Эвиан, 2 июня 2003 года
На саммите в Кананаскисе наши лидеры решили положить начало новому Глобальному партнерству «Группы восьми» с целью недопущения распространения оружия массового уничтожения и материалов для его производства, ставя задачу пресечения деятельности террористов или тех, кто укрывает их, направленной на приобретение или разработку оружия массового уничтожения. В их Заявлении был очерчен круг проектов сотрудничества, в соответствии с этой инициативой нацеленных на решение проблем нераспространения, разоружения, борьбы с терроризмом и ядерной безопасности. К числу приоритетных задач они отнесли уничтожение химического оружия, демонтаж снятых с эксплуатации атомных подводных лодок, утилизацию расщепляющихся материалов и трудоустройство бывших ученых-оружейников. Была достигнута договоренность провести обзор хода осуществления Глобального партнерства на саммите в Эвиане. Группа старших должностных лиц по Глобальному партнерству, созданная для оценки выполнения этой инициативы и координации проектов, разработала план активной работы по осуществлению этой инициативы сначала под председательством Канады, а затем, в 2003 году — под председательством Франции. Спустя год после начала осуществления мероприятий по линии Глобального партнерства Группа старших должностных лиц может доложить о существенном прогрессе в деле перевода инициативы Глобального партнерства в конкретные проекты. Вместе с тем, предстоит еще проделать немалую работу, и Группа старших должностных лиц наметила смелый план действий, который предстоит реализовать до следующего саммита.
В прошлом году работа Группы старших должностных лиц (СДЛ) была сосредоточена на выполнении четырех задач: осуществлении и переводе в случае необходимости руководящих принципов в конкретные действия и соглашения; инициировании и разработке конкретных проектов; выделении финансовых средств в соответствии с принятым в Кананаскисе обязательством о привлечении в последующие десять лет взносов в размере 20 млрд. долл. США; и проведении разъяснительной работы со странами, не входящими в «Группу восьми», с целью вовлечения их в партнерство. В каждом случае цель состояла в том, чтобы обеспечить перевод в практическое русло обязательств, данных в Кананаскисе. Чтобы добиться этого, была проделана работа по разрешению остающихся проблем, связанных с осуществлением выполнением договоренностей, успешному проведению переговоров по реализации соглашений, разработке и развитию конкретных проектов на основе использования выделенных средств, выполнению национальных финансовых обязательств по привлечению в ближайшие десять лет 20 млрд. долл. США, и подключению третьих стран к участию в этой инициативе и к финансовой поддержке проектов в рамках партнерства.
1. Осуществление руководящих принципов Кананаскиса.
В заявлении Кананаскиса изложен ряд руководящих принципов, которые послужат основой для проведения переговоров по конкретным соглашениям, касающимся осуществления проектов. Выполнение этих руководящих принципов является главной задачей старших должностных лиц, рассматриваемой на каждом заседании их Группы. В ходе обсуждения старшие должностные лица отметили ряд трудностей и препятствий, мешавших началу работы по проектам, и провели углубленный анализ нерешенных вопросов, связанных с разработкой двусторонних и многосторонних соглашений, достижение которых необходимо для осуществления проектов по линии Глобального партнерства.
Мы приветствуем достижение существенного прогресса по вопросу освобождения от налогов в результате принятия политических решений на высоком уровне. Подобные положения содержатся в ряде двусторонних и многосторонних соглашений. Тем не менее эти соглашения еще предстоит проверить на практике. Полное освобождение от налогов, пошлин и других сборов имеет первостепенное значение для успешного осуществления проектов; сдвиги, отмеченные в этой области, носят положительный характер и нуждаются в развитии.
Другим существенным вопросом для партнеров является освобождение от ответственности за ущерб. Старшими должностными лицами длительное время обсуждался вопрос об эффективном осуществлении принципа, согласно которому «соответствующее освобождение от ответственности за ущерб по искам, связанным с проектами сотрудничества, должно предоставляться странам-донорам, их персоналу и подрядчикам». Все партнеры согласны с тем, что соответствующее освобождение от ответственности за ущерб имеет важное значение для реализации проектов, признавая при этом, что модальности освобождения от ответственности отличаются друг от друга в зависимости от соответствующих национальных требований. Партнеры сделали особый упор на необходимости включения соответствующих положений об ответственности за ущерб во все двусторонние и многосторонние рамочные соглашения и приветствовали прогресс в этой области. Партнеры согласились с тем, что при решении данного вопроса отношение к донорам должно быть одинаковым.
Старшие должностные лица обсудили также принцип, касающийся «надлежащего доступа к объектам». Новое предложение об упрощении доступа к объектам за счет сокращения срока предварительного уведомления с 45 до 30 дней, благодаря использованию процедуры оформления ежегодных списков, было признано лучшим шагом вперед по сравнению с предыдущей прежней практикой, хотя некоторые партнеры все же признали, что этого недостаточно. Этот вопрос будет рассматриваться в течение следующего года.
