С.Нарышкин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на заседании президиума Совета рассматривался и проект типового кодекса служебного поведения государственных служащих. Необходимость рассмотрения этого вопроса и вообще разработки такого документа обусловлена тем, что необходимо создавать единую нормативную основу служебного поведения государственных служащих. Для этого необходимо разработать общий свод норм и правил служебного поведения.
В этих целях как раз и разработан (и сегодня был представлен) проект типового кодекса, который должен быть хорошей основой и явится инструментом профилактики антикоррупционного поведения государственных служащих, должен повысить эффективность работы государственных служащих и задать стандарты антикоррупционного поведения государственных служащих. Надо отметить, что эта работа, разработка такого документа, соответствует международным обязательствам Российской Федерации, в частности, нескольким конвенциям, под которыми Российская Федерация поставила свою подпись, нескольким антикоррупционным конвенциям. Мы предполагаем, что этот документ будет принят как типовой. Сегодня его проект одобрен. И на основании типового, модельного проекта каждый орган государственной власти может и должен будет разработать и принять свой собственный кодекс служебного поведения государственных служащих, который бы учитывал некоторые специфические особенности того или иного органа государственной власти. Должен сказать, что Счётная палата, Генеральная прокуратура такие документы уже разработали, у себя ввели, и они действуют.
Что касается правоприменения. Предполагается, что принятый в государственном органе кодекс служебного поведения войдёт частью в трудовой договор, который работодатель заключает с государственным служащим. И нарушение норм служебного поведения, естественно, будет являться поводом для рассмотрения работодателем вопроса о вынесении того или иного административного взыскания, вплоть до увольнения с работы. Типовой кодекс будет распространяться и на муниципальных служащих.
Вопрос: То есть теперь все госслужащие должны будут переподписать свои трудовые договоры в течение какого‑то времени? Не могли бы сроки обозначить?
С.Нарышкин: Прежде всего этот типовой кодекс должен быть окончательно одобрен, и это, скорее всего, состоится в октябре, после доработки с учётом сегодняшнего обсуждения, на заседании Совета по противодействию коррупции под председательством Президента Российской Федерации. И будет доработан механизм его внедрения.
Вопрос: Кодекс поведения раньше тоже утверждался указами Президента и в 90-е годы, и в начале 2000-х. В чём будут нюансы этого кодекса?
С.Нарышкин: Нет, такого документа прежде не было.
Вопрос: Есть указ, который регулирует как раз этические вопросы, в прошлом году он был доработан.
С.Нарышкин: Этот документ будет иметь правовые основы, и его принятие будет иметь правовые основания для рассмотрения работодателем вопроса о применении мер административного взыскания к тому или иному государственному гражданскому служащему.
Вопрос: Сергей Евгеньевич, скажите, пожалуйста, а почему разработкой занимался Минздрав?
С.Нарышкин: Почему занимался Минздрав – потому что это входит в функциональные обязанности Министерства здравоохранения и социального развития. Вопросы труда – это вопросы, которые в соответствии с положением относятся к функциям, полномочиям Минздрава.
Вопрос: Какие замечания по проекту были сегодня сделаны? Может, по его применению?
С.Нарышкин: Как раз сегодня большая часть дискуссии сосредоточилась на вопросах правоприменения. Какой правовой статус этого документа, как он может применяться. С тем чтобы он был на самом деле действенным и эффективным инструментом антикоррупционной профилактики.
Вопрос: Если в октябре этот документ будет утверждён, то в какие сроки он будет внедряться? Там будет какой‑то переходный период?
С.Нарышкин: Очевидно, будет какой‑то переходный период. Думаю, что на заседании Совета как раз вот эти моменты его внедрения и применения будут обозначены до конца.
Вопрос: В целом какие‑то новые законы, направленные на борьбу с коррупцией, будут вноситься в ходе осенней сессии?
С.Нарышкин: Сейчас находится в работе документ, который освещает вопросы, касающиеся открытости государственных органов власти, подчинённых Президенту. Прежде всего это силовые структуры и другие, так называемые министерства со звёздочками. Этот документ будет обсуждаться сначала на Совете при Президенте.
Вопрос: Какие‑то рекомендации ГРЕКО, по которым давались поручения, всё‑таки могут быть приняты до ноябрьской сессии ГРЕКО и реализованы?
С.Нарышкин: Сегодня рассматривался вопрос о мониторинге. Наши эксперты, эксперты Российской Федерации, будут участвовать в мониторинге, в обследовании обязательств Нигерии и Литвы в части выполнения ими антикоррупционных конвенций. А Российская Федерация будет обследоваться уже в 2011 году. Эти вопросы обсуждаются.