Контрольное управление Президента Российской Федерации совместно с ФАС России осуществило проверку результатов и процедур проведения закупок лекарственных средств и медицинской техники за счёт межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета, а также за счёт ассигнований, планируемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, на предмет выявления и устранения в конкурсной документации условий, дискриминирующих отечественных производителей лекарственных средств и медицинской техники.
Проверка показала, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полной мере используется потенциал российских производителей медицинской продукции, несмотря на то, что её стоимость в среднем на 20–30% ниже зарубежной.
По данным федеральных органов исполнительной власти, в Российской Федерации ежегодно осуществляется продажа лекарственных средств и медицинской техники на сумму около 600 млрд рублей. Расходы бюджетов всех уровней на эти цели постоянно растут и составляют около 250 млрд рублей. За последние три года при проведении государственных закупок доля отечественных медицинских товаров снизилась в стоимостном выражении с 20 до 5 процентов. В то же время замещение импортных лекарственных препаратов отечественными возможно более чем по 6000 наименований, по медицинской технике – на треть.
Во всех регионах при проведении торгов на закупку лекарственных средств и медицинской техники выявлены нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ограничивающие участие в них отечественных производителей.
В конкурсную документацию, документацию об аукционе или в извещение о проведении запроса котировок часто включаются сведения о торговых наименованиях лекарственных препаратов без указания на возможность поставки эквивалента.
Распространены случаи установления дополнительных требований к участникам размещения заказов, указывающих на конкретного производителя, таких как форма выпуска, дозировка, габаритные размеры, вес и иных. В Смоленской и Тверской областях требованиям по цвету и маркировке, указанным в технической документации, соответствовал только импортный препарат, производимый компанией «Яманучи» (Нидерланды), что не позволило отечественным предприятиям, производящим его аналоги, принять участие в торгах. По аналогичным причинам ФГУП «Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий» смог принять участие лишь в 2 из 70 случаев проведения закупок на поставку средств реабилитации для инвалидов на сумму менее 5% от выделенных на эти цели бюджетных ассигнований.
В нарушение антимонопольного законодательства во многих субъектах Российской Федерации в состав одного укрупнённого лота включаются лекарственные средства и медицинские изделия различных групп. В Московской, Белгородской, Иркутской, Курской, Тюменской и ряде других областей наркотические и психотропные средства объединяются в один лот с лекарственными препаратами иных назначений.
Это в значительной степени снижает возможность прямого участия российских производителей в государственных закупках, так как более 90% из них специализируются на производстве ограниченного перечня готовых лекарственных средств и медицинских изделий. В Белгородской области по этим причинам ни разу не были допущены к торгам предприятия, расположенные на территории региона. Государственные контракты с отечественными предприятиями – производителями медицинской техники заключены лишь в 2% случаев проведения закупок. В то же время около 90% их продукции применяется в российских учреждениях здравоохранения.
Остаются нерешёнными вопросы обоснования расходов на закупку лекарственных средств и медицинской техники для государственных и муниципальных нужд. Определение заказчиками начальной цены контракта осуществляется, как правило, без учёта фактических отпускных цен отечественных и иностранных производителей. Так, в Белгородской, Курской и иных областях она формируется на основании конечных цен предприятий-посредников, включающих оптовые надбавки, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом контроль за правильностью применения таких надбавок ослаблен.
Отсутствие в Российской Федерации законодательных норм, регламентирующих взаимодействие врачебного сообщества с производителями лекарственных средств и медицинской техники, оказывает негативное влияние на процесс государственных закупок и способствует возникновению конфликта интересов.
Особенность рынка лекарственных средств заключается в том, что объёмы реализации лекарств зависят не от конечных потребителей, а от врачей, назначающих своим пациентам препараты тех или иных производителей. В этой связи зарубежные фармацевтические компании зачастую осуществляют некорректный маркетинг, используют различные методы недобросовестной конкурентной борьбы с целью продвижения своей продукции на российский рынок.
Широкое распространение получила практика пожертвования иностранными фирмами органам здравоохранения субъектов Российской Федерации, лечебно-профилактическим учреждениям и пациентским организациям в форме безвозмездной передачи лекарственных препаратов, целевых денежных средств, имущества, оплаты обучения врачей, оплаты товаров и услуг. Так, компанией «Ново Нордиск» (Дания) в 2007–2009 годах израсходовано на такую благотворительную деятельность около 400 млн рублей. Практически во всех субъектах Российской Федерации этой компанией заключены договоры с ведущими аптечными учреждениями, согласно которым им выплачивается вознаграждение за каждую отпущенную покупателю упаковку лекарств данного производителя. Например, в Республике Тыва такая выплата составляет 120 рублей.
Повсеместно осуществляется оплата сотрудникам медицинских учреждений оказываемых ими возмездных услуг по продвижению иностранных препаратов (лекции, статьи, выступления на семинарах, участие в мероприятиях). Причём суммы, получаемые врачами от компаний, значительно превышают их официальные зарплаты, в ряде случаев они достигают 4 млн рублей в год.
В мировой практике подобное взаимодействие врачебного сообщества и фармацевтических компаний законодательно запрещено. Например, только в текущем году в Корее и США ряд таких компаний был оштрафован на общую сумму около 20 млрд долларов США, отдельные врачи привлечены к уголовной ответственности.
Сохраняется неравенство требований, предъявляемых российским законодательством к отечественным и зарубежным производителям лекарственных средств и медицинской техники, при выдаче разрешительных документов. Фактические сроки регистрации отечественных препаратов в ряде случаев составляют от 3 до 7 лет. Как следствие, на долю иностранных фармацевтических компаний пришлось 75 % всех зарегистрированных в 2007–2009 годах оригинальных препаратов.
Вследствие вышеназванных причин принимаемые государством протекционистские меры в отношении государственных закупок товаров российского происхождения не оказывают существенного влияния на формирование номенклатуры закупаемых за счёт бюджетных ассигнований лекарственных средств и медицинской техники, не позволяют использовать потенциал отечественных производителей и сокращать бюджетные расходы. Так, в результате государственных закупок импортных лекарственных препаратов, имеющих отечественные аналоги, только в 2008 году неэффективно израсходовано около 60 млрд рублей бюджетных средств.