22 октября 2017 года исполнилось 25 лет со дня подписания Протокола об обмене полномочными представительствами между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, ознаменовавшего начало нового этапа дружбы братских народов и сотрудничества между двумя государствами.
За четверть века заложена прочная договорно-правовая база отношений между Россией и Казахстаном. Их фундамент зиждется на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года, Декларации между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 года, а также на Договоре между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 11 ноября 2013 года.
Залогом позитивной динамики многоплановых российско-казахстанских отношений являются глубокие исторические и духовные связи наших народов. Отвечая коренным национальным интересам обоих государств, стратегическое партнерство и союзничество России и Казахстана обеспечивают неуклонный рост благосостояния их граждан, устойчивое развитие и конкурентоспособность национальных экономик, раскрытие всех преимуществ единого экономического пространства.
Привилегированный характер российско-казахстанских отношений позволяет в современном взаимосвязанном мире более эффективно продвигать интересы обоих государств в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, вносить совместный вклад в обеспечение региональной и международной безопасности, стабильности и развития на всем евразийском пространстве.
Доверительный и откровенный диалог между Россией и Казахстаном на высшем и высоком уровнях остается непреложным фактором конструктивного решения любых вопросов двусторонней и международной повесток дня. Важным инструментом сближения позиций по международным и региональным проблемам служит статья 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, в соответствии с которой Москва и Астана проводят согласованную внешнюю политику.
Россия и Казахстан продолжат взаимодействие в целях формирования максимально благоприятных внешних условий для развития обоих государств, обеспечения безопасности и благополучия своих граждан. Существенной частью этой работы являются регулярные контакты по линии законодательных органов власти двух государств.
Россия и Казахстан выступают за активизацию практических мер, направленных на дальнейшее развитие разнопланового сотрудничества в многостороннем формате, в том числе в рамках ООН и ее соответствующих структур, в первую очередь, Совета Безопасности ООН, а также в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС и ОБСЕ.
Стороны дорожат тесными торгово-экономическими и культурно-гуманитарными связями между субъектами Российской Федерации и областями Республики Казахстан. Двустороннее взаимодействие обогащается ежегодными форумами межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств, а также прямым диалогом деловых кругов двух стран. Особое значение имеют устойчивые контакты между приграничными регионами России и Казахстана, их хозяйствующими субъектами, которые вносят осязаемый вклад в укрепление экономик обоих государств.
Россия и Казахстан за четверть века увеличили товарооборот более чем в десять раз. Свыше двух третей его объема приходится на изделия с высокой степенью промышленной обработки. Динамично развивается отраслевое сотрудничество, охватывающее нефтегазовый сектор, атомную энергетику, исследование и использование космического пространства в мирных целях, реализацию наукоемких проектов в различных областях. В связи с этим Стороны отмечают результативную работу Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, деятельность которой затрагивает все ключевые направления наших отношений.
В рамках Плана совместных действий России и Казахстана на 2016 – 2018 годы, утвержденного президентами двух государств 4 октября 2016 года в г.Астане, осуществляется проект создания космического ракетного комплекса «Байтерек», ведется подготовка высококвалифицированных кадров для космической отрасли. Результативно действует специально созданная Российско-Казахстанская межправительственная комиссия по комплексу «Байконур».
Историческая инициатива Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева об углублении экономической интеграции на постсоветском пространстве была позитивно воспринята многими государствами, разделившими нашу общую убежденность в преимуществах объединения экономических потенциалов. Высшей точкой этого процесса стало создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сегодня в этом объединении на равноправной основе участвуют Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Становление ЕАЭС пришлось на непростой период глобального экономического спада. Тем не менее, его механизмы проявили себя в качестве «якоря стабильности» для всех членов Союза, позволив преодолеть негативное влияние мировых кризисных явлений с минимально возможным ущербом.
