Дата подписания: 10.01.2003
1. Углубление политического диалога: «Продвижение многоуровневого и всестороннего диалога»
В результате активного диалога на различных уровнях в последние годы в российско-японских связях углубилось доверие и взаимопонимание, и они достигли самого высокого за всю историю их развития уровня, определены магистральные направления движения двух стран к построению созидательного партнерства.
За короткий срок со времени официального визита Президента В.В.Путина в Японию в сентябре 2000 года до визита Премьер-министра Дз.Коидзуми в Россию в январе 2003 года состоялось пять встреч на высшем уровне.
Использовались различные возможности для осуществления тесных контактов между министрами иностранных дел. Утвердилась практика обменов визитами на уровне руководителей оборонных ведомств. Кроме того, до настоящего времени состоялось шесть заседаний Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам под сопредседательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Министра иностранных дел Японии. Активно осуществлялись контакты между руководителями министерств и ведомств Российской Федерации и Японии, способствовавшие решению практических вопросов двустороннего сотрудничества. Углубились также связи по линии высших законодательных органов двух стран.
Дальнейшие действия
В целях дальнейшего развития российско-японских отношений и укрепления взаимодействия на международной арене Россия и Япония будут и впредь стремиться к нижеследующему:
активизировать диалог на высшем уровне путем придания регулярного характера контактам между руководителями Российской Федерации и Японии, активного использования возможностей организации встреч между ними в ходе многосторонних форумов, регулярного проведения телефонных разговоров, в том числе по «горячей линии» между Кремлем в Москве и Канцелярией Премьер-министра Японии в Токио, вопрос о создании которой согласовывается;
прилагать дальнейшие усилия к расширению контактов на высоком уровне путем активного осуществления встреч между министрами иностранных дел, поддержания практики взаимных визитов Министра обороны Российской Федерации и Начальника Управления обороны Японии, регулярного проведения заседаний Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам и использования возможностей для встреч ее Сопредседателей, других контактов на уровне министров и руководителей ведомств, включая встречи на многосторонних международных форумах;
содействовать, исходя из того, что активные межпарламентские контакты служат важным фактором упрочения позитивных тенденций в российско-японских отношениях, дальнейшему расширению обменов между представляющими народы своих стран депутатами парламентов путем осуществления взаимных визитов Председателей верхней и нижней палат Федерального Собрания Российской Федерации и Председателей палат Представителей и Советников Парламента Японии, обменов между парламентскими комиссиями и депутатскими ассоциациями, межпартийных обменов и контактов по различным вопросам между отдельными депутатами.
2. Переговоры по мирному договору: «Преодолеть трудное наследие прошлого и открыть новые горизонты широкого российско-японского партнерства»
В результате продолжавшихся до настоящего времени энергичных переговоров между двумя странами достигнуты важные договоренности, в том числе Совместная декларация СССР и Японии 1956 года, Токийская декларация о российско-японских отношениях 1993 года, Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией 1998 года, Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 года и Иркутское заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора 2001 года. Создан механизм для подготовки решения этого сложного вопроса — сформирована Совместная российско-японская комиссия по вопросам заключения мирного договора, возглавляемая министрами иностранных дел обеих стран, в рамках которой учреждены подкомиссии по пограничному размежеванию и совместной хозяйственной деятельности.
Осуществлен комплекс мер по разъяснению общественности обеих стран важности поступательного развития российско-японских отношений и заключения мирного договора. Проводились различные двусторонние форумы и семинары, включая Российско-Японский форум «Российско-японские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях глобализации», подготовлен «Совместный сборник документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией». Это способствовало активному обсуждению проблематики мирного договора между экспертами, учеными и специалистами двух стран. В дискуссиях на эту тему также активно участвовали парламентарии обеих стран. В
результате сделан совместный вывод о том, что для продвижения переговоров по вопросу о заключении мирного договора необходимо обеспечение в двусторонних отношениях атмосферы, избавленной от эмоций и предвзятости.
Углублению взаимопонимания между двумя народами способствовало осуществление безвизовых обменов между жителями островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (далее именуемые «острова») и японскими гражданами, т. н. свободных посещений островов, а также других контактов. С 1991 года в таких обменах приняли участие около 10 тыс. граждан России и Японии.
