По приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина 5–6 февраля 2008 г. в г.Москве с официальным визитом находился Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов.
Всесторонне обсудив ключевые вопросы российско-узбекских отношений и обменявшись мнениями о ситуации в Центральноазиатском регионе, а также по актуальным международным проблемам, Президенты выражают удовлетворение достигнутым уровнем взаимодействия и подтверждают обоюдное стремление к дальнейшему расширению и углублению всестороннего сотрудничества на принципах, закрепленных в Договоре о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 г., и получивших логическое развитие в Договоре о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 14 ноября 2005 г.
1. Президенты придают важное значение продолжению и наращиванию российско-узбекского диалога на высшем уровне, откровенному обмену мнениями по актуальным вопросам российско-узбекских отношений и мировой политики, совместному поиску решений возникающих проблем. Признано необходимым осуществлять дальнейшее совершенствование двусторонней договорно-правовой базы, а также активно развивать практическое взаимодействие между внешнеполитическими, экономическими, оборонными и другими ведомствами России и Узбекистана.
2.Стороны с удовлетворением отмечают активизацию межпарламентских связей. Конкретизированы имеющиеся в этой области резервы, в частности в деле налаживания более активного и многопланового практического сотрудничества Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Президенты рекомендуют обсудить возможность договорного оформления связей между нижними палатами парламентов двух стран. За основу мог бы быть взят опыт такого взаимодействия между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
3.Главы государств с удовлетворением отмечают стабильный рост взаимного товарооборота, который в последние годы составляет более 40 процентов, и придают принципиальное значение дальнейшему наращиванию темпов и динамики торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Узбекистаном.
Существенную роль в развитии двусторонних деловых связей играет Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, десятое заседание которой прошло в г.Ташкенте в ноябре 2007 г.
Стороны убеждены в необходимости дальнейшего усиления координирующей роли Комиссии в реализации уже достигнутых договоренностей, поиске оптимальных решений имеющихся проблем, неукоснительном выполнении Сторонами всего комплекса обязательств по заключенным договорам и соглашениям. Важной задачей Комиссии признано определение на ближайшую и отдаленную перспективу приоритетных сфер взаимовыгодного сотрудничества.
Проведенные в г.Ташкенте два крупных бизнес-форума деловых кругов и первая Российская национальная выставка, несомненно, призваны способствовать дальнейшему росту товарооборота и увеличению числа совместных предприятий.
В присутствии Президентов Российской Федерации и Республики Узбекистан подписан ряд межправительственных договорно-правовых актов. В их числе программа по экономическому сотрудничеству на 2008 – 2012 годы; соглашение о сотрудничестве в области авиастроения и интеграции российского открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и узбекского государственного акционерного общества «Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова»; программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на 2008 год.
4.Приоритетное значение имеет развитие взаимодействия в инвестиционной сфере, в первую очередь путем ускоренного осуществления масштабных совместных проектов в отраслях топливно-энергетического комплекса, включая совместное проведение геологоразведочных работ, а также освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку.
Стороны согласились с необходимостью поэтапного решения вопросов, связанных с расширением мощностей трубопровода Средняя Азия – Центр на участке, проходящем через территорию Узбекистана.
Перспективным признано дальнейшее развитие кооперационных связей в машиностроении, электротехнической отрасли, химической и фармацевтической промышленности, производстве продуктов питания и переработке сельскохозяйственной продукции, производстве строительных материалов и других областях.
Наращиванию торгово-экономического потенциала также будет способствовать дальнейшее осуществление взаимовыгодных проектов в сфере транспорта и транспортных коммуникаций, в том числе синхронизация работ по строительству и реконструкции участков автомобильной трассы Е-40.
5.Отмечена важность расширения сотрудничества на межрегиональном уровне, в том числе по линии хозяйствующих субъектов двух стран, перевода связей на прочную договорно-правовую основу.
Особое значение придается государственному содействию процессу создания совместных предприятий в рамках межрегионального взаимодействия, осуществлению других практических мероприятий в области производственной и научно-технической кооперации, налаживанию связей в банковской сфере.
6.Россия и Узбекистан намерены и впредь укреплять взаимодействие в военной и военно-технической областях в интересах обеспечения национальной и региональной безопасности, продолжать работу по совершенствованию договорно-правовой базы и выработке эффективных схем сотрудничества на этих направлениях.
7.Президенты подчеркивают приоритетный характер сотрудничества в гуманитарной области, включая культуру, науку, образование, взаимодействия в сфере информации, развития контактов между общественными организациями, поощрения деятельности культурно-информационных центров.
