В соответствии с поручением Президента России Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Контрольным управлением Президента Российской Федерации проверена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Волгоградской области по соблюдению требований федерального законодательства при проектировании, строительстве и эксплуатации мостового перехода через р.Волгу в г.Волгограде (далее – мост).
Проектно-сметная документация на строительство указанного объекта разработана генеральным проектировщиком ОАО «Гипротрансмост» и утверждена распоряжениями главы администрации Волгоградской области. В апреле 1996г. генеральным подрядчиком – ОАО «Волгомост» – начато строительство первой очереди моста, которое продолжалось более 13 лет. В августе 2009г. подписан акт приёмки законченного строительством объекта и в сентябре того же года получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
20 мая 2010г. во второй половине дня возникли продольно-резонансные колебания русловых пролётов моста с максимальной амплитудой около 80 сантиметров, которые продолжались более часа, что послужило причиной остановки движения по мосту. В результате данного происшествия жертв и пострадавших нет.
После затухания колебаний специалистами было произведено визуальное обследование конструктивных элементов моста, а также ультразвуковой контроль сварных швов: повреждений не обнаружено. Администрацией Волгоградской области по результатам обследования 25 мая 2010г. принято решение о возобновлении движения по мосту только легкового автотранспорта.
В настоящее время Минтрансом России и администрацией Волгоградской области совместно со специализированными организациями проводится работа по изучению причин вертикальных колебаний пролётных строений моста, которые достоверно не установлены. Анализируя нештатное поведение конструкций моста, специалисты отмечают, что наибольшую амплитуду колебаний имели его средние пролёты, исполненные, по их мнению, в неблагоприятном сочетании по длине, кратном 1, хотя для аналогичных неразрезных балок предпочтительнее соотношение 1,0–1,55–1,0.
По предварительной оценке, колебания могли быть вызваны ветровой нагрузкой в направлении, перпендикулярно пролётным строениям, и скорости от 8 до 17 м/с. При проектировании аэродинамические исследования не проводились, поскольку аналогичные сооружения не требуют проведения расчётов на ветровую нагрузку.
Значительная часть Волгоградской области расположена на Прикаспийской впадине, что является основной причиной тектонических подвижек на данной территории. Однако проектная документация моста была разработана и прошла государственную экспертизу без результатов комплексного сейсмического изучения территории. В то же время сейсмологическая лаборатория при Волгоградском государственном университете с начала 90-х годов прошлого века по настоящее время зафиксировала около 25 землетрясений интенсивностью 3–4 балла.
По результатам проведённой проверки прокуратурой Волгоградской области направлена информация главе администрации области с предложением разработать комплекс мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан при эксплуатации моста, а также внесено представление исполняющему обязанности начальника управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области.