Обеспечивается успешный промысел рыболовными судами Японии в районе островов на основе подписанного в 1998 году Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов.
Правительством Японии по линии Комиссии по содействию в течение последних 10 лет оказывалось содействие жителям островов.
Дальнейшие действия
Российская Федерация и Япония, стремясь к новому качеству двусторонних отношений и исходя из осознания важности дальнейшего углубления взаимопонимания, уважения друг друга и укрепления взаимного доверия, будут энергично продолжать процесс поиска взаимоприемлемого решения проблемы заключения мирного договора.
При этом обе страны будут:
активизировать переговоры в целях скорейшего выхода на решение еще остающихся проблем, исходя из понимания того, что Совместная декларация СССР и Японии 1956 года, Токийская декларация о российско-
японских отношениях 1993 года, Иркутское заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора 2001 года и другие договоренности составляют базу для переговоров с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов и достижения таким образом полной нормализации двусторонних отношений. Обе страны подтверждают, что при проведении переговоров весьма важно поддержание в российско-японских отношениях атмосферы взаимопонимания, доверия и широкого взаимовыгодного сотрудничества по различным направлениям;
продолжать, исходя из Заявления Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 года, усилия по разъяснению общественности обеих стран важности заключения мирного договора и поступательного развития двусторонних отношений во всех областях, включая совместную подготовку и распространение соответствующих информационных материалов;
прилагать усилия для дальнейшего развития безвизовых обменов между жителями островов и японскими гражданами, уделяя при этом особое внимание таким формам, как молодежные и детские контакты, изучение языка друг друга, а также совершенствования практики т. н. свободных посещений островов с учетом договоренности об организации максимально облегченного режима таких поездок;
проводить в рамках Российско-Японского комитета по вопросам охраны окружающей среды обмен мнениями по экологической тематике с учетом осуществляемых в рамках безвизовых обменов совместных экологических исследований в районе островов;
осуществлять, по мере необходимости, сотрудничество по эффективному оказанию Японией жителям островов содействия,
отвечающего гуманитарным целям. Япония намерена продолжать оказание такого содействия в будущем;
продолжать на взаимовыгодной основе сотрудничество, предусмотренное Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов 1998 года, исходя из понимания того, что данное Соглашение способствует укреплению российско-японских отношений и углублению доверия между двумя странами;
искать устраивающие обе страны формы совместной хозяйственной деятельности в районе островов в рамках деятельности подкомиссии по совместной хозяйственной деятельности.
3. Сотрудничество на международной арене: «Продвижение диалога и действия в качестве стратегических партнеров»
В последние годы активно развивалось российско-японское взаимодействие в решении актуальных международных проблем в рамках ООН, «восьмерки», а также механизмов Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ) и др.
Россия и Япония укрепляли взаимодействие в интересах эффективной борьбы с международным терроризмом, актуальность которой существенно возросла после событий сентября 2001 года в США. В ноябре 2002 года состоялись первые российско-японские консультации по противодействию международному терроризму.
Расширялось сотрудничество в области контроля за вооружениями, разоружения и нераспространения. Россия и Япония координировали действия в рамках международных нераспространенческих режимов и способствовали продвижению многостороннего диалога по разоруженческой проблематике.
Осуществлялось взаимодействие в рамках созданного в 1993 году Комитета по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия. При содействии Японии был создан и начал функционировать комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш» на Дальнем Востоке России. Между соответствующими организациями двух стран последовательно развивалось сотрудничество в области изучения способов утилизации избыточного оружейного плутония с использованием российских реакторов на быстрых нейтронах, и уже проведена предварительная утилизация. Кроме того, Россия и Япония взаимодействовали по линии Международного научно-технического центра (МНТЦ).
В последние годы кардинально расширился круг обсуждаемых в ходе консультаций по линии МИД России и МИД Японии региональных вопросов, укрепилась координация действий в решении актуальных международных проблем. По линии соответствующих подразделений МИДов проводятся консультации по внешнеполитическому планированию, полезные с точки зрения определения средне- и долгосрочных перспектив развития международной обстановки.
