. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев посетил Индию с официальным визитом 21–22 декабря 2010г. по приглашению Премьер-министра Республики Индии М.Сингха для участия в десятом ежегодном саммите в рамках российско-индийского стратегического партнёрства. Стороны отметили, что десять лет, прошедшие со времени подписания в Нью-Дели Декларации о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Индия от 3 октября 2000г., подтвердили историческое значение этого документа. Оценивая масштаб и глубину российско-индийских связей, стороны констатировали, что за последние десять лет отношения между двумя странами вышли на уровень особо привилегированного стратегического партнёрства. Они подчеркнули, что эти партнёрские отношения характеризуются тесной координацией внешнеполитических подходов к широкому кругу международных и региональных проблем, масштабным торгово-экономическим сотрудничеством, включая модернизацию и внедрение высоких технологий, углублённым военно-техническим сотрудничеством, включая совместное производство современных видов вооружения и передачу технологий, а также традиционно тёплой дружбой между народами обеих стран, особо проявляющейся в культурных связях и контактах между людьми.
2. В ходе переговоров в Нью-Дели Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии обсудили динамичное развитие во всех основных областях двустороннего сотрудничества, включая ВТС, энергетику, а также высокотехнологичные космический и телекоммуникационный секторы. Стороны также отметили полное совпадение позиций по региональным и международным проблемам, имеющим значение для безопасности обеих стран.
Наращивание торговли и инвестиций
3. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии отметили значительный прогресс во взаимной торговле, достигнутый в последние годы, а также существенный потенциал в торгово-экономическом сотрудничестве, который предстоит реализовать. Стороны согласились продолжить работу, направленную на решение стратегической задачи по увеличению объёма двусторонней торговли до 20 млрд. долларов США к
2015 году. Стороны констатировали, что Российская Федерация и Индия располагают значительными возможностями для взаимовыгодных инвестиций в области программ приватизации и программ стимулирования технологических инноваций в их экономиках. Стороны подтвердили важную роль Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и её сопредседателей. Стороны также отметили, что подписанное в ходе саммита Соглашение об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан России и Индии будет способствовать развитию контактов между деловыми кругами обеих стран. Стороны согласились изучить перспективы заключения соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве с учётом реализации договорённостей о создании Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией после соответствующих консультаций со всеми заинтересованными сторонами.
Углубление энергетического партнёрства
4. Стороны отметили, что Российская Федерация как крупный производитель энергии и Индия как крупный потребитель энергии считают двустороннее энергетическое сотрудничество важным опорным элементом стратегического партнёрства. Стороны выразили удовлетворение развитием двустороннего сотрудничества в ядерной энергетике и надежду на дальнейшее расширение и укрепление связей в этой сфере. Они обсудили успешную подготовку к введению в эксплуатацию 1-го и 2-го блоков АЭС «Куданкулам» и ход переговоров о строительстве дополнительных блоков АЭС «Куданкулам», в частности, 3-го и 4-го. Российская Федерация и Индия отметили потребность в сотрудничестве при проведении научных исследований в области использования ядерной энергии в мирных целях. Российская сторона приветствовала решение Индии о создании Глобального центра партнёрства в ядерной энергетике и выразила готовность обсуждать перспективы сотрудничества с этим центром. Стороны также договорились рассмотреть возможности взаимодействия с третьими странами в области использования атомной энергии в мирных целях.
5. Стороны обсудили продолжающуюся работу по созданию совместных предприятий между российскими и индийскими компаниями в нефтегазовом секторе. Достигнута договорённость о том, что подписанное во время саммита межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере должно служить эффективным правовым механизмом, ускоряющим получение государственных разрешений с обеих сторон с целью содействия созданию и функционированию подобных совместных предприятий. Стороны согласились продвигать конкретные проекты для поощрения прямых деловых контактов между российскими и индийскими нефтегазовыми компаниями с целью заключения взаимовыгодных коммерческих контрактов между этими компаниями, в том числе на создание совместных предприятий по добыче, переработке, транспортировке и реализации углеводородов в России, Индии и третьих странах.
Инновации как движущая сила научно-технического сотрудничества
6. Стороны обсудили достижения в сфере двустороннего научно-технического сотрудничества. Они выразили удовлетворение заключением Комплексной долгосрочной программы сотрудничества в области науки, техники и инноваций сроком на следующие десять лет и её ориентированностью на инновационные технологические программы. Для наших стран разработка новых инновационных технологий является центральным звеном в осуществлении программ экономической модернизации. Последовательная работа будет проводиться по определению программ, которые могли бы опираться на существующие связи между российскими и индийскими научными учреждениями. Новый российско-индийский научно-технологический центр мог бы способствовать осуществлению таких программ.
Перспективы в области космических исследований
7. Стороны договорились интенсифицировать сотрудничество по широкому кругу передовых проектов в области космических исследований, включая исследование Луны, пилотируемый космический полёт и запуск спутника «ЮтСат». Они также обсудили успехи в использовании Индией российской Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Наращивание военно-технического сотрудничества
8. Стороны отметили, что традиционно тесное сотрудничество между двумя странами в военно-технической области является одним из главных опорных элементов российско-индийского стратегического партнёрства и отражает доверительные отношения, сформировавшиеся между двумя государствами за последние полвека. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии обсудили итоги X заседания Российско-Индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, состоявшегося в Нью-Дели в октябре 2010 года, и выразили общее мнение о том, что Соглашение о Долгосрочной программе военно-технического сотрудничества на период 2011–2020 годов, подписанное в декабре 2009 года, будет способствовать дальнейшему развитию нашего взаимодействия от формата «покупатель – продавец» к более субстантивному сотрудничеству, включая совместные исследования и разработки, производство и сбыт. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии также выразили удовлетворение регулярными контактами по военной линии и совместными учениями с участием вооружённых сил двух стран. Они с удовлетворением отметили, что состоявшиеся в Индии 13–23 октября 2010г. третьи российско-индийские совместные военные учения были нацелены на отработку контртеррористических операций и завершились успешно. Стороны согласились прилагать усилия для дальнейшего развития сотрудничества в области проведения совместных учений по всем направлениям, включая борьбу с терроризмом.
Согласование подходов к международным и региональным проблемам
9. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии констатировали, что координация подходов Российской Федерации и Индии к различным международным и региональным проблемам является эффективным способом увеличить вклад обеих стран в укрепление международного мира, безопасности и стабильности, а также в строительство справедливого демократического мирового порядка. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии согласились, что происходящие в системе международных отношений перемены дают возможность построить всеобъемлющий демократичный мировой порядок, основанный на верховенстве международного права и соблюдении целей и принципов Устава ООН. Стороны вновь выразили мнение, что благодаря дальнейшей интенсификации российско-индийского стратегического партнёрства оба государства смогут быстрее реагировать на порождаемые этими переменами вызовы.
Усиление центральной координирующей роли Организации Объединённых Наций
10. Стороны отметили, что совместная деятельность, направленная на усиление центральной координирующей роли Совета Безопасности Организации Объединённых Наций в деле поддержания международного мира и безопасности, а также на повышение эффективности и авторитета Организации Объединённых Наций в прочих сферах глобального управления, является важным элементом российско-индийского стратегического партнёрства. В этой связи стороны согласились и далее наращивать сотрудничество по вопросам реформирования ООН и её Совета Безопасности. Реформирование Совета Безопасности ООН должно осуществляться таким образом, чтобы оно отражало современные реалии и сделало бы эту структуру более представительной, эффективной, способной реагировать как на существующие, так и на вновь возникающие вызовы. Российская Федерация поддерживает Индию в качестве сильного и достойного кандидата в постоянные члены расширенного Совета Безопасности ООН.
Стороны также решили тесно сотрудничать в Совете Безопасности ООН в период 2011–2012 годов, в течение которого Индия будет занимать место непостоянного члена Совета.
Содействие ядерному разоружению и нераспространению
11. Российская Федерация и Индия как ответственные государства, обладающие развитыми ядерными технологиями, считают общей задачей предотвращение распространения оружия массового поражения и средств его доставки, в том числе недопущение возможности попадания их в руки террористических группировок. Стороны согласились с тем, что всем государствам, обладающим ядерным оружием, необходимо ускорить достижение конкретных успехов в осуществлении шагов, ведущих к глобальному ядерному разоружению путём, всемерно способствующим международной стабильности и миру, не наносящим ущерба безопасности и повышающим её уровень. Индия приветствовала подписание Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Российская Федерация и Индия заинтересованы в укреплении многосторонних режимов экспортного контроля как важного элемента режима глобального нераспространения. В связи с этим российская сторона выразила готовность оказывать содействие и способствовать выработке и принятию Группой ядерных поставщиков положительного решения относительно полноправного членства Индии в этой организации, а также одобрила намерение Индии в ближайшем будущем подать официальную заявку на вступление в ГЯП. Индия подчеркнула свою решимость активно участвовать в деятельности международного сообщества, нацеленной на укрепление режима ядерного нераспространения. Россия также приняла к сведению проявленное Индией стремление стать членом Режима контроля за ракетной технологией и Вассенаарских договорённостей. Признавая неотъемлемое право государств на использование атомной энергии в мирных целях, Российская Федерация и Индия подчёркивают необходимость соблюдения всеми странами соответствующих нераспространенческих обязательств. Стороны выступают в поддержку ключевой роли МАГАТЭ и её системы гарантий в обеспечении использования атомной энергии в мирных целях в соответствии с уставом этой организации. Стороны намерены поддерживать международные усилия, нацеленные на содействие мирному использованию атомной энергии в рамках исключающей возможность ядерного распространения архитектуры международного сотрудничества, основанной на строгом следовании обязательствам нераспространения. Стороны, как страны-поставщики, поддерживают многосторонние подходы к ядерному топливному циклу в МАГАТЭ.
