Эвиан, 2 июня 2003 года
Мы признаем, что проблема продовольственной безопасности имеет глобальные масштабы. Миллионы людей по всему миру, из которых более 40 миллионов проживает в Африке, находятся на грани голода. Такое положение возникло не только под влиянием климатических условий и стихийных бедствий, оно также связано с воздействием факторов структурного характера, таких как хроническая нищета, отсутствие надлежащей поддержки и благоприятных условий для ведения сельского хозяйства, высокий уровень заболеваемости ВИЧ/СПИД, растущее число конфликтов, неэффективное государственное управление и руководство экономикой, а также проблемы в области торговли. Эти факторы могут способствовать возникновению повторяющихся продовольственных кризисов и усилению в долгосрочном плане продовольственной нестабильности, особенно в Африке. Принимая неотложные меры по предотвращению существующей угрозы возникновения гуманитарного кризиса, мы признаем наличие настоятельной необходимости в разработке более долгосрочных решений проблемы продовольственной безопасности и выражаем решимость сотрудничать с развивающимися странами в целях решения этих вопросов. Для их решения мы работаем с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и соответствующими международными структурами, стремясь предотвратить и смягчить последствия голода. “Группа восьми„ предпримет усилия по борьбе с голодом в Африке в рамках Плана действий «Группы восьми» для Африки и поддерживая Новое партнерство для развития Африки (НЕПАД).
Мы признаем, что проблема продовольственной безопасности имеет глобальные масштабы. Миллионы людей по всему миру, из которых более 40 миллионов проживает в Африке, находятся на грани голода. Такое положение возникло не только под влиянием климатических условий и стихийных бедствий, оно также связано с воздействием факторов структурного характера, таких как хроническая нищета, отсутствие надлежащей поддержки и благоприятных условий для ведения сельского хозяйства, высокий уровень заболеваемости ВИЧ/СПИД, растущее число конфликтов, неэффективное государственное управление и руководство экономикой, а также проблемы в области торговли. Эти факторы могут способствовать возникновению повторяющихся продовольственных кризисов и усилению в долгосрочном плане продовольственной нестабильности, особенно в Африке. Принимая неотложные меры по предотвращению существующей угрозы возникновения гуманитарного кризиса, мы признаем наличие настоятельной необходимости в разработке более долгосрочных решений проблемы продовольственной безопасности и выражаем решимость сотрудничать с развивающимися странами в целях решения этих вопросов. Для их решения мы работаем с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и соответствующими международными структурами, стремясь предотвратить и смягчить последствия голода. “Группа восьми„ предпримет усилия по борьбе с голодом в Африке в рамках Плана действий «Группы восьми» для Африки и поддерживая Новое партнерство для развития Африки (НЕПАД).
Голод — это трагедия, которую можно предотвратить путем проведения надлежащей политики, позволяющей гибко и оперативно реагировать на возникновение чрезвычайных потребностей в продовольствии, смягчать последствия ожидаемых кризисов и не допускать возникновения голода в долгосрочном плане путем проведения в уязвимых странах экономической и государственной политики и институциональных реформ с целью предотвращения возникновения условий, способствующих появлению голода, уделяя, в частности, особое внимание принятию мер по финансированию сельского хозяйства. Мы обязуемся оказывать активное содействие поиску решений в каждой из этих областей.
В целях обеспечения значительного укрепления потенциала затронутых стран и международного сообщества в области прогнозирования и предотвращения голода мы намереваемся:
1. Удовлетворять чрезвычайные потребности в продовольствии
1.1. Мы твердо намерены решать путем принятия неотложных мер проблемы, связанные с возникновением острой нехватки продовольствия. По оценке Всемирной продовольственной программы (ВПП), в настоящее время нехватка продовольствия в Африке составляет порядка 1,2 миллиона метрических тонн. Мы будем повышать эффективность, обеспечивать своевременность и гибкость нашей помощи, предоставляемой в виде продовольствия, наличных средств и непродовольственных товаров, а также стимулировать и облегчать деятельность других традиционных и нетрадиционных доноров, направленную на удовлетворение чрезвычайных потребностей. Мы будем сотрудничать с правительствами, учреждениями ООН, НПО, гражданским обществом и другими секторами международного сообщества в целях предоставления конкретного набора помощи и типов программ, в наибольшей степени соответствующих существующим потребностям.
1.2. После Кананаскиса мы предоставили чрезвычайную помощь для удовлетворения этих гуманитарных потребностей во всем мире на сумму 3,3 млрд.долл., включая 1,7 млрд.долл. для Африки южнее Сахары.
Мы будем решать вопрос о новых потребностях после их подтверждения путем принятия надлежащих обязательств по предоставлению помощи.
2. Укреплять оценочный потенциал, совершенствовать системы предупреждения и механизмы предотвращения
2.1. Мы будем поддерживать меры по укреплению национального, регионального и международного потенциала в области проведения точной оценки потребностей, изучения результатов анализа уязвимости и характера их связи с отсутствием продовольственной безопасности, в том числе путем надлежащего использования общих контрольных данных и комплексных показателей наступления голода, рассчитываемых с учетом объемов производства, масштабов доступа к продовольствию и показателей использования/питания.