Другие руководящие принципы, такие, как мониторинг, аудиторская проверка и бухгалтерский учет средств или осуществление проектов экологически чистыми методами, а также поэтапность осуществления проектов не выносились на обсуждение как представляющие проблемы. Некоторые из этих принципов были успешно инкорпорированы в двусторонние соглашения. Однако старшие должностные лица будут надлежащим образом рассматривать эти вопросы по мере их возникновения в ходе осуществления проектов.
В ходе обсуждения старшие должностные лица отметили также важность руководящих принципов, касающихся заверения в том, что «материалы, оборудование, технология, услуги и экспертный опыт будут предоставляться исключительно для мирных целей» и «представителям правительств стран-доноров будут предоставляться соответствующие привилегии и иммунитеты».
Спустя год старшие должностные лица могут доложить об определенном прогрессе, достигнутом в осуществлении этих принципов, и приветствовать усилия России в этой области. Они признают, что, учитывая важность практического осуществления принципов для начала новых проектов, в этом направлении необходимо продолжить и расширить усилия.
2. Доклад партнеров о ходе осуществления проектов сотрудничества и конкретные проекты нового сотрудничества.
Ряд конкретных проектов сотрудничества вступает в практическую фазу. Например, что касается химического оружия, то был завершен и вступил в действие объект в Горном. На нем уже уничтожено около 400 тонн иприта. После заключения соглашения в ближайшие месяцы может начаться строительство объекта по уничтожению химического оружия в Камбарке. Начато строительство объекта по уничтожению химического оружия (ОВ нервнопаралитического действия) и осуществление связанных с ним проектов создания инфраструктуры в Щучьем. Это важные рубежи в деле уничтожения химического оружия. Следует также отметить, что Италия и Россия недавно подписали Дополнительный протокол о строительстве предприятия по уничтожению химического оружия в Щучьем. Новым шагом в ликвидации старых атомных подводных лодок явилось достижение конкретных и ощутимых результатов в реализации новых проектов в губе «Сайда» и на судоремонтном заводе «Звезда» на Дальнем Востоке, а также финансирование других проектов по демонтажу снятых с эксплуатации атомных подводных лодок. Достигнуто также соглашение по программе прекращения производства в России оружейного плутония и по ускорению усилий, направленных на обеспечение безопасности российских расщепляющихся материалов и ядерных боеголовок, и наряду с этим можно отметить, что удалось добиться продвижения в переговорах о международной поддержке российских программ по утилизации плутония, в том числе в отношении увеличения объявленных взносов и достижения важной договоренности по концепциям эффективного управления программами и контроля за их осуществлением. Мы ожидаем завершения этих переговоров. Улучшается охрана и безопасность работы объектов, на которых ведутся биологические исследования. Что касается трудоустройства бывших ученых-оружейников, то в дополнение к продолжающимся усилиям в рамках многостороннего МНТЦ были начаты новые контакты с бывшими предприятиями-производителями ОМУ с целью содействия их переходу на производство коммерческой продукции.
Группа старших должностных лиц внимательно отслеживала развитие двусторонних контактов, а также ход многосторонних консультаций, которые предваряют участие в новых проектах. Для выбора и начала реализации новых проектов требуются дополнительные усилия. Партнерами осуществляется активная программа экспертных встреч и обменов, включая посещение объектов и проведение семинаров для решения конкретных технических вопросов. Примером тому явилось совещание экспертов по экологическим проблемам, возникающим при снятии с эксплуатации подводных лодок, прошедшее во Владивостоке, и совещание экспертов по подводным лодкам, организованное Россией в Северодвинске, после которого неофициальную встречу экспертов по тому же вопросу провело председательство. Заинтересованные эксперты-химики также провели встречу в рамках заседаний Исполнительного совета ОЗХО, чтобы обсудить планы стран по финансированию проектов и накопившиеся вопросы. Организованная Европейской комиссией в Брюсселе Конференция под названием «Инициатива по сотрудничеству в области нераспространения и разоружения», на которой председательствовали ЕС, США и Канада, также способствовала продвижению целей Глобального партнерства, поскольку содействовала обмену информацией, налаживанию контактов с другими странами и координации проектов.
Все партнеры приступили к интенсивным двусторонним консультациям с Россией для определения областей сотрудничества и отбора конкретных проектов. Российская сторона составила списки конкретных проектов, которые были переданы партнерам в индивидуальном порядке. Эти списки были тщательно изучены партнерами, некоторые уже дали свой ответ, в то время как другие продолжают изучать проекты. Все они, в полной мере учитывая масштабы Глобального партнерства, уделили внимание тем приоритетам, которые, среди прочих, были определены лидерами в Кананаскисе (уничтожение химического оружия, демонтаж снятых с эксплуатации атомных подводных лодок, утилизация расщепляющихся материалов и трудоустройство бывших ученых-оружейников). Они также приняли во внимание два приоритетных направления, на которых Россия сделала особый упор (уничтожение химического оружия и ликвидация подводных лодок).
