Эвиан, 2 июня 2003 года
1. Предыстория
Связанные с радиоактивными источниками риски в том, что касается сохранности и возможных радиологических аварий, уже в течение ряда лет являются предметом повышенного внимания, особенно со стороны МАГАТЭ. Однако события 11 сентября 2001 года выдвинули на первый план опасность применения некоторых высокорадиоактивных источников для злонамеренных или террористических целей, т. е. радиационное облучение населения или применение одного или нескольких источников в радиологических рассеивающих устройствах.
В любом случае это могло бы иметь сильное психологическое воздействие на население — гораздо шире фактических последствий радиологического или химического загрязнения, которые сами по себе были бы ограниченными. Вследствие этого международному сообществу необходимо безотлагательно заняться вопросом обеспечения сохранности этих источников.
2. Подход «Группы восьми»
«Группа восьми», признавая насущную необходимость укрепления соглашений по предотвращению актов радиологического терроризма, хотела бы придать мощный политический импульс работе над данным вопросом. Саммит в Эвиане дает «Группе восьми» возможность заявить о международном признании на высшем уровне важности данного вопроса, вновь подтвердить свою поддержку работы МАГАТЭ в этой области, призвать государства мобилизовать свои усилия по повышению безопасности и сохранности источников, которыми они обладают, используют, импортируют или экспортируют, и разработать среднесрочный и долгосрочный подход, направленный на повышение сохранности источников, и механизмы для сотрудничества государств.
«Группа восьми» приветствует инициативы, предпринятые странами «Группы восьми» и Европейского союза, направленные на разработку правовых рамок регистрации радиоактивных источников, обращения с ними и контроля над ними. Данная работа, проводимая в тесном сотрудничестве с МАГАТЭ, может стать ценным вкладом в более широкие международные усилия в данной области.
Использование радиоактивных источников дает важные преимущества во многих сферах мирного применения (включая медицину, сельское хозяйство, природоохранную деятельность, промышленность и т. д.). Осознавая уязвимость многих государств в отношении контроля и мониторинга источников, используемых в этих областях применения, «Группа восьми» согласилась относительно следующего подхода к укреплению безопасности и сохранности радиоактивных источников:
2.1 Поддержка деятельности МАГАТЭ
Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников является важным аспектом в деятельности МАГАТЭ. С целью совершенствования национальных систем контроля над источниками «Группа восьми» призывает как можно большее число государств соблюдать содержащиеся в Кодексе принципы после того, как будут доработаны и одобрены поправки к нему. «Группа восьми» заявляет о своей политической поддержке Агентства в осуществлении им мер в данной области. Она берет на себя обязательство содействовать применению Кодекса поведения на совместной или индивидуальной основе после доработки и одобрения поправок к Кодексу и призывает государства обращаться к Агентству за помощью в этой сфере (см. документ 1 — Поддержка деятельности МАГАТЭ).
2.2 Поддержка наиболее уязвимых государств
Государства «Группы восьми» на индивидуальной основе или совместно, в частности, с МАГАТЭ, будут содействовать наиболее уязвимым государствам в принятии мер по учету и безопасному обращению со всеми высокорадиоактивными источниками на их территории, включая поиск и обеспечение сохранности источников, более не подлежащих контролю в соответствии с нормативными положениями. Они призывают других производителей и экспортеров высокорадиоактивных источников действовать аналогичным образом. Они будут обмениваться информацией и проводить консультации для оценки прогресса, достигнутого в этой сфере.
2.3 Механизмы контроля за радиоактивными источниками
«Группа восьми» обязуется сделать долгосрочную оценку путей усиления контроля над радиоактивными источниками и укрепления международного сотрудничества в этой сфере. В частности, изучаются следующие возможности:
2.3.1. Принятие государствами, производящими, владеющими, использующими, импортирующими или экспортирующими радиоактивные источники, политических обязательств придерживаться принципов безопасного обращения с радиоактивными источниками, обеспечивающих их сохранность и закрепленных в соответствующих разделах Кодекса поведения МАГАТЭ (см. документ 2 — Политические обязательства государств, производящих, экспортирующих и хранящих радиоактивные источники).
