Эвиан, 2 июня 2003 года
1. Общий обзор: Настоятельная необходимость наращивания потенциала
После террористических актов в Соединенных Штатах 11 сентября 2001 года международное сообщество объединило свои усилия для борьбы с международным терроризмом. Угроза терроризма, однако, остается весьма серьезной, о чем свидетельствует серия террористических актов, имевших место в прошлом году, в том числе в Индонезии, Кении, Марокко, Пакистане, на Филиппинах, в России, Саудовской Аравии, Тунисе и Йемене.
В целях предупреждения и искоренения терроризма страны «Группы восьми» и другие страны после событий 11 сентября существенно укрепили свою собственную систему контртеррористических мер. Операция коалиционных сил в Афганистане также принесла определенные результаты: были арестованы лица, связанные с «АльКаидой», и уничтожено большинство учебных лагерей этой организации. Тем не менее остатки «АльКаиды» рассеялись по всему миру и по‑прежнему действуют как глобальная сеть. Для того чтобы разрушить эту сеть и гарантировать безопасность международному сообществу, необходимо решительно отказывать террористами в предоставлении убежища в каком бы то ни было месте. С этой целью «Группе восьми» важно укреплять международную волю и разъяснять другим странам необходимость сотрудничества в контртеррористической деятельности, а также оказывать помощь в создании потенциала тем странам, возможности которых для борьбы с терроризмом ограничены.
К настоящему времени каждое государство- член «Группы восьми», исходя из своих собственных приоритетов, призвало страны повысить эффективность контртеррористических мер и оказало содействие в создании соответствующего потенциала. Теперь «Группе восьми» необходимо выработать общий план работы в области контртеррористической деятельности со странами-нечленами «восьмерки» и оказания помощи в создании потенциала с целью обеспечить, чтобы содействие «Группы восьми» было эффективным и предоставлялось на избирательной основе в тех сферах, в которых страны нуждаются в ней больше всего, и по возможности избежать дублирования усилий «Группы восьми» по оказанию помощи.
2. Стратегия «Группы восьми» в области укрепления потенциала
В целях создания эффективного потенциала для борьбы с терроризмом необходимо заострить внимание на трех основных направлениях контртеррористической деятельности: во‑первых, лишить террористов средств для совершения террористических актов (например, противодействовать финансированию терроризма и получению террористами поддельных документов и оружия); во‑вторых, отказывать террористам в убежище и принимать меры для судебного преследования и/или выдачи террористов (например, ускорить процесс заключения конвенций и протоколов по контртеррористической деятельности, отказывать террористам во въезде в страну и укреплять правоохранительные органы); и, в‑третьих, устранить имеющиеся недостатки в борьбе с терроризмом (например, ужесточить внутренние меры безопасности и расширить возможности для проведения антикризисных и послекризисных мероприятий). В интересах мира и безопасности во всем мире важно, чтобы такие возможности были расширены во всех странах, в том числе развивающихся. Такая деятельность должна служить дополнением к инициативам по укреплению надлежащего управления, верховенства права, защите прав человека и реформе судебной системы и к анализу факторов, которые способствуют возникновению терроризма.
В порядке оказания помощи в создании потенциала мы можем принимать на учебу стажеров, направлять специалистов или предоставлять оборудование по просьбе принимающих стран. Под этим углом зрения ниже перечисляются основные области для потенциального оказания содействия в создании потенциала, и каждой стране – члену «Группы восьми» важно внести в эту работу свой собственный посильный вклад, максимально задействуя свои знания и опыт. В каждой области будут предприниматься усилия по обеспечению подготовки кадров и оказания содействия в применении законов, процедур и положений. Указанные КТК СБ ООН области для оказания помощи в создании потенциала включают:
— Законодательная основа контртеррористической деятельности – помощь в разработке законодательных актов для осуществления на национальном уровне конвенций, протоколов и резолюций, имеющих отношение к террористической деятельности.
— Финансовое законодательство и практика – помощь в разработке и обеспечении соблюдения законодательных актов, положений и кодексов практических мер, квалифицирующих финансирование терроризма как преступление и предусматривающих наложение ареста и замораживание активов.
— Таможенное законодательство и практика – помощь в разработке и обеспечении соблюдения законодательных актов о введении пограничного контроля.
— Иммиграционное законодательство и практика – помощь в разработке и обеспечении соблюдения законодательных актов об иммиграционном контроле, включая установление стандартов для проездных документов и предоставление убежища/статуса беженца.
— Законодательство и практика в области выдачи преступников – помощь в разработке законодательных актов о двустороннем и многостороннем сотрудничестве в области выдачи.
— Полиция и правоохранительные органы – разработка процедур проведения контртеррористических операций правоохранительными органами и оказание помощи национальным полицейским силам в борьбе с терроризмом, а также с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью в той мере, в какой это связано с контртеррористической деятельностью.
— Контроль над экспортом и незаконная торговля оружием – помощь в разработке законодательных актов и процедур с целью закрыть террористам доступ к оружию.
— Внутренние меры безопасности – помощь в разработке и осуществлении надлежащих антикризисных и послекризисных мероприятий, мер по обеспечению безопасности воздушного и наземного транспорта и защите ключевых элементов инфраструктуры.