Дальнейшие действия
В соответствии с положениями Совместного заявления Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о взаимодействии в международных делах, подписанного в сентябре 2000 года, и Совместного заявления Министра иностранных дел Российской Федерации и Министра иностранных дел Японии о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом, подписанного в феврале 2002 года, обе страны будут и впредь:
сотрудничать по широкому кругу вопросов поддержания и укрепления мира и стабильности — как в глобальном, так и в региональном измерении;
(в области взаимодействия с целью решения международных проблем) активно продвигать сотрудничество в ООН, «восьмерке» и прочих международных механизмах, предпринимая согласованные действия в различных международных вопросах;
осуществлять активный обмен информацией о потенциальных теругрозах по различным каналам, развивать взаимодействие по антитеррористической проблематике, используя учрежденный формат двусторонних консультаций по противодействию терроризму, а также
сотрудничая при обсуждении тематики борьбы с терроризмом в рамках многосторонних структур, в том числе поддерживая усилия, направленные на скорейшее принятие антитеррористических конвенций, в первую очередь Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом и Конвенции о противодействии актам ядерного терроризма;
продолжать сотрудничество в целях оказания помощи Афганистану и сопредельным с ним государствам. Россия и Япония будут прилагать усилия к осуществлению соответствующего сотрудничества в целях пресечения распространения наркотиков с территории Афганистана в районе таджико-афганской границы;
активизировать скоординированные действия по всему комплексу вопросов функционирования ООН с целью увеличения возможностей Организации действовать оперативно и эффективно в соответствии с требованиями и вызовами современного мира. Обе страны исходят из того, что еще большее повышение роли и авторитета Совета Безопасности, в том числе путем проведения его реформы на основе достижения общей договоренности стран-членов ООН, занимает особое место в процессе реформирования ООН. Российская Федерация подтверждает свою поддержку кандидатуре Японии в постоянные члены Совета Безопасности;
расширять взаимодействие в рамках «Группы восьми», а также сотрудничать в процессе подготовки к проведению саммита «восьмерки» в 2006 году в России, в том числе путем обмена имеющимся опытом. Япония позитивно относится к поэтапному расширению формата российского участия в обсуждении вопросов финансовой повестки дня в процессе подготовки и проведения саммитов «восьмерки»;
(в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения)
содействовать укреплению международного мира и стабильности, а также предпринимать действия, направленные на сохранение и совершенствование существующей системы международных договоров в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Япония приветствует заключенный 24 мая 2002 года между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки Договор об ограничении стратегических наступательных потенциалов, рассматривая его в качестве основы для дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений;
укрепить механизм координации действий в целях ускорения реализации проектов, согласованных в рамках Комитета по сотрудничеству в области ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия, и обеспечить последовательное осуществление проектов, связанных с демонтажем выведенных из состава флота атомных подводных лодок на Дальнем Востоке России;
активизировать усилия по реализации «Основных направлений» Глобального Партнерства «восьмерки» в целях продвижения в их рамках проектов в области нераспространения, разоружения, противодействия терроризму, а также обеспечения безопасности ядерной энергии, объектом которых является Россия;
активно сотрудничать в рамках предпринимаемых по линии «восьмерки» усилий, направленных на определение способа утилизации избыточного оружейного плутония;
способствовать сотрудничеству по линии Международного научно-технического центра (МНТЦ);
(при обсуждении региональных проблем)
активно содействовать продвижению сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе в рамках АРФ, придавая большое значение вопросам обеспечения безопасности и укрепления доверия. Япония приветствует намерение России подключиться к деятельности Форума «Азия-Европа» (АСЕМ);
поддерживать, исходя из понимания необходимости снижения напряженности на Корейском полуострове, а также поддержания и укрепления мира и стабильности в Северо-Восточной Азии, конструктивные усилия заинтересованных стран, направленные на разрешение всех проблем Корейского полуострова путем диалога. В этой связи Япония подчеркивает важность урегулирования нерешенных между Японией и Северной Кореей проблем, в том числе проблемы похищений японских граждан и проблем, касающихся обеспечения безопасности, на основе Пхеньянской декларации, подписанной руководителями Японии и КНДР 17 сентября 2002 года, а также нормализации японо-северокорейских отношений. Россия подтверждает намерение по возможности оказывать содействие процессу нормализации отношений между Японией и Северной Кореей в соответствующей форме;
