I. Наша цель
Глобальная экономика находится на важном этапе. Мы твердо намерены демонстрировать лидерство и действовать в духе партнерства и инклюзивности для решения новых задач и использования представляющихся возможностей. Мы привержены задействованию всех имеющихся политических механизмов – бюджетно‑финансовых, кредитно-денежных и структурных – для укрепления доверия и содействия росту. Кроме того, нам необходимо воспользоваться теми историческими возможностями для глобального роста, которые открывает технический прогресс. Мы полны решимости наращивать потенциал роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе посредством обязательств по обеспечению инновационного роста. Под этим мы понимаем работу по поддержке инноваций, новой индустриальной революции и цифровой экономики. Мы также подчеркиваем важную роль связанных с этим структурных реформ. Такие шаги позволят добиться повышения производительности, создания новых рабочих мест и реализации нового экономического потенциала, опираясь, в первую очередь, на меры макроэкономического характера. Контуры инновационного роста представляют собой важный вклад «Группы двадцати» в обеспечение активного, сбалансированного и инклюзивного роста и призваны дополнить усилия, которые страны «Группы двадцати» уже прилагают в рамках своих всеобъемлющих стратегий роста.
II. Наш общий подход
В интересах достижения инновационного роста мы одобряем следующий общий подход. Мы будем демонстрировать лидерство и, партнерский настрой, дальновидность и целеустремленность, укреплять сотрудничество между членами нашей группы, а также между государственным и частным секторами, с целью развития инновационного роста и решения общих задач. Согласно соответствующим многосторонним соглашениям и соглашениям, участниками которых мы являемся, включая Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, мы подтверждаем важность надлежащей и эффективной охраны и защиты интеллектуальной собственности в интересах инноваций и выступаем за большую открытость и содействие добровольному распространению знаний и передаче технологий на взаимно согласованных условиях. Кроме того, мы подчеркиваем важность более открытых торговых и инвестиционных режимов. Мы отмечаем важность инклюзивного подхода в вопросах искоренения крайней нищеты, сокращения масштабов неравенства и социальной изоляции и ликвидации цифрового разрыва. Мы поощряем создание инновационных экосистем, стимулирующих творческий подход и позволяющих сочетать творческие идеи с предпринимательством, наукой и техникой в интересах инновационного роста и создания рабочих мест. Мы стремимся к достижению эффекта синергии при обсуждении различных направлений деятельности в рамках «Группы двадцати», а также с международными организациями и инициативами вне «Группы двадцати». В своей работе мы будем помнить о важности гибкого подхода с учетом различных озабоченностей и приоритетов участников.
III. Наши действия
1. Инновации
Инновации – это воплощение идей в технологиях, продуктах или процессах, которые являются новыми и создают стоимость. Под инновациями подразумевается внедрение какого‑либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, в основе которого лежат креативные идеи и технологический прогресс, новый метод маркетинга или новый организационный метод в деловых практиках, организации рабочих мест или внешних связях. Инновации возможны в широком круге областей, но центральное место принадлежит инновациям в научно-технической области. Инновации являются одним из ключевых факторов глобального устойчивого развития, играющих основополагающую роль в содействии экономическому росту, поддержке создания новых рабочих мест, предпринимательства и структурных реформ, повышении производительности и конкурентоспособности, обеспечении более высокого уровня обслуживания наших граждан и решении глобальных задач.
В целях дальнейшего развития инноваций и оказания помощи странам-членам в создании инновационных экосистем мы принимаем План действий «Группы двадцати» в области инноваций 2016 года, в котором сформулированы руководящие принципы и действия по стимулированию инноваций. Мы преисполнены решимости поддерживать принятие стратегий, политики и мер стимулирования инноваций и поощрять инвестиции в науку, технику и инновационную деятельность (НТИ), создать виртуальное сообщество специалистов‑практиков «Группы двадцати» по инновационной политике и рассмотреть подготовленный ОЭСР в 2016 году для «Группы двадцати» доклад по вопросам инновационной деятельности, активизировать тесный диалог с партнерами и заинтересованными сторонами в области инноваций, содействуя при этом обсуждению вопросов открытой науки и поиску инновационных решений для глобальных проблем.