2.2. Мы будем оказывать содействие изучению и усовершенствованию систем раннего предупреждения и прогнозирования урожая, а также планированию деятельности, связанной с созданием резервов на национальном и региональном уровнях в целях повышения степени готовности к возникновению чрезвычайных ситуаций и принятию мер по реагированию. Национальным директивным органам потребуется принимать меры на основе своевременно предоставляемой информации и выделять достаточный объем ресурсов для финансирования таких систем и их кадровой укомплектованности.
3. Повышать эффективность предоставляемой помощи
3.1. Мы обязуемся использовать более гибкие и более эффективные подходы к оказанию помощи в конкретных ситуациях продовольственного кризиса. При предоставлении помощи необходимо полнее учитывать потребности ее получателей, исключать возможность причинения вреда местному производству и не подрывать местные рынки. Мы будем оказывать помощь в соответствии с этими требованиями. Помощь, предоставляемая нами в виде продовольствия или денежных средств, будет направлена на то, чтобы исключить или смягчить последствия голода с учетом наличия местных запасов продовольствия, способности уязвимых групп населения платить за продовольствие, а также других соответствующих условий местных рынков.
3.2. В структуру помощи должны входить необходимые непродовольственные товары (такие, как семена, инструменты, вакцины, медикаменты, школьные принадлежности, палатки), она должна обеспечивать удовлетворение надлежащим образом чрезвычайных потребностей непродовольственного характера (касающихся, например, водоснабжения и санитарии).
3.3. В случае наличия запасов продовольствия могут использоваться альтернативные средства, такие как предоставление денежной помощи представителям особо уязвимых групп населения и осуществление программ оплаты работы наличными.
3.4. Мы будем активно участвовать в обсуждениях на соответствующих форумах и в институтах по вопросу о методах предоставления продовольственной помощи, поощрять гибкие, устойчивые и учитывающие потребности подходы к предоставлению помощи, избегая причинения вреда местным рынкам. Это включает работу по привлечению новых доноров и новые подходы к борьбе с голодом.
4. Реализовывать долгосрочные инициативы по борьбе с угрозами продовольственной безопасности
4.1. Мы будем поддерживать комплексные подходы и программы, направленные на выявление коренных причин возникновения голода и недоедания.
4.2. Вопросы продовольственной безопасности, а также развития сельских районов и сельского хозяйства должны надлежащим образом учитываться в контексте национального развития и планирования мер по борьбе с нищетой, а также в рамках многосторонних и двусторонних донорских стратегий по принятию ответных мер. В этой связи мы считаем необходимым увеличить объем производственных капиталовложений в развитие сельских районов и сельского хозяйства, необходимых для обеспечения долговременной продовольственной безопасности. Мы обязуемся принимать меры по ликвидации спада в области официальной помощи развитию, предоставляемой сельскохозяйственному сектору, и расширять возможности торговли для развивающихся стран.
4.3. Мы выражаем готовность оказывать поддержку усилиям правительств развивающихся стран по достижению этих целей, в том числе путем предоставления поддержки проведению рациональной сельскохозяйственной политики на национальном и региональном уровнях, развитию организаций фермеров, направлению производственных капиталовложений в сельскохозяйственную инфраструктуру и средства производства, оказания содействия производству продовольствия и повышению конкурентоспособности экспортируемых культур, а также поощрять развитие научных ресурсов и адаптацию новых и усовершенствованных сельскохозяйственных технологий, в том числе апробированной и прошедшей испытания биотехнологии для использования в развивающихся странах.
4.4. На долгосрочную сельскохозяйственную помощь и обеспечение продовольственной безопасности мы выделили после Кананаскиса 3,2 млрд.долл., включая 1,4 млрд.долл. для Африки южнее Сахары.
4.5. Мы выражаем твердую решимость активизировать борьбу против ВИЧ/СПИД в свете чрезвычайно больших масштабов воздействия этого заболевания на африканские страны, особенно с точки зрения производства продовольствия и других аспектов обеспечения продовольственной безопасности. При распределении продовольственной и связанной с ней чрезвычайной помощи следует также в приоритетном порядке удовлетворять потребности в питании инфицированных лиц и потребности уязвимых групп, пострадавших от пандемии. Залогом продовольственной безопасности являются меры по сохранению семейных и социальных структур или по компенсации последствий, вызванных их разрушением.
4.6. Рациональное управление играет жизненно важную роль в обеспечении устойчивого прогресса в сокращении масштабов нищеты, а также в обеспечении продовольственной безопасности и экономического роста. Мы будем поддерживать усилия развивающихся стран, направленные на создание рациональных политических и экономических структур управления.
На основе деятельности Контактной группы «восьмерки» по борьбе с голодом, мы будем активно работать над продвижением этого плана действий на всех соответствующих международных форумах.