Российская Федерация является участницей Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (далее – Конвенция).
Конвенция представляет собой рамочный документ, дополненный пятью протоколами. Протоколами устанавливаются запрет и ограничение на применение тех видов оружия, использование которых вызывает излишние страдания и чрезмерные повреждения как у комбатантов, так и у гражданского населения.
Россия присоединилась к Конвенции и к четырём протоколам из пяти прилагаемых к ней, приняла поправку к статье 1 Конвенции о распространении сферы охвата Конвенции и её протоколов на внутренние вооружённые конфликты.
При этом Российская Федерация высоко оценивает значение этих международно-правовых документов и неуклонно соблюдает их положения.
Изучив ситуацию и придя к выводу, что одним из основных источников потерь и увечий среди гражданского населения и военнослужащих являются взрывоопасные пережитки войны (неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные взрывоопасные боеприпасы), государства – участники Конвенции взяли на себя обязательства принимать меры по очистке территорий от данных боеприпасов после прекращения активных боевых действий.
При активном участии России был разработан Протокол по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V) к Конвенции (далее –Протокол), призванный решать проблемы гуманитарной очистки территории в период после окончания конфликта, который был принят на Совещании государств – участников Конвенции в Женеве 28 ноября 2003 года.
Протокол налагает на государства обязательства по очистке территории (разминирование, удаление или уничтожение) от взрывоопасных пережитков войны в постконфликтный период.
В нем обозначено стремление государств к развитию сотрудничества по решению проблемы взрывоопасных пережитков войны как друг с другом, так и с негосударственными, религиозными и международными организациями, а также зафиксированы рекомендации в отношении технических характеристик боеприпасов и их применения. Действие Протокола распространяется только на будущие вооружённые конфликты.
В ходе работы над Протоколом удалось не допустить, под предлогом повышения надёжности боеприпасов, принятия юридически обязательных и не устраивающих нас военно-технических стандартов производства, применения и передачи боеприпасов, на которых настаивал ряд западных стран.
Применение Протокола содействует дальнейшему развитию гуманитарного права, ведёт к ограничениям страданий и потерь среди гражданских лиц и военнослужащих.
Ратификация Протокола позволит адаптировать положения Конвенции и её протоколов к современным реалиям, что отвечает интересам Российской Федерации.
12 ноября 2006 года Протокол вступил в силу.
К настоящему времени 35 государств выразили согласие быть связанными положениями Протокола. Среди них – большинство стран Европейского союза, Индия.
Учитывая возросшее значение проблем применения «негуманного» оружия, а также внимание, которое уделяет им международное сообщество, ратификация Протокола будет способствовать укреплению международных позиций России, продемонстрирует её приверженность соблюдению принципов международного гуманитарного права.
Ратификация Протокола не нанесёт ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Протоколом не устанавливаются правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, её исполнение не требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку его положения затрагивают вопросы международного контроля над вооружениями.