Поправка к Конвенции о физической защите ядерного материала была рассмотрена и принята консенсусом на Конференции по рассмотрению и принятию поправок к Конвенции, состоявшейся в г.Вене с 4 по 8 июля 2005г.
Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979г. является основополагающим универсальным международным договором, регулирующим обеспечение безопасности ядерных материалов.
Одним из достоинств Конвенции, входящей в число основных антитеррористических конвенций и протоколов, являются положения об ответственности за неправомерные действия в отношении ядерных материалов и о выдаче совершивших эти действия лиц компетентному суду.
Принятая в целях расширения системы физической защиты и укрепления правоохранительного режима в свете новых вызовов и угроз Поправка обеспечивает значительное усиление режима ядерной безопасности и противодействия угрозе ядерного терроризма.
В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 2 Конвенции расширена сфера применения Конвенции. Режим физической защиты, ранее действовавший исключительно в отношении ядерного материала в процессе международной перевозки, при вступлении Поправки в силу будет распространяться на ядерный материал и ядерные установки внутри государства-участника.
Положениями новой редакции статьи 5 Конвенции совершенствуется механизм сотрудничества государств–участников по обеспечению физической защиты ядерного материала, по предотвращению и пресечению хищений этого материала и диверсий против ядерных установок, по ликвидации негативных последствий таких действий, а также повышается роль МАГАТЭ как единого координирующего центра в ситуациях угрозы ядерной безопасности.
В качестве гарантии доверительного сотрудничества в новую редакцию пункта 1 статьи 6 Конвенции включён запрет на передачу третьим сторонам конфиденциальной информации без согласия предоставившего её государства–участника.
Рекомендации МАГАТЭ по устройству государственной системы физической защиты ядерных материалов и ядерных установок отражены в дополняющей Конвенцию статье 2А. Некоторым из них придан обязательный характер. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи каждое государство–участник создаёт и поддерживает законодательную и регулирующую основу для организации управления физической защиты ядерных материалов и ядерных установок, а также учреждает или назначает компетентный орган, который несёт ответственность за реализацию законодательной и регулирующей основы.
Поправкой расширен установленный статьей 7 Конвенции перечень нарушений, за которые предусматривается ответственность виновных в них лиц. В него включены контрабанда ядерного материала, диверсия против ядерной установки, а также организация и пособничество в совершении всех нарушений, указанных в статье 7 Конвенции.
Важным нововведением является статья 11А Конвенции, в соответствии с которой запрещается оправдание нарушений ядерной безопасности политическими мотивами.
Кроме того, для нейтрализации создания правовых предпосылок для использования Конвенции в целях оправдания актов применения силы против гражданских ядерных объектов в пункт 4 статьи 2 Конвенции включена формулировка, запрещающая толковать её как допускающую применение силы или угрозу применения силы против ядерного материала или ядерных установок, используемых в мирных целях.
Одновременно новой статьей 13А Конвенции введено отдельное положение о том, что Конвенция не препятствует передаче ядерной технологии для мирных целей, которая осуществляется в интересах укрепления физической защиты ядерного материала и ядерных установок.
Поправка к Конвенции затрагивает вопросы обеспечения международного мира и безопасности и подлежит принятию в форме федерального закона в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».