способствовать мирному урегулированию всех вопросов, связанных с ядерной программой КНДР, в интересах укрепления режима нераспространения и обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова. Россия и Япония выражают сожаление и глубокую озабоченность по поводу недавнего развития ситуации в связи с северокорейской ядерной программой и заявления КНДР о намерении выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и отказаться от выполнения обязательств по Соглашению о сотрудничестве и гарантиях с МАГАТЭ. В данном контексте обе страны подтверждают необходимость скорейшего отказа КНДР от такого намерения и незамедлительного выполнения резолюций Совета управляющих МАГАТЭ от 29 ноября 2002 года и 6 января 2003 года, требующих от КНДР полного и безотлагательного сотрудничества с МАГАТЭ, а также призывают все заинтересованные страны к продолжению диалога в целях политического решения соответствующих вопросов;
углублять сложившийся между Россией и Японией тесный диалог на высоком уровне по проблемам, связанным с ситуацией на Корейском полуострове;
сотрудничать в интересах создания многостороннего диалогового механизма в области обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии;
взаимодействовать с тем, чтобы Ирак в полной мере и без всяких предварительных условий сотрудничал с международными инспекторами и не препятствовал осуществлению их деятельности, а также добиваться полного выполнения Ираком всех соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, включая резолюцию о ликвидации оружия массового уничтожения;
содействовать проведению мирных переговоров с целью создания благоприятных условий для построения палестинского государства на основе принципов международного права и демократии;
предпринимать скоординированные шаги — как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних механизмов с тем, чтобы способствовать укреплению доверия в Южной Азии;
сотрудничать в целях имплементации принятого на саммите «восьмерки» в Кананаскисе «Плана действий» в отношении Африки;
продолжать регулярные консультации по линии министерств иностранных дел двух стран, а также, в случае необходимости, проводить консультации по вопросам поддержания региональной безопасности с участием представителей оборонных ведомств в целях расширения взаимодействия в решении актуальных международных проблем 4. Сотрудничество в торгово-экономической области: «Через доверие и совместные действия — к взаимной выгоде»
Сотрудничество в торгово-экономической и научно-технической сферах относится к числу стратегических приоритетов российско-японских отношений. В последнее время обеими странами предприняты шаги по развитию взаимодействия в этих областях, в том числе созданы и функционируют диалоговые механизмы как на правительственном уровне, так и с участием представителей деловых кругов.
Важную роль в развитии двусторонних торгово-экономических
отношений сыграла принятая в сентябре 2000 года «Программа углубления
сотрудничества в торгово-экономической области», в которой были
определены основные ориентиры соответствующего взаимодействия России
и Японии. Развитию экономических связей и урегулированию нерешенных
проблемспособствоваладеятельностьРоссийско-Японской
межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам.
Наряду с этим, регулярно осуществлялись двусторонние контакты между представителями деловых кругов, в частности, регулярно проводились совместные заседания Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому сотрудничеству. Кроме того, в июне 2001 года состоялся визит в Россию делегации Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн).
Россия приветствует применение с марта 2002 года Банком международного сотрудничества Японии в отношении Внешторгбанка России новой формы банковского кредита, не требующего гарантий со стороны Правительства Российской Федерации, а также предпринятые Японией меры по смягчению условий внешнеторгового страхования сделок с Россией.
Переходу России к рыночной экономике способствовало техническое и интеллектуальное содействие со стороны Японии, направленное на ускорение реформ в Российской Федерации, оказывавшееся в том числе по линии Японских центров, Центров малого и среднего предпринимательства, учрежденных на Дальнем Востоке России Японской ассоциацией содействия торговле с Россией и странами Восточной Европы (»РОТОБО»), а также Японской организации содействия развитию внешней торговли (»ДЖЕТРО»). До настоящего времени около 18 тыс. россиян приняли участие в различных семинарах, организованных в семи созданных на территории Российской Федерации Японских центрах, и около 2200 человек прошли стажировку в Японии.
