствующие инструкции от нас.
Что касается будущих больших проектов, то они на самом деле есть, и там сроки все существуют. Сейчас, мне кажется, главное – не пересматривать их, а двигаться в соответствии с теми темпами, которые уже в настоящий момент набраны, и, конечно, искать развязки по тем вопросам, по которым ещё существуют разногласия.
Й.Столтенберг: Я хочу добавить пару слов к тому, что было сказано. Во‑первых, я полностью согласен с тем, что Вы сказали в области рыболовства. Как раз Договор не меняет ситуации по поводу квот для России, для Норвегии или доступ к рыбным ресурсам, особенно по поводу трески. Ситуация будет продолжаться, потому что у нас есть смешанная комиссия российско-норвежская по рыболовству, они устанавливают квоты, и они тоже занимаются вопросами управления рыбными ресурсами на севере. Так что в области рыболовства данный Договор, который сегодня был подписан, просто подкрепляет уже существующее хорошее сотрудничество в области рыболовства, которое уже существует много лет.
В области нефти и газа ситуация немножко другая, потому что, так как мы раньше не могли договориться о разграничении морских пространств, мы не могли открыть возможности для производства, вообще для поиска, для производства именно в этой зоне. Сейчас у нас уже есть Договор, мы сейчас знаем, где идёт граница, и у нас есть два сектора на севере. Поэтому и Норвегия, и Россия должны отдельно или совместно решить, как мы хотим использовать эти ресурсы, нефтяные и газовые ресурсы. Те, которые находятся на норвежской стороне и на российской стороне. Это, конечно, национальный вопрос. Россия принимает решение для российского шельфа, и Норвегия – для норвежского шельфа.
Существует основа для сотрудничества в следующих областях. Если, например, Россия найдёт ресурсы на российской стороне, российская сторона может пригласить наши компании участвовать, как это было сделано в области Штокмановского месторождения. Естественно, тут полностью принимает решение Россия, если она хочет пригласить норвежские компании. И Норвегия тоже может пригласить российские компании для того, чтобы участвовать в разработке на норвежской стороне. Это национальные решения. Но существует специальная область для сотрудничества. Это месторождения, которые находятся частично на российской стороне и на норвежской стороне. И там существует специальная система, это описано уже детально в Договоре, который мы сегодня подписали. Там написано, что мы должны делать, как мы должны организовать ситуацию там и использовать эти ресурсы как можно лучше в таких трансграничных месторождениях.
Как я уже сказал на нашей встрече сегодня, самые большие месторождения на норвежском континентальном шельфе также находятся на британском шельфе, например месторождения Фригг и Статфьорд, и там у нас существует специальная система о том, как мы должны разделить стоимость, разделить деньги, которые мы зарабатываем. То есть мы пришли к общему согласию с Англией, а мы тоже должны это делать здесь, на севере. У нас сейчас существуют хорошие правила, но мы сначала должны найти нефть и газ – и пока мы не нашли нефть и газ на самом деле.
Вопрос: Наш премьер уже упомянул о ратификационном процессе. Как, по Вашему мнению, ожидаете ли Вы каких‑нибудь трудностей в Государственной Думе при ратификации? Если нет, когда может вступить в силу этот Договор? Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Я этот вопрос обсуждал с господином Премьер-министром, но договоры подписываются не ради того, чтобы их засунуть в какой‑нибудь пыльный ящик и потом пить кровь из партнёра. Естественно, мы подписываем эти документы для того, чтобы их ратифицировать. Вопрос в том, чтобы все процедуры, которые установлены законом, соблюдались. У нас есть свои процедуры, и это специфика нашего парламента, точно так же как у стортинга есть свои процедуры, плюс есть, на мой взгляд, некая общая обстановка вокруг ратификации, которая может или помогать, или мешать. Но мы как раз рассчитываем на то, что мы в результате совместных действий создадим такую атмосферу, которая будет помогать ратификации соответствующего соглашения, потому что оно действительно сложное и, как я уже сегодня сказал, многострадальное. Поэтому я исхожу из того, что мы будем стараться синхронизировать во времени эти процессы с нашими норвежскими партнёрами.
