Екатеринбург
Колебания цен на продовольствие в мире, усугубляемые кризисом мировой финансовой системы, угрожают глобальной продовольственной безопасности. Такое развитие событий ведет к увеличению числа людей, страдающих от голода и недоедания, может повернуть вспять прогресс в достижении Целей развития тысячелетия. Всесторонний ответ на этот вызов должен быть дан безотлагательно путем принятия решительных действий со стороны правительств всех стран и соответствующих международных структур.
Развитые и развивающиеся страны должны решать проблемы продовольственной безопасности в соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности. Развитые страны должны оказывать финансовую и технологическую поддержку развивающимся странам в области производства продуктов питания. Страны БРИК приветствуют различные инициативы, предпринимаемые в этой связи ООН и ее специализированными учреждениями. Страны БРИК подтверждают свою решимость внести вклад в преодоление глобального продовольственного кризиса.
Эффективная борьба с продовольственным кризисом невозможна без четкого и полного понимания его причин. Попытки объяснить рост цен на продовольствие ростом его потребления в развивающихся странах скрывают истинные причины, которые носят сложный и комплексный характер. Глобальное изменение климата и природные бедствия напрямую влияют на продовольственную безопасность, меняя агроэкологические условия. Текущий глобальный финансово-экономический кризис также оказывает негативное воздействие на продовольственную безопасность, сокращая финансовые ресурсы, доступные для сельскохозяйственного сектора. Ограничение доступа на рынки и искажающие торговлю субсидии в развитых странах на протяжении последних тридцати лет препятствовали развитию потенциала по производству продовольствия в развивающихся странах. Кроме того, конъюнктура мирового рынка не создавала достаточных стимулов для расширения сельскохозяйственного производства в развивающихся и наименее развитых странах, которые превратились в основных импортеров продовольствия.
Также важно оценить вызовы и возможности, которые представляет производство и использование биотоплива, имея в виду не только глобальную продовольственную безопасность, но и энергетическую безопасность и потребности устойчивого развития. Необходимо создать механизм международного сотрудничества по обзору и оценке долгосрочных последствий развития отрасли энергетики, основанной на использовании биомассы, и определению направлений политики в данной области. В этой связи страны БРИК приветствуют обмен опытом в области технологий, норм и регулирования деятельности, связанной с биотопливом, с целью обеспечения его устойчивого производства и использования в соответствии с принципами устойчивого развития в его трех основополагающих измерениях — социальном, экономическом и экологическом, а также с учетом необходимости обеспечения глобальной продовольственной безопасности. Устойчивое производство и использование биотоплива могут стать движущей силой в деле социального вовлечения и распределения доходов, главным образом, в бедных сельских районах развивающихся и наименее развитых стран, которые наиболее подвержены проблеме голода.
Эффективное противодействие продовольственному кризису должно носить комплексный характер и включать как краткосрочные, так и долгосрочные меры, осуществляемые в рамках тесной международной координации. Международному сообществу необходимо выработать и последовательно осуществлять всеобъемлющую стратегию решения этой глобальной проблемы. В этой связи страны БРИК приветствуют итоги соответствующих международных форумов, включая Конференцию Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) на высоком уровне по вопросам мировой продовольственной безопасности в Риме.
Страны БРИК также приветствуют итоги состоявшегося в Санкт-Петербурге Всемирного зернового форума и призывают все заинтересованные страны и международные организации предпринимать необходимые шаги по практической реализации мер, согласованных на форуме.
Для обеспечения продовольственной безопасности необходима хорошо функционирующая мировая рыночная и торговая система в сфере продовольствия и сельского хозяйства, основанная на принципах справедливости и недискриминации. В этой связи настоятельной необходимостью является ускорение Дохийского раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) с целью поиска компромиссных решений по радикальному снижению многомиллиардных субсидий в сельскохозяйственном секторе, которые искажают условия торговли и препятствуют становлению сельскохозяйственного производства в развивающихся странах. Мы выступаем против всех форм протекционизма, поддерживаем установление справедливого и разумного режима международной торговли сельскохозяйственными товарами, а также предоставление сельским жителям в развивающихся странах стимулов к участию в сельскохозяйственном производстве.
Страны БРИК поддерживают принятие широкого спектра средне- и долгосрочных мер с целью решения проблемы продовольственной безопасности. Среди таких мер могут быть:
1) направление в сельскохозяйственный сектор дополнительных ресурсов и помощи по каналам соответствующих национальных бюджетов и по линии международных институтов развития, особенно в домашние хозяйства, которые является основным источником производства продовольствия;
2) использование совместных технологических разработок и задействование международного сотрудничества в целях внедрения передовых технологий в сельскохозяйственное производство в развивающихся странах с тем, чтобы существенно повысить производительность сельского хозяйства. Обеспечение прав на интеллектуальную собственность в сельскохозяйственной области должно соблюдать баланс между общим благом человечества и стимулированием инноваций;
3) совершенствование сельскохозяйственной инфраструктуры, включая системы ирригации, транспорта, снабжения, хранения и сбыта, а также расширение технической помощи, доступа к кредитам и практики страхования урожая. В этом контексте значительную роль могло бы сыграть государственно-частное партнерство;
4) совершенствование обмена знаниями и коммерциализация устойчивых видов сырья для биотоплива;
5) обеспечение более широкого доступа к продовольствию на национальном и международном уровнях при помощи соответствующей политики и эффективной системы распределения, в особенности в отношении бедных и наиболее уязвимых слоев населения в развивающихся странах;
6) обмен опытом успешной реализации государственных программ распределения продовольствия;
7) предоставление развивающимся странам финансовых и технологических средств для полной реализации адаптационных мер с целью минимизации негативного воздействия изменения климата на продовольственную безопасность.