Развивалось сотрудничество в области энергетики. Проведены российско-японские межправительственные консультации по вопросам энергетики, и проведено ТЭО с целью отобрать проекты в рамках «совместного осуществления», предусмотренного Киотским протоколом.
Представители деловых кругов двух стран активно участвуют в международных проектах Сахалин-2, в рамках которого уже начата добыча нефти, и Сахалин-1, где ведется подготовка к началу выпуска продукции. Кроме того, частными компаниями проведено ТЭО строительства газопровода между Сахалином и Японией, по результатам которого сделан вывод о технологической и коммерческой перспективности данного проекта.
Проводились заседания Российско-Японского комитета по вопросам охраны окружающей среды, в рамках различных международных механизмов развивалось российско-японское сотрудничество по глобальным экологическим проблемам, прежде всего по проблемам изменения климата.
На основе имеющихся двусторонних соглашений осуществлялось взаимовыгодное сотрудничество в области рыболовства. С января 2002 года
активно проводятся российско-японские консультации по проблемам борьбы с незаконным промыслом и контрабандой морепродуктов, по итогам которых достигнуты важные результаты с точки зрения сохранения морских живых ресурсов и поддержания порядка в ходе промысла.
Осуществлялось взаимодействие по линии Российско-Японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству и Российско-Японской комиссии по сотрудничеству в космосе. Контактировали между собой, в том числе в рамках форума «Россия-Япония. Передовые науки и технологии», представители деловых кругов. Продвигалось сотрудничество на частном уровне в космической области.
Ведутся переговоры по выработке нового межправительственного Соглашения о воздушном сообщении. Развитию сотрудничества в области воздушного сообщения способствовали консультации между авиационными властями Российской Федерации и Японии.
В июле 2002 года состоялась Конференция по развитию сотрудничества в области туризма на Дальнем Востоке, растет интерес деловых кругов обеих стран к этой сфере.
Дальнейшие действия
В целях дальнейшего расширения торгово-экономических связей Россия и Япония будут предпринимать следующие действия по последовательному претворению в жизнь «Программы углубления сотрудничества в торгово-экономической области между Российской Федерацией и Японией»:
(в вопросах продвижения торгово-инвестиционного взаимодействия)
активизироватьдеятельностьРоссийско-Японской
межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, а также ее Подкомиссии по торговле и инвестициям и Подкомиссии по вопросам экономических отношений с дальневосточным регионом Российской Федерации в целях рассмотрения еще более широкого круга двусторонних торгово-экономических вопросов;
содействовать расширению российско-японского торгово-инвестиционного взаимодействия. Россия будет предпринимать дальнейшие меры в направлении улучшения инвестиционного климата. Япония, отмечая устойчивый рост экономики Российской Федерации, будет по линии Японской ассоциации содействия торговле с Россией и странами Восточной Европы (»РОТОБО»), Японской организации содействия развитию внешней торговли (»ДЖЕТРО») и других организаций предпринимать меры по предоставлению представителям деловых кругов информации, в частности, о ходе экономических преобразований в России;
активизировать рассмотрение вопроса о скорейшем создании российско-японской организации по содействию торговле и инвестициям;
рассматривать вопрос о возможностях дальнейшего расширения гибких форм кредитования совместных проектов, включая кредитование под гарантии корпораций и банков, участвующих в реализации тех или иных проектов;
поощрять, в интересах увеличения двустороннего оборота товаров и услуг, развитие контактов между представителями деловых кругов, включая активные обмены соответствующими делегациями;
оказывать взаимное содействие в вопросах проведения торгово-экономических и научно-технических выставок, ярмарок и презентаций;
(в вопросах интеграции России в международную экономическую систему)
взаимодействовать в целях вступления России в ВТО. Япония выражает поддержку намерению Российской Федерации вступить в ВТО и будет с учетом потребностей России рассматривать возможность передачи ей необходимых для решения этой задачи знаний и опыта в качестве одной из форм технического и интеллектуального содействия. Россия намерена продолжать необходимые преобразования в области законодательства и правоприменения с целью их приведения в соответствие с нормами и правилами ВТО;