Стороны поддерживают изучение русского языка в Республике Узбекистан и узбекского языка в Российской Федерации и подготовку соответствующих кадров для преподавания этих языков в образовательных учреждениях.
Признано целесообразным продолжить тесное взаимодействие в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов, которые будут участвовать в реализации крупных совместных проектов в различных отраслях, в том числе в топливно-энергетическом комплексе.
Стороны высказали единое мнение о том, что подписанные в июле 2007 г. межправительственные соглашения: о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации; о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией; о реадмиссии создают прочную договорно-правовую базу для дальнейшей активизации двустороннего сотрудничества в сфере миграции.
8.Главы государств, отмечая совпадение и близость позиций по ключевым международным вопросам, договорились о дальнейшем углублении взаимодействия двух стран в области внешней политики, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и других международных и региональных организаций и форумов.
Стороны рассматривают Организацию Объединенных Наций как важный универсальный инструмент поддержания мира и международной безопасности на глобальном и региональном уровнях, выступают за повышение ее роли в урегулировании региональных конфликтов, противодействии новым вызовам и угрозам.
9.Обменявшись мнениями по вопросам укрепления Содружества Независимых Государств, Президенты отмечают необходимость продолжения работы по совершенствованию деятельности Содружества на основе Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации, принятия эффективных мер, нацеленных на развитие интеграционных и кооперационных связей в рамках СНГ.
10.Президенты констатировали активное развитие сотрудничества Российской Федерации и Республики Узбекистан в рамках Евразийского экономического сообщества. Отметили, что интеграционные процессы в этом межгосударственном объединении будут развиваться с увеличением экономического роста входящих в него государств.
Главы государств выразили удовлетворение ходом работы по полноформатному подключению Республики Узбекистан к деятельности ЕврАзЭС.
11.Стороны согласились с необходимостью учета интересов всех государств, расположенных на трансграничных водотоках Центральноазиатского региона, при осуществлении проектов строительства на них гидроэнергетических сооружений, руководствуясь общепризнанными нормами международного права.
12.Стороны едины во мнении, что восстановление членства Узбекистана в Организации Договора о коллективной безопасности позволяет сформировать цельное пространство коллективной безопасности, открывая новые возможности укрепления потенциала Организации.
13.Россия и Узбекистан придают важное значение взаимодействию в рамках Шанхайской организации сотрудничества, являющейся действенным механизмом обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии и способствующей развитию многостороннего торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества между государствами – членами ШОС.
14.Президенты, придавая большое значение повышению эффективности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, высказались за необходимость совершенствования деятельности и повышения роли Организации как форума для политического диалога и выработки взаимоприемлемых решений по важнейшим вопросам безопасности, завершения процесса институционального строительства ОБСЕ и превращения ее в полноценную дееспособную международную организацию, учитывающую интересы всех равноправных государств-участников, устранения географических и функциональных дисбалансов, а также практики двойных стандартов в ее деятельности. В этих целях Стороны намерены продвигать совместные проекты устава ОБСЕ, базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, об упорядочении участия неправительственных организаций в совещаниях ОБСЕ.
15.Президенты выступают за укрепление сотрудничества на двусторонней основе и в рамках международных организаций в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и в противодействии другим вызовам и угрозам. В этих целях Стороны тесно взаимодействуют в рамках Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Объединенных Наций, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Российские и узбекские компетентные ведомства продолжат активное взаимодействие и координацию работы на этих направлениях, используя уже накопленный опыт, что отвечает интересам международной, региональной и национальной безопасности Российской Федерации и Республики Узбекистан.
16. Президенты высказали совпадающие оценки остающейся сложной ситуации в Афганистане, степени угроз, включая наркоагрессию, исходящих с территории этого государства. Они убеждены, что для возвращения Исламской Республики Афганистан к мирной жизни необходимы скоординированная помощь со стороны мирового сообщества в укреплении государственной власти и правопорядка, постконфликтном восстановлении афганской экономики, гуманитарное содействие населению этой страны.
17.В.В.Путин и И.А.Каримов выражают удовлетворение итогами переговоров, проходивших в атмосфере доверия и взаимопонимания. Условлено продолжать на регулярной основе проведение двусторонних встреч на высшем уровне, которые служат важным фактором развития многогранного сотрудничества между Россией и Узбекистаном на принципах союзничества и стратегического партнерства, способствуют углублению взаимопонимания между братскими народами двух стран.