Представлен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Виктором Христенко и Генеральным директором Европейской Комиссии Франсуа Ламурё, Москва/Брюссель, ноябрь 2003 года
В настоящем докладе представлена актуализированная на дату подписания информация о ходе работ, проводимых в рамках Энергетического диалога. Данный процесс способствует практическому развитию Общего европейского экономического пространства.
Была достигнута договоренность о том, что в рамках Энергетического диалога Российская Федерация и Европейский союз будут на регулярной основе проводить совместную работу по анализу энергетических стратегий. В свете недавнего принятия Энергетической стратегии России до 2020 года и публикации документа о последних Европейских тенденциях в области энергетики и транспорта до 2030 года в Москве 17 октября 2003 года была проведена Конференция по вопросам энергетических стратегий. На этой встрече собрались представители Европейского союза и Российской Федерации, в том числе представители Еврокомиссии и различных министерств и ведомств Российской Федерации, а также представители энергетических промышленных кругов России и ЕС.
В ходе обмена мнениями была подчеркнута растущая взаимозависимость и интерес к достижению сближения в правовых и регулятивных вопросах, а также в области технических норм и стандартов в энергетическом секторе. Поскольку ЕС является нетто-импортером энергетических ресурсов, в его энергетической стратегии особое внимание уделяется не только вопросам обеспечения надежных и стабильных поставок и развитию более устойчивых источников энергии, но и вопросам энергоэффективности и управления спросом на энергоресурсы. Энергетическая стратегия России, крупного производителя и экспортера энергетических ресурсов, в большей степени сосредоточена на развитии и усовершенствовании системы поставок энергоресурсов. Поэтому важно провести совместный анализ и выработать лучшее понимание приоритетов в энергетических стратегиях обеих сторон в целях обеспечения интеграции наших растущих энергетических секторов.
Кроме того, в связи с расширением правовых рамок наших соответствующих энергетических рынков требуется дальнейший обмен опытом.
В части нефтяной промышленности мы признаем необходимость наращивания сотрудничества посредством обмена информацией по вопросам производства, потребления, ценообразования и прогнозирования. Отмечается, что Европейская Комиссия намеревается основать наблюдательную службу, которая будет заниматься мониторингом нефтяного рынка, и в работе которой Россия также могла бы принять участие.
Признавая, что вопрос перевода расчетов по экспорту российской нефти и газа в евро является предметом согласования между индивидуальными поставщиками и их клиентами, это могло бы стать четким сигналом углубления отношений между Россией и Европейским союзом в энергетическом секторе.
Предполагается, что на следующем заседании Российско-европейского круглого стола промышленников будет создана «управляющая группа», состоящая из высокопоставленных представителей европейских и российских энергетических компаний. Это позволит привлечь представителей энергетической промышленности к более активному сотрудничеству. Энергетический диалог способствует улучшению инвестиционного климата, и в этом контексте будут приветствоваться взаимные инвестиции в энергетический сектор.
Исходя из успешного сотрудничества, наблюдающегося сегодня, мы можем выделить приоритетные вопросы, которым в ближайшем будущем будет уделяться особое внимание.
1. ИНТЕГРАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
Обе стороны выступают в поддержку постепенной интеграции рынков электроэнергии и энергоносителей Европейского Сообщества и России. Такая интеграция позволила бы получить выгоды в виде безопасности поставок и наличия возможностей по осуществлению деловой активности и конкуренции как для промышленности России, так и для промышленности ЕС.
В отношении рынков электроэнергии на Круглом столе по вопросам электроэнергетики, организованном РАО «ЕЭС России» и состоявшемся в Москве 16 октября 2003 года, были подчеркнуты значительные возможности, появляющиеся у Российской Федерации и Европейского союза благодаря более активной рыночной интеграции. На данной встрече было отмечено, что для достижения прогресса в этой области необходимо как можно скорее выработать единую точку зрения в отношении того, в какой мере действующие и планируемые рыночные и экологические правила России и ЕС являются эквивалентными. С учетом необходимого объединения двух систем стороны призвали представителей Союза по координации передачи электроэнергии (UCTE) и Единой энергосистемы (ЕЭС) продолжить прилагать совместные усилия для проведения всех необходимых исследований с целью выявления условий, при которых возможно объединений сетей и такие системы смогут стабильно функционировать. Созданная Рабочая группа должна обеспечить быстрый прогресс в рассмотрении всех соответствующих вопросов и представить к середине 2004 года отчет об этой работе. Затем необходимо будет выработать общую стратегию по объединению европейской и российской электрических сетей и рынков электроэнергии, предусматривая при этом возможность заключения соответствующего Соглашения.
Дальнейшая интеграция в газовой отрасли, основанная на согласованных принципах регулирования и долгосрочных контрактах, позволит повысить надежность поставок и создать механизмы финансирования важных инфраструктурных проектов, представляющих взаимный интерес. Мы отмечаем дальнейший прогресс в достижении взаимоприемлемых решений в отношении территориальных оговорок в некоторых долгосрочных контрактах на поставки газа, которые учитывают законные интересы России и ЕС, включая законодательство Сообщества.
Стороны отмечают, что долгосрочные экспортные контракты на условиях «бери или плати» играют и будут играть важную роль в обеспечении стабильных и надежных поставок природного газа на рынок ЕС. Российская сторона считает, что предстоящее расширение Европейского союза не должно затрагивать действующие долгосрочные контракты и приводить к ухудшению условий осуществления указанных поставок. Консультации по данному вопросу будут продолжены.
Кроме того, важно, что Россия на регулярной основе принимает участие во встречах Форума Флоренции, где собираются представители электроэнергетических регулирующих органов, а также в Мадридском форуме европейских газовых регулирующих органов. Данные форумы, в которых участвуют представители национальных регулирующих органов, стран – членов ЕС, Европейской Комиссии, операторов систем передачи, а также присутствуют поставщики и торговцы, потребители, пользователи сетей и клиенты сетей газообмена, были созданы для обсуждения вопросов, связанных с созданием реальных европейских внутренних рынков электроэнергии и газа, которые не рассматриваются в Директивах по открытию рынков.
2. ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС
Мы отмечаем, что проект строительства Североевропейского газопровода в настоящее время признается обеими сторонами и как один из приоритетных проектов ЕС в рамках Трансъевропейских сетей, и как проект в области энергетической инфраструктуры, представляющий взаимный интерес в рамках Энергодиалога Россия–ЕС, как это было определено на Саммите в октябре 2001 года. Мы приветствуем решение ЕС об участии в финансировании технико-экономического обоснования проекта Североевропейского газопровода, в котором, в частности, будет исследовано его воздействие на окружающую среду.
Необходимо продолжить работу по рассмотрению возможности расширения списка согласованных проектов, представляющих взаимный интерес, и включения в него проектов по развитию существующей трубопроводной инфраструктуры для транспортировки нефти.
3 . ТОРГОВЛЯ ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
На предыдущих саммитах было признано важным найти в соответствии со Статьей 22 СПС и в контексте расширения ЕС взаимоприемлемое решение вопросов, касающихся торговли ядерными материалами. Переговоры по этому вопросу должны начаться не позднее 1 января 2004 года и будут завершены как можно скорее.
4. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Политика в области ядерной энергетики является составной частью энергетических стратегий Российской Федерации и Европейского союза. С учетом важности обеспечения безопасного развития ядерной энергетики мы констатируем, что данная область является важной сферой взаимодействия между Российской Федерацией и Европейской Комиссией. Одним из основных элементов такого взаимодействия может служить подписанное в октябре 2001 года Соглашение между Правительством Российской Федерации и ЕВРАТОМОМ о сотрудничестве в области ядерной безопасности.
Признавая вклад, привносимый уже существующим сотрудничеством по отдельным направлениям, Стороны договорились о расширении сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским союзом в области ядерной энергетики в целом, включая вопросы ее развития, повышения безопасности, совершенствования топливного цикла и обращения с РАО, а также нераспространения, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов.
Предлагается, чтобы эксперты по вопросам ядерной энергетики провели встречу в ближайшем будущем и до конца текущего года выработали предложения для совместной программы по сотрудничеству.
5. ФОНД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ
Механизм инвестиционной поддержки для снижения некоммерческих рисков, как было отмечено на Саммите Россия–ЕС, состоявшемся в октябре 2001 года, характеризуется определенным потенциалом и выгодами, в связи с чем требуется проведение дополнительных исследований и технического обоснования. Внедрение такой схемы может оказать реальное воздействие на инвестиционные потоки капитала в российский энергетический сектор, поэтому в данный момент Европейский инвестиционный фонд при сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития проводит ТЭО в отношении данной схемы. Результаты исследования будут доступны через шесть месяцев, после чего в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС–Россия начнется обсуждение возможности реализации данной схемы.
6. НАДЕЖНОСТЬ СЕТЕЙ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
Признавая важность обеспечения высокого уровня надежности транспортировки углеводородного сырья, Стороны также изучат возможность использования региональной спутниковой системы мониторинга, которая могла бы быть развернута на базе российской навигационной системы ГЛОНАСС и перспективной европейской навигационной системы ГАЛИЛЕО.
Обе Стороны признают важность проведения консультаций на политическом уровне по вышеуказанному вопросу.
7. МОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Необходимо обеспечить максимально возможный уровень экологической безопасности транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов. При этом важно иметь в виду не только трубопроводные сети для транспортировки, но и инфраструктуру и погрузочно-разгрузочное оборудование на нефтяных терминалах, а также устойчивость морских танкеров к внешним воздействиям, которые часто эксплуатируются в сложных климатических условиях. Европейская сторона признательна за конструктивные комментарии и активную поддержку, полученные от Российской Федерации на предложение ЕС рассмотреть вопрос об ускоренном выводе из эксплуатации однокорпусных танкеров и запрете на транспортировку тяжелых сортов нефти однокорпусными танкерами в рамках Международной морской организации. Стороны договорились вести тесную совместную работу с целью согласования в краткосрочной перспективе мер по вопросу морской безопасности.
8. ЦЕНТР ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Основной задачей работы Центра является усиление сотрудничества между Россией и ЕС в области современных энергетических технологий в секторах нефти, газа, угля, электричества, новых и возобновляемых источников энергии и энергосбережения.
С целью реализации этой задачи Центр:
— создает необходимые условия для обмена информацией о передовых технологиях, организует и координирует мероприятия, которые способствуют контактам между субъектами энергетического сектора ЕС и России;
— определяет, проводит оценку и содействует в продвижении конкретных крупномасштабных проектов технологического сотрудничества в вышеназванных секторах энергетики, представляющих взаимный интерес для компаний ЕС и России;
— поддерживает связь и координирует совместную работу с другими энергетическими центрами России и ЕС, способствует созданию общего информационного пространства для распространения энергетических технологий.
Стороны отмечают, что работа Центра энергетических технологий будет способствовать привлечению обоюдовыгодных инвестиций в сферах его деятельности.
Мы приветствуем назначения содиректоров Центра, представляющих Россию и ЕС, и отмечаем, что они ведут подготовку и представят на наше рассмотрение рабочую программу Центра. Мы также с удовлетворением отмечаем, что Центр начал свою работу. При участии научных, деловых и финансовых кругов в Новосибирске, Екатеринбурге и Москве были проведены круглые столы по эффективной технологии сжигания угля. Кроме того, проведен семинар по вопросам извлечения метана из угольных пластов в России. Мы также отмечаем конференцию, запланированную к проведению на 5–6 февраля 2004 года в Москве, на тему «Возможности по реализации проектов в российском секторе производства электроэнергии».
Центр также начал собирать мнения относительно технологических проектов, являющихся для сторон потенциально взаимовыгодными.
9. ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
В контексте пилотных проектов по рациональному использованию энергии и энергосбережению в Астрахани, Архангельске и Калининграде отмечается, что в настоящее время ведется работа по выработке спецификаций для проектов технического содействия, которые будут финансироваться в рамках программы ТАСИС на 2003 год.
Стороны рекомендуют проводить работу по разработке эффективной базы для снижения потребления энергии. С учетом стратегии, изложенной в Зеленой Книге КЕС по безопасности энергетических поставок, практический опыт Европейского союза в подготовке законодательных предложений по вопросам энергоэффективности при строительстве и ремонте зданий, а также в транспортном секторе и технологии совместной выработки тепла и электроэнергии может быть передан Российской Федерации.
На протяжении последующих месяцев будет проводиться совместная работа по изучению энергетических вопросов, относящихся к транспортному сектору, в частности касательно использования альтернативных источников энергии. Вопросы использования сжатого природного газа в транспортном секторе также могли бы стать темой сотрудничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важный прогресс достигнут в таких вопросах, как общее понимание энергетических стратегий, цели объединения электроэнергетических сетей, достижение взаимоприемлемых решений в отношении территориальных оговорок в некоторых долгосрочных контрактах на поставки природного газа и подготовка почвы для предстоящих переговоров по вопросам торговли ядерными материалами.
Пришло время рассмотреть возможность установления институционализированных отношений между Россией и ЕС в сфере энергетики, что позволит подготовить основу для создания реального Энергетического сообщества.