(в сфере технического и интеллектуального содействия России) взаимодействовать по мере необходимости в целях эффективного оказания Японией технического и интеллектуального содействия России, в том числе по линии Японских центров и Японской ассоциации содействия торговле с Россией и странами Восточной Европы (»РОТОБО»), что способствует развитию рыночной экономики в России и укреплению экономических отношений между двумя странами. Япония подтверждает намерение расширять такое содействие России. Россия и Япония будут проводить консультации по вопросам дальнейших направлений осуществления по линии Японских центров технического и интеллектуального содействия России. Япония при осуществлении технического содействия будет принимать во внимание приоритетные области экономической политики, осуществляемой Правительством Российской Федерации, в том числе развитие малого и среднего предпринимательства;
активизировать работу в направлении скорейшего подписания нового Меморандума о деятельности Японских центров, который определит, в том числе, их возможные функции в системе двусторонних торгово-экономических связей;
укреплять сотрудничество по реализации Программы подготовки управленческих кадров предприятий и Программы подготовки государственных служащих;
(в области энергетики)
активизировать работу по подготовке документа о сотрудничестве в энергетической области, который определит направления дальнейшего укрепления взаимодействия в данной сфере;
развивать сотрудничество в освоении энергетических ресурсов Дальнего Востока Российской Федерации и Сибири, а также создании газо-и нефтепроводов для их транспортировки, разделяя понимание, что реализация соответствующих взаимовыгодных с экономической точки зрения проектов внесет значительный вклад в развитие дальневосточного региона Российской Федерации и Сибири, будет способствовать стабилизации ситуации на мировом рынке энергоресурсов, а также повышению уровня энергетической безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом. В данной связи Россия и Япония будут рассматривать на официальном и частном уровнях вопросы продвижения практического взаимодействия в реализации проектов транспортировки энергоресурсов и поддерживать развитие сотрудничества по линии предприятий двух стран в разработке месторождений нефти и газа на Дальнем Востоке России и в Сибири, которое будет возникать по мере осуществления таких проектов;
прилагать усилия по обеспечению условий для успешной реализации проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 и соответствующих соглашений о разделе продукции, а также других связанных с ними проектов, уделяя при этом должное внимание вопросам охраны окружающей среды;
продолжать рассмотрение возможностей конкретизации взаимодействия в рамках механизма «совместного осуществления» по вопросам сокращения выбросов парниковых газов, в том числе в рамках двусторонних консультаций по вопросам энергетики;
продолжать обмен мнениями по вопросам расширения двустороннего сотрудничества в области энергетики в рамках российско-японских консультаций по вопросам энергетики;
(в сфере атомной энергетики)
регулярно проводить российско-японские консультации по вопросам атомной энергетики;
продолжать сотрудничество в исследованиях, касающихся мирного использования атомной энергии, в том числе по вопросам о реакторах на быстрых нейтронах;
(в области экологии)
активизировать работу Российско-Японского комитета по вопросам охраны окружающей среды и последовательно претворять в жизнь соответствующие проекты двустороннего сотрудничества;
прилагать усилия, подтверждая важность адекватного реагирования на проблему глобального потепления климата, к выработке единых для всех государств норм в этой области. Россия будет продвигать процесс подготовки к ратификации Киотского протокола;
продолжать совместные учения по предотвращению и ликвидации последствий разливов нефти, а также сотрудничество в рамках «Плана действий в северо-западной части Тихого океана» (NOWPAP) в целях
укрепления системы предотвращения загрязнения моря в Японском и Охотском морях, а также в северо-западной части Тихого океана. Россия и Япония будут также взаимодействовать в рамках «Сети мониторинга выпадений кислотных осадков в Восточной Азии» (EANET);
(в сфере сохранения и использования биоресурсов)
развивать взаимовыгодное сотрудничество в области рыболовства. Россия и Япония будут активно взаимодействовать в рамках Комиссии по урегулированию претензий, связанных с рыболовством;
сотрудничать в области устойчивого лесопользования, в том числе по проблемам, связанным с предотвращением незаконных лесозаготовок, в рамках программы «Азиатского лесного партнерства» и других механизмов, в которых обе страны принимают участие;
(в области науки и техники)
углублять диалог в рамках Российско-Японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству и последовательно осуществлять проекты российско-японского научно-технического взаимодействия. При этом будет поощряться развитие научно-технического сотрудничества между представителями деловых кругов. Будет продолжено рассмотрение вопроса о привлечении к участию в сессиях вышеуказанной Комиссии в качестве наблюдателей представителей деловых кругов;
поощрять развитие сотрудничества в области связи и информационных технологий между представителями деловых кругов;
продолжать рассмотрение возможных форм и методов осуществления морских научных исследований;
осуществлять тесную координацию действий и сотрудничество в рамках международных консультаций, проводимых в целях успешной реализации проекта ИТЭР (Международного термоядерного экспериментального реактора);
(в области космоса)
продолжать в рамках Российско-Японской комиссии по сотрудничеству в космосе и других механизмов рассмотрение вопроса о возможностях расширения двустороннего сотрудничества в этой области. Кроме того, Россия и Япония будут и в дальнейшем изучать возможности международного взаимодействия в сфере освоения космического пространства и эксплуатации Международной космической станции;
(в области транспорта и туризма)
активно вести переговоры с целью скорейшего заключения нового российско-японского соглашения о воздушном сообщении;
продолжать обмен мнениями по вопросам функционирования Транссибирской магистрали, включая проведение встреч специалистов частного сектора;
поддерживать инициативы представителей деловых кругов по развитию туризма;
(в вопросах межрегионального сотрудничества)
активизировать деятельность Подкомиссии по вопросам экономических отношений с дальневосточным регионом Российской Федерации в целях укрепления экономических связей между Дальним Востоком России, Сибирью и Японией;
рассматривать вопросы о формах экономических связей между Сахалинской областью Российской Федерации и Японией, учитывая, в том числе, ее географическую близость с Японией;
поощрять направление японских делегаций по поиску и продвижению проектов небольшого масштаба в дальневосточном регионе Российской Федерации, а также содействовать дальнейшему укреплению экономических связей между представителями деловых кругов Дальнего Востока России и Японии;
оказывать возможное содействие развитию экономических связей между субъектами Российской Федерации и префектурами Японии.
5. Развитие связей в оборонной и правоохранительной областях: «В интересах мира и безопасности России и Японии»
В результате предпринятых Российской Федерацией и Японией усилий произошло заметное расширение связей между оборонными и правоохранительными ведомствами двух государств, что стало важным фактором укрепления взаимного доверия.
В области оборонных контактов дважды осуществлен обмен визитами Министра обороны Российской Федерации и Начальника Управления обороны Японии, регулярно проводились взаимные поездки делегаций высокопоставленных представителей оборонных ведомств, успешно осуществлялись межведомственные консультации, а также взаимные визиты боевых кораблей, утвердилась практика проведения совместных учений по поиску и спасанию на море и тренировок.
Между правоохранительными ведомствами России и Японии получило развитие сотрудничество в области противодействия международному терроризму, международной организованной преступности, включая незаконный оборот наркотиков и оружия и нелегальные пересечения границ, а также браконьерскому промыслу морепродуктов. В последние годы неоднократно проводились двусторонние и многосторонние консультации с участием представителей ведомств, обеспечивающих безопасность на море.