2. Новая индустриальная революция
Новая индустриальная революция (НИР) открывает новые возможности для промышленности, в частности в обрабатывающих отраслях и связанной с ними сфере услуг, по преобразованию производственных процессов и бизнес-моделей, а также повышению в среднесрочной и долгосрочной перспективе темпов экономического роста. Значительный прогресс отмечается во многих развивающихся технологиях, таких как интернет вещей, большие данные, облачные компьютерные технологии, искусственный интеллект, робототехника, промышленное производство на основе аддитивных технологий, новые материалы, дополненная реальность, нанотехнологии и биотехнологии. Технологические разработки подобного рода делают возможными умное производство, адаптацию к требованиям заказчика, совместное производство и появление других новых способов производства и бизнес-моделей. Однако в этих новых условиях предприятия, рабочие, потребители, правительства и другие заинтересованные стороны сталкиваются также с проблемами. Мы будем всемерно стремиться выявлять такие проблемы и возможности в развитых и развивающихся странах, с тем чтобы минимизировать социальные издержки и использовать все преимущества НИР.
В целях развития НИР и в качестве основного источника экономического роста мы принимаем План действий «Группы двадцати» по новой индустриальной революции, в котором сформулированы руководящие принципы и действия по продвижению повестки дня в отношении НИР. Мы преисполнены решимости продолжать работу по укреплению связей и сотрудничества в рамках НИР и проведению соответствующих исследований, содействовать малым и средним предприятиям (МСП) в использовании преимуществ НИР, решать насущные проблемы, касающиеся трудоустройства и профессиональной квалификации, развивать сотрудничество в области стандартов, укреплять обмен и взаимодействие по вопросам новой промышленной инфраструктуры, обеспечивая защиту прав интеллектуальной собственности согласно соответствующим многосторонним соглашениям и соглашениям, участниками которых мы являемся, включая Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также поддерживать индустриализацию в развивающихся странах. В связи с этим мы просим ОЭСР совместно с ЮНКТАД и ЮНИДО подготовить доклад, содержащий обзор возможностей и проблем, связанных с НИР, и представить его до конца 2016 года.
3. Цифровая экономика
В ходе своей встречи в Анталье в 2015 году лидеры «Группы двадцати» признали, что мы живем в эру интернет-экономики, которая создает как возможности, так и проблемы для глобального роста. Под цифровой экономикой понимаются самые различные виды экономической деятельности, в которых использование цифровой информации и знаний играет роль ключевого фактора производства, современные информационные сети становятся важной сферой деятельности, а эффективное применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) выступает в качестве важной движущей силы повышения результативности и оптимизации структуры экономики. В 2016 году «Группа двадцати» предлагает способы коллективного использования цифровых возможностей и преодоления сложностей, с тем чтобы обеспечить процветание и активное развитие цифровой экономики, которая способствует экономическому росту и выгодна для всех.