Главы обоих государств уверены в том, что последовательное применение интеграционных инструментов, полное раскрытие потенциала ЕАЭС, соблюдение данных в его рамках обязательств при выстраивании отношений с третьими странами и интеграционными объединениями будут способствовать переходу сотрудничества между Россией и Казахстаном на качественно новый уровень. Дальнейшему совершенствованию торгово-экономических связей призваны служить отсутствие барьеров на общих рынках ЕАЭС, глубокая научно-техническая и производственная кооперация, многочисленные связи между хозяйствующими субъектами всех форм собственности.
Стороны будут развивать взаимовыгодное сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь», в том числе произведут скорейший запуск стыковочного участка Актобе – Оренбург международной автомобильной магистрали «Западная Европа – Западный Китай».
Россия и Казахстан будут и впредь предпринимать совместные усилия по укреплению и расширению многопланового сотрудничества в формате Содружества Независимых Государств на основе принципов равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга, способствовать росту международного авторитета Содружества, повышению эффективности взаимодействия в его рамках в сфере безопасности, в экономической, внешнеполитической, правоохранительной, культурно-гуманитарной областях.
Ввиду появления в последние годы крупных международных инициатив, направленных на расширение торговых отношений, создание трансграничных транспортной и энергетической инфраструктур, Россия и Казахстан в полной мере задействуют потенциал своих транспортно-логистических сетей, систем коммуникации, совместных проектов с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий, с тем чтобы с согласованных позиций формировать оптимальные правовые, хозяйственные и организационные условия для оказания конкурентоспособных транспортных услуг на пространстве от Европы до Азиатско-Тихоокеанского региона.
Стороны подтверждают решимость завершить урегулирование правового статуса Каспийского моря путем достижения консенсуса пяти прибрежных государств, что позволит открыть новый этап в углублении сотрудничества в этом регионе.
Россия и Казахстан будут всемерно развивать сотрудничество в сферах образования, науки и культуры. Обширные связи между образовательными и научными организациями России и Казахстана, их совместные проекты обеспечивают оба государства высококвалифицированными кадрами, отвечающими высоким международным стандартам.
Стороны отмечают важность последовательного развития сотрудничества в социальной сфере, в том числе в области охраны здоровья населения.
Главы обоих государств придают большое значение обеспечению защиты и сохранения этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств и этнических групп, проживающих на своих территориях, созданию условий для их эффективного участия в культурной, общественной и экономической жизни.
Россия и Казахстан выступают с единых позиций по вопросам борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, различными формами транснациональной организованной преступности, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и их прекурсоров, а также с другими вызовами и угрозами. Стороны намерены предпринять совместные усилия в интересах укрепления международного антитеррористического сотрудничества на прочной основе международного права при центральной роли ООН, недопущения использования проблематики противодействия терроризму и экстремизму в целях вмешательства в дела суверенных государств.
Главы двух государств высоко оценили результаты международных встреч по урегулированию сирийского кризиса в рамках Астанинского процесса, которые привели к значительному снижению насилия на территории Сирийской Арабской Республики.
Президенты России и Казахстана единодушны в том, что скорейшее достижение мира и стабильности в Афганистане является важным фактором сохранения и укрепления безопасности в Центральной Азии и соседних регионах, и подчеркнули свою готовность продолжать оказывать в этом необходимое содействие. В связи с этим Стороны высказались за продолжение наращивания усилий по поддержке процесса афганского национального примирения, в том числе в рамках Московского формата консультаций, а также приветствовали активизацию деятельности Контактной группы «ШОС – Афганистан».
Главы двух государств считают категорически неприемлемыми любые попытки очернения исторически значимых для народов России и Казахстана событий прошлого, связанных, прежде всего, с общей историей в рамках единого государства, героической Победой в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, послевоенным обустройством на континенте.
Стороны в строгом соответствии с принципами взаимного уважения, дружбы, равноправия и невмешательства во внутренние дела продолжат последовательно совершенствовать все формы своего стратегического партнерства и союзничества.