Вопрос: Я вернусь к арктической теме. В последнее время свой интерес присутствия в этом регионе проявляют силы НАТО, и, в частности, ряд официальных лиц Норвегии успели эту идею поддержать, включить Арктику в сферу интересов военного блока. Как вы думаете, чем эти заявления вызваны и какие, в общем, последствия этих заявлений могут быть?
Д.Медведев: Это не ко мне?
Реплика: И к Вам тоже.
Д.Медведев: Ладно, хорошо. Тогда лучше, если господин Премьер-министр начнёт. Мы не члены НАТО, так что наше слово второе в любом случае.
Реплика: А Арктика – наша.
Д.Медведев: Арктика – наша, да, правильно, общая, общая.
Й.Столтенберг: Тот факт, что Норвегия – член НАТО, это вообще не препятствие для того, чтобы мы могли разрабатывать хорошие двусторонние отношения с Россией. Мы это делаем уже несколько десятилетий, даже когда у нас была холодная война, даже когда ситуация была гораздо более сложная на международной арене, когда были проблемы между НАТО и бывшим Советским Союзом. Так что норвежское членство в НАТО не препятствует сотрудничеству с Россией на севере. Наоборот, я бы сказал, что мы прикреплены в НАТО очень хорошо, поэтому мы можем разрабатывать хорошие отношения с Россией на севере. Тот факт, что НАТО здесь присутствует, на севере, это тоже часть сотрудничества с НАТО. То, что здесь положительное, это то, что НАТО и Россия сейчас работают очень тесно вместе, существует «Партнёрство ради мира», существует совсем другое сотрудничество между НАТО и Россией, несколько лет назад были совместные учения. Так что я не вижу здесь никаких проблем с тем, что мы являемся членами НАТО, с одной стороны, и с другой стороны – развиваем отношения с Россией.
Я лично хочу сказать Президенту Медведеву большое спасибо за то, что Вы так много делали для того, чтобы мы могли сегодня подписать этот Договор. Действительно, было очень важно здесь, чтобы политики хотели подписать этот Договор. Мы же всё‑таки 40 лет, как Вы уже сказали, работали вместе, чтобы этот Договор состоялся. Я хочу Вам сказать большое спасибо и спасибо вашим людям, которые приняли участие в работе по этому Договору, который сегодня был подписан. Спасибо большое.
Д.Медведев: На мой взгляд, в Арктике вполне можно обойтись без НАТО, потому что это та часть наших общих богатств, которая, строго говоря, не имеет отношения к военным задачам. Мы вполне можем справиться там при помощи тех средств экономического регулирования, международных документов, которые мы подписываем. В то же время, конечно, НАТО проводит свою политику. Эта политика определяется самим альянсом. В любом случае Российская Федерация, конечно, с достаточно таким серьёзным напряжением смотрит за такого рода активностью почему? Потому что всё‑таки это зона мирного сотрудничества, экономической кооперации, и, конечно, присутствие военного фактора всегда как минимум создаёт дополнительные вопросы.
Если говорить о перспективах сотрудничества, то уж точно перспективы сотрудничества в этой сфере никак у меня не связываются с эскалацией присутствия Североатлантического альянса в этом арктическом регионе. Мне кажется, что мы вполне можем сотрудничать на другой базе. Но ещё раз подчёркиваю: конечно, это вопрос, который для себя решает сам блок НАТО. Мы бы хотели, чтобы зона арктического сотрудничества была мирной, спокойной и чтобы там мы договаривались вот так, как мы только что договорились с нашими норвежскими друзьями.
И я в свою очередь хотел бы поблагодарить всех участников переговоров за то политическое мужество и волевые решения, которые были приняты и которые в конечном счёте отражают баланс интересов сторон и, я уверен, будут способствовать дальнейшему развитию стратегического партнёрства между нашими государствами.