2.3.2. Определение элементов окончательного варианта Кодекса поведения, которые непосредственно относятся к предотвращению терроризма, и содействие осуществлению их во всем мире. К ним могут относиться национальные регистры радиоактивных источников, национальные меры по привлечению к уголовной ответственности за хищение или ненадлежащее использование таких источников и национальные меры по физической защите и контролю доступа (см. документ 3 — Рекомендации государствам по обеспечению сохранности радиоактивных источников).
2.4 Международная конференция по радиоактивным источникам
«Группа восьми» приветствует успешное завершение международной Конференции по безопасности радиоактивных источников, состоявшейся 11–13 марта этого года в Вене, в итоговых документах которой была подчеркнута необходимость улучшения контроля за радиоактивными источниками и повышения их сохранности на национальном уровне, а также содержался призыв к осуществлению международных инициатив в этой области.
Она поддерживает предложение Франции провести в первой половине 2005 года во Франции четвертую международную конференцию по этой теме, включая вопросы безопасности и сохранности радиоактивных источников, с тем чтобы оценить принятые меры и наметить перспективы на будущее (см. документ 4 — международная Конференция по безопасности радиоактивных источников). Эта конференция также позволит поддержать уже ведущуюся работу (например, программы МАГАТЭ, двустороннее и многостороннее сотрудничество), поощряя действия всех национальных и международных участников процесса на этом направлении.
Документ 1
Поддержка деятельности МАГАТЭ
«Группа восьми» вновь заявляет о своей поддержке предпринимаемых МАГАТЭ действий в интересах обеспечения безопасности и сохранности радиоактивных источников и изъявляет готовность сотрудничать с Агентством в этом вопросе.
Ниже перечисляются более конкретные меры:
1. «Группа восьми» вносит финансовый вклад в Фонд ядерной безопасности Агентства и сотрудничает с Агентством в рамках программы борьбы с ядерным и радиологическим терроризмом, предоставляя материальные ресурсы, в частности, направляет экспертов, организует учебные программы, оценивает при поступлении соответствующих обращений национальные системы контроля над источниками, участвует в мероприятиях по обнаружению и обеспечению сохранности неконтролируемых источников, а также взаимодействует в рамках проектов технического сотрудничества, предусматривающих поставки оборудования и выявление незаконных перемещений радиоактивных источников (как часть борьбы с незаконным оборотом радиоактивных материалов).
2. Страны — члены «Группы восьми» будут на индивидуальной и коллективной основе пропагандировать Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников, после доработки и утверждения поправок к нему, и будут побуждать государства к сотрудничеству с Агентством в деле его практического применения.
3. «Группа восьми» будет рассматривать просьбы Агентства об оказании помощи в связи с радиологическими авариями или злонамеренными действиями, в целях обеспечения сохранности соответствующего источника (источников) и, при необходимости, оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся облучению. При необходимости она будет также рассматривать просьбы об оказании помощи для превентивных мер (например, поиск и обеспечение сохранности источников).
4. «Группа восьми» изучит возможность предоставления МАГАТЭ имеющейся у нее информации о конкретных чрезвычайных ситуациях, связанных с тем или иным радиоактивным источником, или информации, которая может помочь Агентству в ликвидации последствий таких чрезвычайных ситуаций, если к нему обратятся с такой просьбой. Она будет также изучать аналогичные просьбы со стороны государств, не являющихся членами МАГАТЭ.
Документ 2
Политические обязательства государств, производящих, экспортирующих и хранящих радиоактивные источники
1. Радиоактивные источники используются во многих областях, включая сельское хозяйство, природоохранную деятельность, промышленность, медицину, научные исследования и т. д. По оценкам, в настоящее время во всем мире насчитывается несколько миллионов радиоактивных источников всех видов и размеров.