Укрепление безопасности и сотрудничества в регионе Азии, Индийского и Тихого океанов
12. Стороны констатировали, что в регионе Азии, Индийского и Тихого океанов уже существует несколько примеров форматов успешного регионального сотрудничества в сферах экономики и безопасности. В этом контексте стороны отметили взаимодействие между Россией, Индией и Китаем в формате РИК и значение этого регионального формата для продвижения диалога и сотрудничества трех крупных государств и великих цивилизаций региона по глобальным и региональным проблемам в соответствии с Совместным коммюнике, принятым по итогам 10-й встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая 15 ноября 2010г. в Ухане.
13. Стороны отметили, что страны-члены Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) продвинулись к успешному осуществлению проектов региональной экономической интеграции, обеспечив доступность плодов развития для всего региона. Россия рассмотрит возможность сотрудничества с СААРК.
14. Стороны отметили, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) стала важным фактором в обеспечении региональной безопасности и взаимодействия на евразийском пространстве. Президент Российской Федерации приветствовал намерение Индии присоединиться к Организации в качестве полноправного члена, что значительно усилило бы политический вес ШОС и придало бы новые качество и измерение сотрудничеству в этом объединении. Российская Федерация согласилась предпринять меры вместе с остальными членами ШОС для ускорения процесса вступления Индии в данную организацию.
15. В ходе обсуждения проблем региона Азии, Индийского и Тихого океанов Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии отметили, что экономики стран региона всё в большей степени становятся главными двигателями глобального экономического роста и процветания, и России и Индии важно работать над созданием транспарентной, открытой, всеобъемлющей и сбалансированной архитектуры безопасности и сотрудничества в регионе, основанной на признанных принципах международного права, а также на уважении законных интересов всех государств. Стороны договорились о проведении консультаций по данной тематике и в будущем. Стороны подчеркнули необходимость принятия совместных международных мер по противодействию как традиционным, так и новым угрозам безопасности, таким, как терроризм, экстремизм и распространение ОМУ, контрабанда наркотиков, организованная преступность, а также отметили необходимость укрепления безопасности судоходства и обеспечения свободной навигации в соответствии с общепринятыми принципами международного права, включая борьбу с морским пиратством, по преодолению гуманитарных последствий стихийных бедствий. Стороны намерены укреплять меры доверия между всеми государствами региона в целях содействия поддержанию регионального мира и стабильности.
16. Стороны отметили, что механизм Восточноазиатских саммитов (ВАС) предоставляет новые возможности для стратегического диалога по всем аспектам безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Премьер-министр Индии приветствовал присоединение Российской Федерации к процессу ВАС, который теперь включает в себя все ключевые государства региона.
17. Россия подтвердила, что присоединение Индии к форуму «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС) способствовало бы повышению потенциала и эффективности АТЭС и расширению торгово-инвестиционного взаимодействия в регионе. Россия поддерживает заявку Индии на вступление в АТЭС и намерена предпринять шаги в этом направлении после снятия моратория на расширение форума.
18. Стороны отметили важность механизма совещаний министров обороны государств – членов АСЕАН и диалоговых партнёров АСЕАН («СМОА плюс») как ключевого элемента устойчивой, эффективной, открытой и всеобъемлющей региональной архитектуры безопасности, который позволит СМОА сотрудничать с партнёрами по диалогу «СМОА плюс» при противодействии общим вызовам безопасности.
Содействие сотрудничеству между странами с динамично растущей экономикой
19. Стороны отметили, что БРИК играет существенную роль в становлении многополярного мирового порядка как более гармоничной международной системы, основанной на принципах международного права, равенства, взаимного уважения, сотрудничества, координации действий и коллективного принятия решений. Взаимодействие в формате БРИК также сыграло важную роль в обеспечении международной экономической и финансовой стабильности. Стороны отметили продуктивность встреч министров финансов и глав центральных банков стран – членов БРИК. Стороны одобрили идею подключения ЮАР к деятельности БРИК в 2011 году.
