Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 8 февраля 2010 года №Пр-322 и направлен на установление единого подхода к предоставлению услуг по обеспечению полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России в воздушном пространстве Российской Федерации, аэронавигационному обслуживанию их на аэродромах (посадочных площадках) и в аэропортах Российской Федерации, а также по взиманию сборов и применению тарифов при обеспечении полетов государственных воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляются на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В настоящее время законодательством Российской Федерации освобождены от аэронавигационных и аэропортовых сборов либо имеют право на безвозмездное использование воздушного пространства и аэродромов Российской Федерации МЧС России и ФСБ России. Внутренние войска МВД России имеют право на безвозмездное использование воздушного пространства и аэродромов Российской Федерации только в условиях чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств.
Таким образом, отсутствие правовой нормы о безвозмездном предоставлении Вооруженным Силам Российской Федерации, органом управления которыми является Минобороны России, услуг по обеспечению полетов воздушных судов возлагает на Минобороны России соответствующие обязанности по возмещению расходов организаций и предприятий гражданской авиации на оказание данных услуг и, следовательно, налагает ограничения на деятельность Минобороны России, осуществляемую в интересах обороны и безопасности государства. Аналогичные обязанности возложены на внутренние войска МВД России при выполнении их воздушными судами полетов с использованием гражданских аэродромов, а также полетов, выполняемых в отсутствие чрезвычайной ситуации и других чрезвычайных обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «Об обороне» установлено, что законодательство Российской Федерации в области обороны основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации в области обороны.
Таким образом, регулирование вопросов безвозмездного использования воздушного пространства и аэродромов Российской Федерации независимо от их принадлежности и предназначения воздушными судами Вооруженных Сил Российской Федерации должно осуществляться Федеральным законом «Об обороне», а в отношении воздушных судов внутренних войск МВД России – Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
В связи с этим соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон «Об обороне», который дополняется статьей 102, и в Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», который дополняется статьей 131.
Кроме того, в пункт 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации вносится изменение, согласно которому установление порядка возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание и обеспечение полетов воздушных судов возлагается на Правительство Российской Федерации.
К услугам по обеспечению полетов относятся услуги, установленные федеральными авиационными правилами и иными нормативными правовыми актами специально уполномоченных органов в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации, связанные с применением тарифов и взиманием сборов. В настоящее время перечень таких сборов и тарифов за предоставление услуг по обеспечению полетов воздушных судов, а также порядок их применения и формирования в области гражданской авиации определен приказом Минтранса России от 2 октября 2000 года №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации».
В целях обеспечения реализации предусмотренных в законопроекте правовых норм и планирования необходимых бюджетных ассигнований предполагается утверждение Правительством Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу федерального закона порядка возмещения за счет средств федерального бюджета расходов организаций и предприятий гражданской авиации на оказание услуг, установленных данным федеральным законом.