Дальнейшие действия
Обе страны будут и впредь активно осуществлять следующее взаимодействие:
(в области обменов по линии оборонных ведомств)
последовательно осуществлять двусторонние военные обмены путем регулярного проведения визитов на высоком уровне, прежде всего Министра обороны Российской Федерации и Начальника Управления обороны Японии,
а также консультаций с участием представителей оборонных ведомств двух стран, осуществления взаимных визитов боевых кораблей и проведения в их ходе совместных учений по поиску и спасанию на море и тренировок, ежегодных консультаций в соответствии с «Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним» от 13 октября 1993 года, а также продолжения обменов по линии военных исследовательских и учебных заведений;
в ближайшем будущем осуществить визит Начальника Управления обороны Японии в Российскую Федерацию для обсуждения путей укрепления двустороннего взаимодействия и доверия в оборонной сфере;
регулярно проводить заседания Совместной рабочей группы с участием представителей Министерства обороны Российской Федерации и Управления обороны Японии по развитию военных обменов и укреплению мер доверия, рассматривая в их ходе, в том числе, вопросы совершенствования базы взаимодействия в оборонной сфере;
(в области сотрудничества между правоохранительными ведомствами и службами)
активно сотрудничать в целях противодействия угрозам со стороны международного терроризма и международной организованной преступности, в частности таким, как незаконный оборот наркотиков и оружия, а также борьба с нелегальной торговлей похищенными автомобилями;
продвигать взаимодействие в интересах борьбы с незаконным промыслом и контрабандой морепродуктов, считая полезными рабочие
контакты по этим вопросам между соответствующими заинтересованными ведомствами и службами;
регулярно осуществлять встречи между представителями правоохранительных органов;
развивать сотрудничество между ведомствами, обеспечивающими поддержание безопасности на море;
совершенствовать обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью.
6. Развитие культурных связей и обменов между гражданами двух стран: «В интересах углубления взаимопонимания и дружбы»
Россия и Япония, исходя из того, что расширение культурных и гуманитарных обменов способствует развитию межгосударственных связей, укреплению дружбы и взаимопонимания, последовательно развивали связи в этой области, основанные на глубоком интересе российского и японского народов к культуре друг друга. В июле 2002 года вступило в силу двустороннее Соглашение о культурных связях.
К настоящему времени 1396 человек приняли участие в программах молодежных обменов, что способствовало углублению взаимопонимания между народами России и Японии.
В мае 2001 года и в мае 2002 года проведены российско-японские форумы на тему «Российско-японские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях глобализации».
В октябре 2002 года между консульскими властями России и Японии проведены консультации, итоги которых способствовали дальнейшему расширению обменов между гражданами двух стран.
Дальнейшие действия
Стремясь к углублению двусторонних отношений на основе развития дружбы и взаимопонимания между двумя народами, Российская Федерация и Япония будут:
осуществлять сотрудничество на основе Соглашения о культурных связях. В ближайшем будущем состоится первое заседание Российско-Японского Комитета по культурным обменам, созданного в соответствии с Соглашением;
укреплять сотрудничество, направленное на успешное проведение представляющего российскому народу японские традиции и культуру
«Фестиваля японской культуры в России — 2003», а также аналогичных российских мероприятий, знакомящих японцев с культурными ценностями России;
стремиться к совершенствованию молодежных обменов, а также поощрять продвижение контактов между студентами, молодежными организациями и представителями общественных организаций, включая НПО;
поощрять проведение совместных форумов, семинаров и других мероприятий по линии научно-исследовательских организаций и учреждений, в частности, взаимодействовать в вопросах, связанных с проведением третьего Российско-Японского Форума «Российско-японские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях глобализации» по линии российского Центра стратегических разработок и японского Научно-исследовательского института по изучению международных проблем (NIRA);
оказывать поддержку контактам по линии «Российского комитета 21 века» и «Форума российско-японской дружбы 21»;
предпринимать шаги по продвижению переводческого и издательского дела, подготовке и распространению материалов, представляющих народам двух стран информацию о России и Японии;
вести поиск возможностей дальнейшего расширения культурно-просветительских обменов между Россией и Японией, включая контакты между художественными галереями, музеями и библиотеками;
развивать спортивные обмены;
содействовать укреплению контактов на региональном уровне, включая рассмотрение вопросов совершенствования связей между субъектами Российской Федерации и префектурами Японии, а также между городами обеих стран;
вести по линии консульских служб обеих стран рассмотрение возможностей для дальнейшего упрощения визовых режимов в целях создания условий для максимально широкого общения между россиянами и японцами.
***
Министерства иностранных дел Российской Федерации и Японии будут осуществлять регулярное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией сотрудничества, осуществляемого на основе настоящего «Плана действий».