Проект федерального закона №320661-3 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – законопроект) направлен на обеспечение на всей территории Российской Федерации основных организационно-правовых условий проведения публичных акций и создание гарантий соответствующих конституционных прав граждан. Его концепция не вызывает возражений.
Вместе с тем ряд положений законопроекта нуждается в уточнении с учетом положений международных договоров, в частности статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и согласовании с нормами законодательства Российской Федерации. С этой целью предлагается изложить часть 1 статьи 1 законопроекта в следующей редакции:
«1. Законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение публичного мероприятия. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения публичных мероприятий, принимают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации».
Для более четкого отграничения понятия «собрание граждан» как публичного мероприятия от иных видов собраний, например собрания членов организации, предлагается в статье 2 законопроекта определение понятия «собрание» изложить в следующей редакции: «собрание – совместное присутствие граждан для коллективного обсуждения каких‑либо общественно значимых вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте».
С целью согласования положений законопроекта с нормами Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предлагается предусмотреть в части 1 статьи 5 законопроекта возможность для граждан Российской Федерации, достигших возраста 16 лет, выступать организаторами не только собраний, но и митингов.
Положения пункта «а» части 3 статьи 6 законопроекта, устанавливающие обязанность участников публичного мероприятия выполнять законные требования его организатора (организаторов), уполномоченных им лиц и сотрудников органов внутренних дел, нуждаются в согласовании с другими положениями законопроекта, устанавливающими определенные права уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления при проведении публичного мероприятия. В связи с этим предлагается дополнить пункт «а» части 3 статьи 6 законопроекта после слов «уполномоченных им лиц» словами «уполномоченного представителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления».
В целях установления различных сроков подачи уведомления в зависимости от особенностей проведения публичных мероприятий предлагается дополнить часть 1 статьи 7 законопроекта предложением следующего содержания: «При проведении пикетирования уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до даты его проведения».
Для более точного соответствия положений законопроекта, в которых определяются места, запрещенные для проведения публичных мероприятий, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предлагается изложить части 1 и 2 статьи 8 законопроекта в следующей редакции:
«1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, поскольку его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников мероприятия. Указанные условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
а) территории, непосредственно прилегающие к опасным и вредным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
б) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
в) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
г) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов».
В тех же целях предлагается исключить из статьи 9 законопроекта абзац второй, в котором устанавливается предельный срок проведения публичного мероприятия.
Частью 1 статьи 12 законопроекта предусматривается, что орган исполнительной власти или орган местного самоуправления при указанных в проекте условиях вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия. В целях устранения возможности необоснованного отказа органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в проведении публичного мероприятия предлагается изложить данную часть статьи 12 законопроекта в следующей редакции:
«1. В случае если текст уведомления, а также иные данные дают обоснованные основания предположить, что цели запланированного мероприятия и формы его проведения будут противоречить положениям Конституции Российской Федерации, предусмотренным нормами административного или уголовного законодательства Российской Федерации запретам, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора (организаторов) письменное мотивированное предупреждение о том, что этот организатор (организаторы), а также иные участники публичного мероприятия в случае проведения такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке».
Кроме того, пункт «б» части 2 статьи 12 законопроекта, в котором определена обязанность органа исполнительной власти или органа местного самоуправления довести до сведения организаторов мероприятия предложения об изменении места и времени его проведения, предлагается дополнить словами «а также предложения об устранении организатором (организаторами) публичного мероприятия противоречий указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения мероприятия требованиям настоящего Федерального закона».
В целях уточнения оснований для прекращения публичного мероприятия и обеспечения согласованности положений пункта «е» части 4 статьи 5 и статьи 16 законопроекта предлагается третий абзац статьи 16 изложить в следующей редакции: «совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором (организаторами) мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия».