Принято в Риме 6 ноября 2003 года
Введение
1. На саммите Россия–ЕС в октябре 2001 года Стороны договорились о создании совместной Группы высокого уровня (ГВУ) для разработки концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). В марте 2002 г. Совет сотрудничества в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве выдал ГВУ мандат на разработку к октябрю 2003 г. концепции более тесных экономических отношений между Россией и ЕС. Сопредседателями ГВУ были назначены Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Б.Христенко и Комиссар ЕС К.Паттен.
2. За период с мая 2001 г. состоялось пять заседаний ГВУ с целью разработки концепции. В соответствии со своим мандатом ГВУ оценила возможный эффект от более тесной экономической интеграции и сближения законодательства и рассмотрела направления дальнейшей работы. Она также определила средства и механизмы для достижения общих целей.
3. На своей второй встрече в марте 2002 г. ГВУ приняла рабочий план на 2002–2003 гг., одной из задач которого была оценка потенциального эффекта от создания ОЕЭП. Стороны заказали проведение серии экспертных исследований по оценке эффекта от создания ОЕЭП как на экономику в целом, так и на ряд ее отдельных секторов, с особенным акцентом на оценку последствий сближения в области регулирования и устранения тарифных и нетарифных барьеров для торговли и инвестиций. В своем докладе саммиту Россия–ЕС в ноябре 2002 г. ГВУ с удовлетворением отметила, что предварительные выводы этих экспертных исследований оказались положительными.
4. На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. ЕС и Россия вновь заявили о своем намерении укрепить сотрудничество по ряду направлений, что предполагает встраивание проекта ОЕЭП в более широкий контекст четырех Общих пространств (экономическое пространство; пространство свободы, безопасности и правосудия; пространство общей внешней безопасности; пространство науки, исследований, образования и культуры), которые должны быть созданы в долгосрочной перспективе.
5. При разработке концепции ОЕЭП Стороны учитывали существующий уровень сотрудничества в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и продолжающиеся переговоры о присоединении России к ВТО. Без ущерба для исхода этих переговоров ГВУ исходила из необходимости обеспечения совместимости концепции ОЕЭП и предстоящего присоединения России к ВТО. ГВУ также учитывала проводимые в России экономические реформы, также как и развитие Внутреннего рынка ЕС.
6. Представляемая концепция ОЕЭП определяет стратегические цели ОЕЭП, достижение которых должно осуществляться поэтапно. Она обозначает основные элементы и базовые составляющие ОЕЭП, пути и средства их достижения. Настоящая концепция определяет ряд руководящих принципов работы по достижению краткосрочных целей ОЕЭП, в то время как более конкретные задачи на перспективу должны быть обсуждены и поставлены на более позднем этапе.
Обоснование
7. Россия и ЕС близко расположены друг к другу географически, обладают взаимодополняющими экономическими структурами и ресурсами, а также существенным взаимным интересом в дальнейшей экономической интеграции. Исходя из этих предпосылок, существует серьезный потенциал для роста взаимной торговли и инвестиций, превышающего существующие темпы и уровень. Реализация этого потенциала обеспечит сбалансированное и устойчивое экономическое развитие и стабильность в ЕС и России, а также создание конкурентоспособных и динамичных экономик обеих сторон.
8. Существующий потенциал используется не в полной мере. Таким образом, существует очевидная необходимость сближения России и ЕС и придания экономическому взаимодействию большей динамичности путем установления стабильного и предсказуемого торгового режима, основанного на общих, гармонизированных или совместимых правилах. Это отвечало бы как нашей географической близости, так и существующему уровню сотрудничества во многих областях. Экспертные исследования по оценке экономического эффекта, проведенные независимо обеими Сторонами, четко продемонстрировали положительные последствия создания ОЕЭП и в то же время выявили слабые места нашего сотрудничества в отдельных областях, которые должны быть устранены в ходе дальнейшей работы над ОЕЭП.
9. Предстоящее расширение ЕС приведет к увеличению протяженности общих границ и росту общих интересов России и ЕС и, таким образом, придаст новый импульс углублению сотрудничества. ЕС является основным внешнеторговым партнером России, и его роль еще более возрастет в результате расширения. Более тесная интеграция приведет к усилению взаимной зависимости России и ЕС в экономике и общественной жизни. ОЕЭП отражает эту новую ситуацию и станет важным инструментом повышения эффективности дальнейших усилий, направленных на сближение России и ЕС.
10. Экономическая интеграция между двумя партнерами не является самоцелью: ее усиление послужит росту благосостояния обеих Сторон, повышению уровня жизни, стандартов охраны здоровья людей и окружающей среды и в итоге позволит укрепить политическую стабильность в регионе и во всем мире.
11. Создание ОЕЭП отвечает этим задачам. Оно внесет вклад в достижение указанных целей, обязывая в среднесрочной перспективе обе стороны тесно взаимодействовать в рамках хорошо структурированного процесса с целью раскрытия выявленного потенциала. Высокий уровень сближения в области законодательства и правил регулирования, а также облегчение торговли и инвестиций принесут существенные выгоды и для России, и для ЕС, не в последнюю очередь за счет предоставления экономическим операторам возможностей действовать на основе общих правил и в одинаковых условиях, а также роста доверия предпринимателей и инвесторов к предсказуемости и транспарентности правил.
Определение, цели и руководящие принципы
Определение
12. ОЕЭП представляет собой открытый и интегрированный рынок между Россией и ЕС, основанный на общих или совместимых правилах и системах регулирования, включая совместимую административную практику, обеспечивающий взаимодополняющий эффект развития и использование преимуществ экономики масштаба и, как следствие, обеспечивающий повышение конкурентоспособности обеих Сторон на внешних более крупных рынках. В конечном итоге ОЕЭП должно охватить большинство секторов экономики.
Цели
13. С этой целью ОЕЭП направлено на:
стимулирование торговли и инвестиций между Россией и ЕС, основанных на эффективно функционирующих рыночных экономиках, направленное на обеспечение устойчивого развития и учитывающее международно признанные принципы, такие как, inter alia, недискриминация, транспарентность и добросовестное управление;
создание новых возможностей для экономических операторов путем установления общих, гармонизированных или совместимых правил и систем регулирования, а также путем создания взаимосвязанных инфраструктурных сетей;
повышение мировой конкурентоспособности экономик России и ЕС.
Руководящие принципы
14. ОЕЭП будет основано на существующих и будущих обязательствах Сторон в рамках СПС и ВТО. Его охват будет шире и глубже в сравнении с обязательствами в рамках ВТО и СПС. Стороны будут обеспечивать совместимость ОЕЭП с их существующими и будущими обязательствами в контексте ВТО.
15. Концепция ОЕЭП охватывает как горизонтальные, так и секторальные задачи. Ряд областей для практических действий уже рассмотрен (стандартизация; техническое регулирование и оценка соответствия; таможенное регулирование; аудит и бухгалтерский учет; госзакупки; конкуренция; финансовые услуги; телекоммуникации; сотрудничество в сфере космических запусков; ряд отраслей промышленности и сельского хозяйства), другие сектора/сферы взаимодействия будут добавляться по мере необходимости.
16. ОЕЭП будет создаваться постепенно, в несколько этапов с соответствующими промежуточными пересмотрами плана действий. Хотя конкретные действия будут предприняты в выбранных приоритетных секторах с тем, чтобы продемонстрировать возможность достижения реальных результатов как можно скорее, необходимо иметь в виду, что ОЕЭП нацелено на охват большинства секторов экономики. Стороны будут обеспечивать соответствие предпринимаемых действий описанным выше стратегическим целям ОЕЭП, особенно в части выработки общих договорных рамок дальнейшего экономического сотрудничества. При этом должен быть использован опыт текущей деятельности и, насколько и где возможно, задействованы возможности взаимодополнения новых инициатив и существующего секторального сотрудничества.
17. Достигнутый уровень взаимодействия в отдельных секторах (в частности, в рамках Энергодиалога) будет продолжать развиваться самостоятельно в существующих методологических и договорно-правовых рамках, имея в виду последующую интеграцию результатов в ОЕЭП. Обе Стороны будут обеспечивать согласованность и совместимость концепции ОЕЭП и сотрудничества в конкретных секторах.
Компоненты и инструменты реализации
18. ОЕЭП будет сфокусировано на устранении препятствий и создании новых возможностей в четырех основных сферах экономической деятельности, к ним относятся:
трансграничная торговля товарами, охватывающая основную часть промышленных и сельскохозяйственных товаров, включая необходимые правила, установленные стандартами, техническими условиями или другими законодательными требованиями и правилами регулирования; организационные структуры и процедуры; одновременно необходимо обеспечить, чтобы не создавались необоснованные препятствия в торговле и поддерживался эквивалентный уровень стандартов защиты здоровья, обеспечения безопасности и охраны окружающей среды.
трансграничная торговля услугами, включая соответствующие стандарты и требования в области регулирования.
учреждение и деятельность компаний, включая, inter alia, вопросы движения капитала, экологические стандарты и добросовестное корпоративное управление.
связанные с построением ОЕЭП аспекты движения физических лиц в соответствующих областях экономической деятельности.
19. Основными инструментами, которые должны применяться в данных сферах, являются открытие рынка, сближение в области регулирования и облегчение торговли. Эти инструменты должны применяться в соответствии со следующими положениями:
открытие рынка: соответствующие меры должны обеспечить, по мере возможности, постепенное устранение барьеров для торговли и инвестиций между Россией и ЕС. Определение конкретных задач и мер в этой области будет обусловлено обязательствами России и ЕС в рамках ВТО, а также общими принципами ВТО.