Борьба с террористической угрозой
20. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии обратились к Московской декларации Российской Федерации и Индии о борьбе с международным терроризмом, подписанной 6 ноября 2001 года в Москве. Стороны вновь подтвердили, что международный терроризм представляет собой угрозу миру и безопасности, является грубым нарушением прав человека и преступлением против человечности. Они согласились с тем, что никаким террористическим актам нет оправдания, и что такие многонациональные демократические страны, как Россия и Индия, особо уязвимы перед терактами, мишенью которых являются признанные в наших обществах ценности и свободы. Стороны решительно осудили тех, кто поддерживает терроризм, и указали, что государства, помогающие террористам, поощряющие и укрывающие их, виновны в совершении терактов в той же мере, как и их непосредственные исполнители. Стороны подтвердили необходимость объединения усилий всех государств для победы над этим злом. Российская Федерация и Индия подтвердили центральную роль ООН в борьбе против международного терроризма и в этом контексте призвали к скорейшему завершению переговоров по проекту Всеобъемлющей конвенции ООН по международному терроризму. Стороны согласились с тем, что все террористические сети должны быть ликвидированы. Они обратились с призывом к Пакистану незамедлительно привлечь к суду всех преступников, организаторов и исполнителей, ответственных за теракты в Мумбаи в ноябре 2008г. Индия выразила сочувствие жертвам терактов в московском метро в марте 2010г. и поддержала усилия Правительства Российской Федерации по искоренению терроризма на российской земле.
Стабилизация ситуации в Афганистане
21. Стороны выразили озабоченность в связи с ухудшением ситуации с безопасностью в Афганистане, успешная стабилизация которой будет возможна только после ликвидации очагов и инфраструктуры терроризма и воинствующего экстремизма в Афганистане и Пакистане. В связи с этим стороны подчеркнули важность активизации деятельности Международных сил содействия безопасности в борьбе с нелегальным производством и оборотом наркотиков в Афганистане. Стороны приветствовали политику Правительства Афганистана, направленную на возвращение к мирной жизни лиц, отказавшихся от насилия, признавших Конституцию Афганистана и не поддерживающих связи с «Аль-Каидой» и прочими террористическими группировками. Обе стороны подчеркнули необходимость чёткого исполнения режима санкций против лиц и организаций, перечисленных Комитетом Совета Безопасности ООН, учреждённым резолюцией №1267.
Ядерная программа Ирана
22. Россия и Индия вновь отметили, что необходимо принять все возможные усилия для урегулирования иранской ядерной проблемы путём диалога и переговоров, и согласились с тем, что Иран вправе проводить исследования, развивать производство и использование атомной энергии в мирных целях в соответствии со своими международными обязательствами. Стороны призывают Иран соблюдать положения соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и обеспечить должный уровень сотрудничества с МАГАТЭ.
Восстановление и укрепление мировой экономики, реформирование международной финансовой архитектуры
23. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии полагают, что при очевидном восстановлении мировой экономики этот процесс носит неустойчивый характер со значительными различиями по отдельным странам. Для продвижения в направлении общей цели – уверенного, устойчивого и сбалансированного роста – необходимо, чтобы страны – участницы «Группы двадцати» полностью выполнили Сеульский план действий, принятый на недавнем саммите «Группы двадцати». Стороны приветствовали реформирование Всемирного банка и подтвердили, что выступают за успешное завершение реформы Международного Валютного Фонда в соответствии с решениями Сеульского саммита, которое станет знаковым достижением в ходе общей реформы международной финансовой архитектуры.
Противодействие глобальному изменению климата
24. Стороны подчеркнули необходимость в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата активизировать усилия международного сообщества по борьбе с глобальным изменением климата. Они выразили удовлетворение итогами Канкунской конференции, а также согласились в том, что последующие переговоры должны стать частью всеобъемлющих договорённостей, отражающих все фундаментальные положения Балийского плана действий.
25. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Индии выразили удовлетворение расширяющимся двусторонним взаимодействием, которое, как они полагают, соответствует положениям Декларации о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Индия от 3 октября 2000 года. Они приняли решение продолжать усилия по дальнейшему совершенствованию российско-индийского привилегированного стратегического партнёрства и его переходу на ещё более высокий качественный уровень. Президент Российской Федерации пригласил Премьер-министра Индии посетить Россию для участия в очередном двустороннем саммите; приглашение было с благодарностью принято.
Нью-Дели
21 декабря 2010г.