Значительное большинство таких источников не представляет серьезной опасности, хотя при обращении с ними и необходимы меры предосторожности. Это касается, в частности, детекторов дыма и радиоактивных источников, используемых в приборах для калибровки инструментов. С другой стороны, некоторые источники в силу своей высокой радиоактивности требуют принятия строгих мер по обеспечению их сохранности и безопасности. Основная цель этих мер – не допустить злонамеренных действий (хищение, диверсия или трансформация в радиологические рассеивающие устройства) и радиологических аварий.
По данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), нормативной базы, необходимой для обеспечения надлежащего контроля за радиоактивными источниками, не имеют около 100 стран.
2. Главы государств и правительств стран «Группы восьми» обращаются к международному сообществу с призывом:
2.1. Обеспечить учет таких источников, находящихся в их распоряжении и на их территории.
2.2. Принять меры (при содействии МАГАТЭ, если это необходимо) к обеспечению сохранности и безопасности всех высокорадиоактивных источников.
2.3. Принять меры к розыску и обеспечению безопасности источников, считающихся пропавшими («бесхозные» источники).
Такой краткосрочный и среднесрочный подход, используемый государствами на национальном уровне, можно было бы дополнить международным сотрудничеством, ориентированным на наиболее уязвимые государства. Важным вкладом в широкие международные усилия в этой области могла бы стать разработка странами «Группы восьми» и Европейским союзом в тесном сотрудничестве с МАГАТЭ нормативно-правовой основы для регистрации и использования радиоактивных источников и обеспечения контроля за ними.
3. Все более широкий характер приобретает международная помощь под эгидой МАГАТЭ. Она может принимать, в частности, следующие формы:
3.1. Мероприятия по поиску и установлению местонахождения бесхозных источников на основе информации, собранной на местах или полученной от первоначальных производителей и/или экспортеров этих источников.
3.2. Обеспечение безопасности таких источников в местах их нахождения или, если этого требуют обстоятельства, их эвакуация на специальные объекты.
3.3. Установка в местах пересечения границы и в стратегически важных пунктах соответствующих приборов для выявления незаконного перемещения радиоактивных материалов.
4.Такие задачи по оказанию помощи, которые требуют больших затрат времени, могут осуществляться при международном финансировании (через программу Глобального партнерства «Группы восьми», Фонд ядерной безопасности МАГАТЭ, европейские и национальные фонды и т. д.).
5.Государства, производящие и поставляющие радиоактивные источники, несут особую ответственность за обеспечение сохранности и безопасности таких источников. Страны «Группы восьми», а затем и другие государства-производители и государстваэкспортеры рассмотрят вопрос о том, какого рода обязательства могли бы взять на себя государства, производящие и/или экспортирующие радиоактивные источники.
Такие обязательства можно было бы принять в форме адресованных МАГАТЭ индивидуальных заявлений этих государств, подтверждающих готовность последних утвердить «принципы безопасного обращения с радиоактивными источниками».
Документ 3
Рекомендации государствам по обеспечению сохранности радиоактивных источников
1. В Кодексе поведения МАГАТЭ содержатся положения, способствующие безопасности или сохранности радиоактивных источников или того и другого. В своих выводах Международная конференция, состоявшаяся в Вене в марте 2003 года, также определила вопросы, которые призваны содействовать укреплению сохранности радиоактивных источников и затруднить доступ террористов к этим источникам.
«Группа восьми» предлагает государствам учитывать эти вопросы при внедрении систем контроля и мониторинга на своей территории.
2. «Группа восьми» даст указание рабочей группе выявить те элементы в Кодексе поведения МАГАТЭ, которые имеют самую высокую актуальность в деле предотвращения доступа террористов к радиоактивным источникам, и разработать рекомендации с тем, чтобы учитывать практическое применение этих элементов на национальном уровне в тесной консультации с МАГАТЭ. В этих рекомендациях будут учтены выводы международной Конференции по безопасности радиоактивных источников 2003 года и, в частности, в них можно указать следующее:
2.1. Создание национального реестра для отслеживания источников в течение всего эксплуатационного цикла.
2.2. Разработка схемы создания национального механизма утилизации и сохранения «бесхозных» или плохо контролируемых источников на национальной территории.