сближение в области регулирования: сотрудничество в этой области, в частности в отношении сближения законодательства, является существенным элементом для развития торговли и инвестиций между Россией и ЕС. Сближение в области регулирования является важным условием для усиления двусторонних экономических связей. Это в особенности относится к сфере стандартов, технического регулирования и оценки соответствия, но также должно охватывать и другие сферы.
облегчение торговли: меры в области облегчения торговли будут являться еще одним важным элементом создания ОЕЭП. Эти меры могут относиться к упрощению, стандартизации и автоматизации торговых процедур, в частности, импортных, экспортных и транзитных требований и процедур, применяемых таможенными и другими органами.
20. Сотрудничество и ведение специальных диалогов. Обе стороны будут наращивать и усиливать кооперацию в улучшении и развитии инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной, научно-технического сотрудничества). Укрепление кооперации в этих сферах будет иметь двойной эффект, с одной стороны, интегрируя важные сектора экономики России и ЕС, что окажет положительный эффект на развитие этих секторов, и, с другой стороны, способствуя улучшению и оздоровлению рамочных условий других форм экономической деятельности.
Обсуждение путей улучшения существующих связей между энергетическими, транспортными и телекоммуникационными сетями Сторон уже ведется. Необходимые рамочные условия для этого, например в секторе транспорта, существуют (в частности, трансъевропейские транспортные коридоры и т. д.). В энергетическом секторе ключевые проекты строительства газо- и нефтепроводов, а также объединения электроэнергетических сетей были определены как проекты, представляющие «общий интерес» в рамках Энергодиалога Россия–ЕС, и работа продолжается в этом формате. В рамках ОЕЭП России и ЕС следует сфокусировать усилия на транспортном секторе и стимулировать прогресс в этой области.
Обе стороны обладают значительным потенциалом в области научно-технических разработок и в рамках своей внутренней политики заявляют, что развитие науки, инноваций и технологий является основополагающим элементом собственной конкурентоспособности и долгосрочного развития. Ряд инструментов сотрудничества в этой сфере, направленных на стимулирование взаимных контактов, обмена инновациями и технологиями между российскими и европейскими партнерами с целью взаимовыгодного достижения высокого научного уровня, уже широко используется. Работа в рамках ОЕЭП должна служить дальнейшему расширению сотрудничества путем объединения ресурсов и обеспечения взаимного доступа к научно-техническим программам, урегулирования проблем, связанных с правами интеллектуальной собственности в этой сфере, и содействия в использовании результатов научных исследований. Развитие сотрудничества в этой сфере также должно исходить из решения майского 2003 г. саммита Россия–ЕС (Санкт-Петербург) о создании общего «пространства» науки и образования.
21. Во всех этих областях Стороны будут содействовать более тесному и структурированному взаимодействию между соответствующими институтами, как государственными, так и частными. Достигнутое в результате улучшение информационного обмена и более тесное сотрудничество являются предпосылками достижения заявленных целей и в то же время позволят каждой из Сторон в максимальной степени избежать нежелательных побочных эффектов от применения мер, направленных на решение других, более широких задач. Развитие совместимых институциональных структур, а также создание специальных совместных институтов может быть предусмотрено в рамках отдельных обязательств и соглашений. Деятельность подобных институтов должна быть направлена на осуществление достигнутых договоренностей и решений.
Институциональные и правовые аспекты
22. Чтобы придать концепции практический характер, вышеуказанные цели должны быть трансформированы в набор конкретных задач и мер путем формирования планов действий.
23. Разработка планов действий и соответствующие переговоры будут проводиться под руководством и при координации Группы высокого уровня. О проведенной работе ГВУ будет регулярно докладывать саммиту Россия–ЕС. Она, в частности, определит порядок рассмотрения достигнутого прогресса в конце первого этапа реализации ОЕЭП. Соответствующий мандат будет запрошен. В процессе создания ОЕЭП Стороны будут максимально широко привлекать экспертный вклад органов СПС и использовать положения СПС. В случаях, когда планы действий будут направлены в основном на практическую реализацию существующих положений СПС, они могут принимать форму политических заявлений или меморандумов о взаимопонимании.
24. Однако в случаях, когда реализация какого‑либо положения плана действий требует проведения переговоров, обе Стороны будут использовать свои внутренние правила и принципы для подготовки и проведения таких переговоров, а механизмы переговоров между Сторонами будут соответствовать обычной практике. В таких случаях план действий будет предусматривать заключение двустороннего соглашения, оформленного в виде Протокола – приложения к СПС или, если это потребуется, самостоятельного соглашения.
25. Для разрешения разногласий, которые могут возникнуть у Сторон в ходе выполнения двусторонних соглашений, заключенных в контексте ОЕЭП, необходимо иметь механизм разрешения споров, основанный на правилах ВТО. С этой целью необходимо рассматривать возможность применения существующего в рамках СПС механизма разрешения споров до тех пор, пока он соответствует положениям новых соглашений.