3. План действий «Группы восьми»: укрепление международной политической воли и потенциала для борьбы с терроризмом
3.1. «Группа восьми» будет оказывать поддержку Контртеррористическому комитету (КТК) Совета Безопасности ООН при помощи следующих мер:
— Обеспечение того, чтобы КТК был в достаточной мере укомплектован кадрами.
— Установление приоритетности стран, регионов и областей в целях координации помощи, необходимой для выполнения обязательств по резолюции 1373 Совета Безопасности ООН.
— Определение конкретных способов, при помощи которых члены «Группы восьми» могли бы призывать и поддерживать страны в выполнении ими обязательств по резолюции 1373 Совета Безопасности ООН.
— Сотрудничество с КТК в определении соответствующих международных передовых методов, кодексов и стандартов.
— Поддержка предпринимаемых нашими министрами финансов шагов для координации мер по борьбе с финансированием терроризма и сотрудничеству с ФАТФ и международными финансовыми институтами (МФИ) в решении таких задач, как борьба с финансированием терроризма, создание потенциала и другие задачи контртеррористической деятельности, в рамках их инициатив по оценке и оказанию помощи.
3.2. С этой целью «Группа восьми» создаст Группу контртеррористических действий (ГКД).
— «Группа восьми» создаст Группу контртеррористических действий, которая займется укреплением политической воли, координируя, при необходимости, помощь в деле создания потенциала. В Группу будет предложено вступить и другим государствам, в первую очередь донорам. На заседания ГКД будет приглашаться представитель КТК. Представители соответствующих органов системы ООН, МФИ и других региональных и функциональных организаций будут приглашаться на соответствующие заседания (первое заседание должно состояться не позднее 15 июля).
— члены ГКД будут обеспечивать финансирование, экспертное содействие или организовывать подготовку кадров. Они будут вести работу в тех областях и в тех странах, по которым у них имеются знания и опыт.
3.3. ГКД будет анализировать потребности и определять их приоритетность, а также расширять помощь в создании потенциала для контртеррористической деятельности следующим образом:
— Изучение запросов, анализ требований и определение приоритетности потребностей при оказании помощи в создании потенциала (к второму заседанию ГКД, которое должно состояться не позднее 15 октября).
— Максимально широкий обмен информацией о миссиях по оценке потребностей, проведенных членами ГКД.
— Проведение миссиями членов ГКД координационных совещаний в приоритетных странах — получателях помощи, с участием государственных чиновников из принимающих стран и местных должностных лиц, ведающих вопросами оказания помощи в создании потенциала.
— Меры по расширению помощи и координации в деле создания потенциала для контртеррористической деятельности (к саммиту 2004 года).
— Подготовка два раза в год докладов о текущих и планируемых мероприятиях по оказанию помощи в создании потенциала, которые в дальнейшем будут передаваться КТК.
— Сбор информации об успехах в деятельности по созданию антитеррористического потенциала в целях ознакомления друг друга с передовыми методами и накопленным опытом (к второму заседанию Группы, которое должно состояться не позднее 15 октября).
— Содействие совместным инициативам, предпринимаемым членами «Группы восьми» в ряде стран.
3.4. ГКД будет расширять помощь на региональном уровне при помощи следующих мер:
— Поощрение программ помощи на региональном уровне, включая предоставление помощи через региональные учебные центры и учебные центры, финансируемые донорами (к саммиту 2004 года).
— Обмен имеющейся информацией о программах обучения по тематике контртеррористической деятельности и передовым опытом учебной работы (к первому заседанию ГКД, которое должно состояться не позднее 15 июля) и определение основных направлений работы различных региональных учебных центров (к второму заседанию ГКД, которое должно состояться не позднее 15 октября).
— Поиск мер по удовлетворению потребностей в помощи на региональном уровне, которые пока остаются без внимания (к саммиту 2004 года).
3.5. «Группа восьми» усилит содействие третьим странам и региональным и функциональным организациям при помощи следующих мер:
— Дальнейшее осуществление «Группой восьми» демаршей в отношении стран, не являющихся участниками всех международных антитеррористических конвенций и протоколов, с целью побудить их присоединиться к таким документам и ускорить осуществление необходимых мер на национальном уровне.
— Проведение разъяснительной работы на двусторонней и совместной основе на совещаниях экспертов и семинарах для разъяснения преимуществ заключения конвенций и передачи технических знаний для их осуществления (план будет представлен к первому заседанию ГКД).
— Развитие деятельности, начатой на совещании КТК и региональных организаций 6 марта 2003 года, определение конкретных ролей и обязанностей региональных и функциональных организаций с учетом их сравнительных преимуществ и таким образом, чтобы не допустить дублирования усилий.
— Обращение к региональным и функциональным организациям с призывом активнее поощрять осуществление резолюции 1373 их членами.
— Меры с целью побудить региональные и функциональные организации к разработке передовых методов, кодексов или стандартов, направленных на выполнение требований резолюции 1373.
— Работа «Группы восьми» с международными финансовыми институтами и такими функциональными организациями, как ВТО, ИКАО и ИМО, для обсуждения представляющих взаимный интерес вопросов финансирования и оказания помощи в создании антитеррористического потенциала.
4. Последующая деятельность
Страна, председательствующая в «Группе восьми», подготовит доклад к саммиту 2004 года.