Для достижения поставленных выше целей мы принимаем Инициативу «Группы двадцати» по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики. Мы стремимся раскрыть потенциал цифровой экономики посредством создания благоприятных условий для ее развития, в том числе, вновь подтверждая свою приверженность в соответствии с Повесткой дня «Соединим к 2020 году» цели обеспечения следующих полутора миллиардов человек подключением и полноценным доступом к Интернету к 2020 году с помощью расширенного и приемлемого по стоимости доступа к широкополосной сети, а также улучшения качества, распространения информации для обеспечения экономического роста, повышения уровня доверия и безопасности, признавая, что свобода выражения мнений и свободный обмен информацией, идеями и знаниями крайне важны для построения цифровой экономики и способны оказать благоприятное воздействие на развитие, что подтверждается в пункте 4 Тунисской программы ВВУИО, признавая необходимость соблюдения применимых нормативных рамок в области неприкосновенности частной жизни и защиты личных данных, а также прав интеллектуальной собственности, поощряя инвестиции в сферу ИКТ, оказывая поддержку предпринимательской деятельности и обеспечивая переход к цифровым технологиям, способствуя сотрудничеству по линии электронной торговли, повышая уровень доступа к цифровым технологиям и продвигая стратегии по поддержке микро-, малых и средних предприятий для более эффективного использования ИКТ. Мы будем оказывать политическую поддержку созданию открытых и безопасных условий функционирования ИКТ, в том числе признавая, что адекватные и эффективные методы защиты и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности играют ключевую роль в процессе развития цифровой экономики, что подтверждается в пункте 26 Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Анталье, содействуя сотрудничеству с учетом независимого выбора пути развития, налаживая транспарентный процесс определения политики в сфере цифровой экономики, поддерживая разработку и использование международных стандартов, укрепляя степень доверия и управляя спектром радиочастот в целях внедрения инноваций. Мы обязуемся сотрудничать и продолжать тесное взаимодействие по этим вопросам, в том числе по линии соответствующих научных исследований и обмена. Мы приветствуем международные организации, в частности ОЭСР и МВФ, которые, пользуясь поддержкой наших национальных статистических организаций, активизируют свои усилия в целях проведения более углубленного анализа цифровой экономики, ее макроэкономических и других важных политических последствий.
4. Структурная реформа
В условиях, когда глобальное экономическое восстановление идет медленнее желательных темпов, структурные реформы являются ключевым фактором повышения производительности и потенциального объема выпуска. Поэтому они играют важнейшую роль в обеспечении уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, а также способствует инновационному росту. В 2016 году, в контексте деятельности Рабочей группы по реализации Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста в рамках финансового трека мы тесно взаимодействовали по расширенной повестке структурных реформ (см. Ханчжоуский план действий) и достигли значимых результатов. Мы определили девять приоритетных областей (направлений) для структурных реформ, таких как содействие открытости для торговли и инвестиций; продвижение реформ рынка труда, повышение уровня образования и совершенствование профессиональных навыков; содействие инновациям; совершенствование инфраструктуры; поощрение конкуренции и формирование благоприятной среды для бизнеса; совершенствование и укрепление финансовой системы; содействие фискальным реформам, повышение уровня экологической устойчивости; содействие инклюзивности роста. Мы разработали и утвердили в общей сложности 48 руководящих принципов для указанных приоритетных областей, которые обеспечат страны «двадцатки» полезным руководством высокого уровня, позволяющим учитывать конкретные национальные особенности стран. Мы также одобрили общий набор базовых индикаторов, включающих индикаторы мер политики и достигнутых экономических результатов, в целях мониторинга и оценки прогресса и эффективности структурных реформ, проводимых членами «Группы двадцати», а также их адекватности при решении структурных проблем. В ее утвержденном виде расширенная повестка структурных реформ будет интегрирована в существующий рабочий процесс в рамках финансового трека в качестве инструмента, помогающего странам-членам в проведении структурных реформ. Мы будем внедрять и совершенствовать элементы расширенной повестки структурных реформ и призываем международные организации оказывать постоянную поддержку в этих вопросах, в то же время отмечая, что выбор и модель структурных реформ должны соответствовать экономическим условиям соответствующих стран.
IV. Наши межсекторальные меры
Члены «Группы двадцати» определили ряд межсекторальных проблем, требующих особого внимания и согласованного подхода к их решению.
