А.Дворкович: Сегодня состоялось совещание у Президента России по вопросу снижения ставок страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, по тому поручению, которое Президент давал в Магнитогорске в рамках заседания Комиссии по модернизации [и технологическому развитию экономики России]. Правительство представило несколько вариантов решения. После того как были обозначены все аргументы, Президент дал поручение выбрать между двумя вариантами.
Первый вариант – это сохранение ставки 34 процента только для крупного бизнеса и снижение тех ставок, которые сейчас установлены, – 26 процентов и 34 процента соответственно для малого производственного и социального бизнеса и для всего остального бизнеса, прежде всего для среднего бизнеса, который сегодня платит также ставку 34 процента.
Второй вариант – это снижение максимальной ставки до 30 процентов. В этом же варианте ставка для малого производственного и социального бизнеса также снижается с 26 процентов до более низкого уровня.
Другими словами, различие между двумя вариантами состоит в том, что в первом варианте ставка снижается только для среднего и части малого бизнеса, а во втором варианте – снижается для всех.
Каким образом компенсировать потери в доходах фондов, предстоит ещё дообсудить. Все варианты были представлены, у них есть плюсы и минусы. Окончательное решение по этому вопросу принято не было. Тем не менее уже ясно, что для подавляющей части бизнеса ставка будет снижена.
Срок на представление окончательного предложения, какой из двух вариантов должен быть выбран, – две недели с сегодняшнего дня. Правительство должно будет представить уже один вариант Президенту, Президент примет окончательное решение.
Вопрос: По Вашему мнению, какой из двух вариантов предпочтительнее?
А.Дворкович: Я считаю, что если удастся с точки зрения администрирования найти схему, при которой для бизнеса подтверждение соответствия критериям для применения более низкой ставки будет необременительным, если это будет простая схема, если это будет реально уведомительный порядок без излишних проверок, то этот вариант более привлекателен, так как для крупного бизнеса ставка 34 процента всё‑таки большой проблемой не является: доля фонда оплаты труда небольшая, и, если говорить откровенно, у подавляющего большинства компаний большая прибыль. Поэтому снижение ставок именно для малого и среднего бизнеса – это приоритет. Если такой удобной, прежде всего для бизнеса, схемы найти не удастся, тогда останется только второй вариант. Другого просто не будет.
Вопрос: Какие есть предложения по механизмам компенсации снижения доходов фондов?
А.Дворкович: Есть несколько разных предложений, они высказывались, о них уже говорилось и в средствах массовой информации, все варианты, о которых говорилось, правильные. Речь идёт и об использовании части средств Фонда национального благосостояния, в каком‑то объёме, это было предусмотрено и в правительственном предложении, просто в меньшем объёме, чем потребуется при реализации тех двух вариантов, о которых мы говорим. И возможно изменение самой регрессивной шкалы, то есть введение некоторого размера ставки отчислений в фонды при зарплатах свыше 512 тысяч рублей [в год]. Это уровень, который получится после индексации сегодняшнего уровня в 463 тысячи рублей, после которых сегодня не берутся взносы. И возможно, повышение каких‑то других налогов. Но последнее, что касается других налогов, большинство участников совещания признало не лучшим вариантом.
Вопрос: Речь идёт о НДПИ?
А.Дворкович: Нет, прежде всего о налоге на прибыль. Повышение налога на прибыль большинство участников совещания признало не лучшим вариантом решения проблемы.
Вопрос: НДПИ может быть повышен?
А.Дворкович: По НДПИ есть предложения Минфина, прежде всего по НДПИ на газ. Эти предложения никак не были связаны с проблемой страховых взносов. Будут они связаны с этим или нет, сейчас я сказать не берусь. НДПИ в любом случае рассматривается на следующий год как один из источников для увеличения бюджетных доходов.