Несмотря на все эти активные и энергичные усилия, старшие должностные лица отмечают, что практическое осуществление этих проектов с ожидаемой скоростью и эффективностью потребует постоянных и обширных действий.
3. Финансовые обязательства.
В Кананаскисе лидеры стран обязались в ближайшие десять лет совместно выделить на поддержку проектов сотрудничества до 20 млрд. долл. США. В прошлом году это коллективное обязательство обрело форму твердых национальных обязательств: Соединенные Штаты обещали 10 млрд. долл. США; Германия – 1,5 млрд. евро; Соединенное Королевство – 750 млн. долл.; Франция – 750 млн. евро; Япония – 200 млн. долл.; Италия – 1 млрд. евро; Канада – 1 млрд. канадских долл.; ЕС обещал 1 млрд. евро, а Россия – 2 млрд. долл. Следует отметить также, что в 2003 финансовом году партнеры выделили соответствующие суммы на проекты этого года.
4. Стратегия и модальности внешних связей.
После обращения лидеров «Группы восьми» к другим государствам, готовым принять выработанные в Кананаскисе документы (заявление, принципы и руководящие принципы), приступить к обсуждению с партнерами их участия и взноса в эту инициативу, и с учетом их обязательств рассмотреть данный вопрос на следующем саммите, была развернута интенсивная деятельность по налаживанию внешних контактов. Эта деятельность была начата канадским председателем, усилия которого были продолжены французским председателем. Были установлены контакты с заинтересованными странами, им была предоставлена информация о содержании, целях и деятельности в рамках Глобального партнерства. В Оттаве были проведены встречи с заинтересованными странами; после двусторонних дополнительных консультаций с целью привлечения потенциальных доноров к участию в Глобальном партнерстве 8 апреля в Париже под председательством Канады, США и Франции состоялось информационное совещание. Россия проинформировала потенциальных доноров о возможных проектах сотрудничества по уничтожению химического оружия и снятых с эксплуатации подводных лодок. Они были проинформированы о всеобъемлющем характере партнерства, и в случае одобрения документов Кананаскиса им было предложено официально заявить о своей заинтересованности в участии в партнерстве и о своем взносе. Председатель подчеркнул, что «Группа восьми» будет готова должным образом отметить новых доноров на саммите в Эвиане. Новые потенциальные доноры были проинформированы также о возможности проведения встреч расширенной группы партнерства параллельно заседаниями Группы старших должностных лиц до тех пор, пока не будут определены будущие структуры. Аналогичное информационное совещание было также с заинтересованными странами организовано Соединенными Штатами в Вашингтоне 25 апреля.
Хотя, как заявили лидеры стран «Группы восьми», первоначально Глобальное партнерство было сфокусировано на осуществление проектов в России, оно может быть распространено на другие страны-реципиенты, в том числе страны бывшего Советского Союза, готовые принять документы Кананаскиса. Лидеры заявили о готовности «Группы восьми» вступить в переговоры с такими странами. В этой связи поступила официальная заявка от Украины. После обсуждения в Группе старших должностных лиц на нее был дан положительный в принципе ответ, хотя и было отмечено, что партнерство пока находится на начальном этапе развития и потому ориентировано, главным образом, на осуществление российских проектов. Председатель выразил готовность начать предварительные обсуждения с заинтересованными реципиентами, желающими присоединиться к документам Кананаскиса с целью подготовки к присоединению в будущем к партнерству. Некоторые партнеры уже осуществляют отдельные проекты в бывших советских республиках за пределами России.
Подчеркивая важность принятия принципов нераспространения, старшие должностные лица стремились отметить важность Глобального партнерства и довести информацию о его целях и деятельности до третьих стран, а также ООН, ЕС, Подготовительного комитета Конференции по рассмотрению действия ДНЯО и других. В связи с этим старшие должностные лица приветствуют намерение Европейского союза организовать в ноябре 2003 года межпарламентскую конференцию по Глобальному партнерству. Эта конференция, которая состоится 21 ноября 2003 года в Страсбурге, находит полную поддержку партнеров по «Группе восьми» и у председателя, а также будущего председателя ЕС, которые воспринимают данное событие как важный шаг по информированию о Глобальном партнерстве парламентариев, чья поддержка предложений о финансировании данной инициативы в ближайшие десять лет будет иметь существенное значение.
Анализируя свою деятельность за год, прошедший после саммита в Кананаскисе, старшие должностные лица отмечают прогресс, достигнутый в осуществлении руководящих принципов, продвижении новых проектов, принятии финансовых обязательств и внешних контактах, признавая при этом, что во всех этих областях еще предстоит дальнейшая работа. Таким образом, документы Кананаскиса остаются на рассмотрении Группы старших должностных лиц как часть глобального процесса, в целях достижения существенных результатов.