1. Укрепление многоаспектных партнерских отношений
Мы намерены обмениваться информацией о национальных стратегиях в области обеспечения инновационного роста, поддерживая контакты, направленные, по мере возможности, на расширение совместных исследований и помогая друг другу в решении общих проблем. Признавая значение частного сектора в использовании преимуществ инноваций и предпринимательской деятельности, мы намерены расширять соответствующее партнерство между государственным и частным секторами, а также партнерство между крупными и микро-, малыми и средними предприятиями. В целях обеспечения сильного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста мы будем и дальше придерживаться всеобъемлющего подхода и использовать различные форумы и мероприятия для развития сотрудничества по разным рабочим направлениям с привлечением профильных групп, в частности по таким вопросам, как занятость, расширение доступа к цифровым финансовым услугам и их развитие.
2. Оказание поддержки развивающимся странам
В целях содействия инклюзивному развитию мы намерены поддерживать усилия развивающихся стран по разработке стратегий и программ, основанных на преимуществах НТИ, НИР и цифровой экономики. Мы признаем, что для развития НТИ, промышленности и цифровой экономики исключительно важную роль играют надлежащая и эффективная защита и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности, и поддерживаем международное сотрудничество и добровольную передачу технологий на взаимно согласованных условиях. Мы поддерживаем усилия, предпринимаемые в рамках Механизмов содействия развитию технологий Организации Объединенных Наций по обеспечению координации, слаженности и сотрудничества в работе над вопросами, связанными с НТИ. Мы принимаем к сведению шаги по созданию банка технологий для наименее развитых стран в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/Res/70/294. Мы поддерживаем деятельность развивающихся стран по обмену передовым опытом и программами, оптимизации использования ресурсов в целях содействия устойчивому развитию и социальной интеграции и повышения осведомленности об экологически чистых технологиях. Мы также признаем, что осуществление нашей программы в области инновационного роста может способствовать достижению целей Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
3. Повышение квалификации и развитие человеческого капитала
Мы намерены улучшать качество подготовки и повышать квалификацию работников для развития инноваций и активизации мер по оказанию поддержки предпринимательству и инновациям и расширению участия в новой индустриальной революции и цифровой экономике. Мы признаем, что при решении задач, связанных с новой инновационной экономикой, важную роль играют гибкие рынки труда, и приветствуем План действий «Группы двадцати» в области предпринимательства и Инициативу «Группы двадцати» по развитию качественного ученичества. Мы поддерживаем политику, направленную на повышение мобильности кадровых ресурсов в области НТИ, усилия по прогнозированию спроса на новые навыки в будущем и использование различных мер программного характера и технических средств для преодоления отставания в сфере цифровых технологий и повышения их доступности. Мы привержены изучению новых методов сотрудничества между развитыми и развивающимися странами в области обмена информацией и талантливыми специалистами, а также профессиональной подготовки. Мы поощряем налаживание связей и сотрудничества между университетами, учебными организациями и представителями деловых кругов в том, что касается содержания учебных программ, требований к навыкам и их освоению, в частности к распространению компьютерной грамотности. При создании новых рабочих мест необходимо уделять особое внимание и способствовать укреплению роли молодежи и женщин в инновационных областях и предпринимательской деятельности; кроме того, мы обязуемся предпринять шаги для расширения доступа к качественному профессиональному обучению и образованию.
V. Дальнейшие шаги
Мы придаем большое значение осуществлению Контуров инновационного роста и будем отслеживать ход реализации положений этого документа. При поддержке ОЭСР и других соответствующих международных организаций мы создадим целевую группу «двадцатки» для продвижения повестки дня в области инноваций, новой индустриальной революции и цифровой экономики с учетом приоритетов соответствующих будущих председателей «Группы двадцати», обеспечивая преемственность и последовательность по отношению к ныне достигнутым результатам, а также содействуя взаимодополняемости с другими рабочими процессами «Группы двадцати».
Мы признаем вклад ОЭСР, ЮНИДО, ЮНКТАД, МВФ, Группы Всемирного банка и других международных организаций в разработку Контуров инновационного роста «Группы двадцати» и надеемся, что эти организации будут и дальше оказывать нам содействие.