2.3. Разработка ряда руководящих принципов в отношении контроля за экспортом источников, связанных с этим условий и механизмов (например, уведомления) контроля за таким экспортом.
2.4. Разработка национальных мер, необходимых для борьбы со злоумышленными актами, связанными с радиоактивными источниками,
2.5. Определение возможных со стороны государства мер в целях сохранности источников и ограничения доступа к ним.
2.6. Определение мер, которые могут быть приняты государством для создания надлежащих условий хранения и/или утилизации источников по завершении их эксплуатационного цикла.
2.7. Внедрение системы, предназначенной для того, чтобы определять прохождение радиоактивных источников в таких стратегически важных местах, как, например, пункты пересечения границ.
Документ 4
Международная Конференция по безопасности и сохранности радиоактивных источников
1.Международная конференция по безопасности радиоактивных источников, прошедшая в Вене в марте 2003 года под совместным председательством России и Соединенных Штатов, положила начало процессу укрепления и активизации международного сотрудничества в области обеспечения безопасности и сохранности радиоактивных источников, особенно в плане обеспечения сохранности. Она стала еще одним шагом после прошедших ранее международных конференций по вопросам обеспечения безопасности, проходивших в Дижоне (Франция) в 1998 году и Буэнос-Айресе (Аргентина) в 2001 году.
2. В течение следующих двух лет было бы целесообразно усилить политический импульс, который этот вопрос получил в 2003 году (благодаря проведению в марте Венской конференции и встречи на высшем уровне в Эвиане в июне). Отчет о мерах, принимаемых для обеспечения сохранности радиоактивных источников, должны подготовить:
2.1. Компетентные международные организации, например Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная таможенная организация (ВТАО), Интерпол, Европейская комиссия и т. д.
2.2. Государства как на национальном, так и на двустороннем и многостороннем уровнях: органы, занимающиеся обеспечением безопасности и/или сохранности, органы, занимающиеся экспортным контролем, таможенные органы, государственные или частные учреждения или предприятия, имеющие опыт работы с радиоактивными источниками (обращение, обнаружение, поиск и определение местонахождения, обеспечение сохранности и т. д.).
3. После встречи на высшем уровне в Эвиане необходимо провести консультации с основными заинтересованными государствами для наполнения реальным содержанием выдвинутых инициатив. В частности, необходимо доработать предложения, направленные на повышение сохранности источников: это могло бы, в частности, включать рекомендации, сделанные на основе мер, указанных в Кодексе поведения МАГАТЭ, и выводов международной Конференции, прошедшей в марте 2003 года. Будет также рассмотрена необходимость организации мероприятий для обеспечения сохранности плохо контролируемых радиоактивных источников и для поиска, определения местонахождения и обеспечения сохранности «бесхозных» радиоактивных источников за счет средств международного финансирования (главным образом через Глобальное партнерство «Группы восьми» и Фонд ядерной безопасности МАГАТЭ). Национальные экспертные группы могли бы встретиться для обсуждения этих вопросов в МАГАТЭ во второй половине 2003 года и в 2004 году.
4. Франция организует в первой половине 2005 года четвертую конференцию, на которой можно было бы подготовить доклад о ходе процесса, начавшегося в 2003 году. Работу этой конференции можно было бы построить по следующим направлениям:
4.1. Консолидация международных усилий МАГАТЭ в отношении радиоактивных источников (через его План действий, Кодекс поведения, оказание помощи в выявлении незаконного оборота радиоактивных материалов, мероприятия по определению местонахождения бесхозных источников и т. д.) и национальных инициатив государств, а также поддержка двусторонних и многосторонних совместных проектов.
4.2. Оценка основных осуществляемых проектов.
4.3. Подготовка предварительной оценки мероприятий по обеспечению сохранности плохо контролируемых источников (включая вопросы безопасности и сохранности) и мероприятий по обнаружению, определению местонахождения и обеспечению сохранности бесхозных источников.
4.4. На этой конференции будут присутствовать все вышеупомянутые стороны, занимающиеся этим вопросом.