Принято по итогам Балканского саммита по энергетическому сотрудничеству в Загребе (Хорватия) 24 июня 2007 года
По инициативе Президента Республики Хорватия Степана Месича в Загребе состоялась встреча Высоких представителей группы государств Юго-Восточной Европы, в которой приняли участие президенты Траян Бэсеску, Филип Вуянович, Альфред Моисиу, Георгий Пырванов, Небойша Радманович, Борис Тадич, Бранко Црвенковский, министр Жига Турк и заместитель министра Анастасиос Нерандзис. Вместе с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным они рассмотрели широкий круг вопросов сотрудничества в области энергетики, в том числе обеспечение регионального рынка энергоресурсами и доступ к рынкам сбыта, исходя из возрастающего значения этих вопросов в современном мире.
Советник директората традиционных источников энергии Европейской комиссии Кристобал Бургос Алонсо присутствовал на встрече в качестве наблюдателя.
Обмен мнениями основывался на осознании важной роли стран, располагающих энергетическими ресурсами и выступающих в качестве экспортеров углеводородного сырья, нефтепродуктов или электроэнергии, и надежного спроса в странах-потребителях энергии в контексте усилий по обеспечению устойчивого экономического развития и в конечном счете — улучшения качества жизни граждан стран Юго-Восточной Европы и России, а также других стран мира — как развитых, так и развивающихся.
Желая путем формулирования определенных принципов на региональном уровне внести свой вклад в разработку основных положений глобальной энергетической безопасности и оказать содействие усилиям по стабильному функционированию энергетических рынков, Высокие представители
согласились о следующем:
1. В условиях рыночной экономики энергия является товаром, хотя и специфическим, и в соответствии с законами свободного рынка этот товар должен быть доступным всем заинтересованным сторонам на данном рынке на коммерческих и конкурентных условиях при соблюдении принципов открытости, прозрачности и эффективности.
2. В условиях свободного рынка не должны устанавливаться никакие искусственные барьеры для доступа к энергии и распределительным сетям. Соответствующие нормативно-правовые акты должны быть нацелены на обеспечение верховенства закона в этой области.
3. Страны-производители и страны-потребители энергии, а также страны-транзитеры не должны использовать энергию или энергоресурсы в качестве средства достижения политических целей для оказания политического или иного давления.*
4. Все заинтересованные страны в условиях полной прозрачности и на коммерческой основе должны иметь равные возможности и права для осуществления капиталовложений в энергетические проекты в соответствии с национальным законодательством, в том числе на основе долгосрочных контрактов.
5. Принимая во внимание, что энергетический рынок зависит от долгосрочных инвестиций в производство углеводородов и в распределительные сети, страны региона будут прилагать усилия по согласованию своей энергетической политики и поощрять совместные капиталовложения в новые источники энергии и в возобновление старых, а также в проекты транспортировки и транзита энергоносителей на европейский рынок, независимо от страны их происхождения.
6. Создание регионального рынка, призванного обеспечить поставки энергоносителей по приемлемым ценам, поощрять инвестиции и рыночную конкуренцию, является важным шагом в направлении будущей интеграции в европейский внутренний рынок.
7. Разведка, добыча и использование энергоресурсов не должны создавать угрозу стабильности и сохранности окружающей среды, в связи с чем необходимо расширить меры, касающиеся экологической ответственности и охраны окружающей среды, и поощрять шаги по строгому соблюдению установленных природоохранных правил, в том числе в интересах решения проблемы изменения климата.
8. Строительство и использование нефте- и газопроводов, а также все другие способы транспортировки и снабжения энергоносителями и энергией, должны осуществляться таким образом, чтобы оптимально учесть с одной стороны необходимость обеспечения бесперебойных поставок и возможность беспрепятственного доступа к рынкам сбыта, а с другой – необходимость защиты природы как основы существования человечества.
9. Государства Юго-Восточной Европы, как страны-импортеры энергоресурсов и энергии, развивающие наряду с этим и собственные источники энергии, в соответствии со своими национальными стратегиями и интересами развития регионального и европейского сотрудничества, а также с учетом важности диверсификации источников энергии и поставок энергоносителей продолжат свое участие в расширении сети нефте- и газопроводов, приносящих пользу всем странам, которые они связывают.
10. Интенсификация мер и усилий, направленных на проведение исследований и расширение использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, в частности биоэнергии, солнечной энергии и ветровой энергии, должна стать долгосрочным ориентиром и ключевым пунктом глобальной энергетической безопасности с целью достижения баланса между потребностями развития, охраны окружающей среды и обеспечения благотворных условий для жизни всех жителей Земли.
11. Использование ядерной энергии способствует сокращению выбросов так называемых парниковых газов и имеет также другие выгоды, но содержит также потенциальные риски. К настоящему моменту еще не сложились условия для прекращения ее использования. Форсированное сворачивание использования ядерной энергии могло бы иметь серьезные негативные последствия для экономического развития и политической стабильности ряда стран. Необходимо уделять максимальное внимание физической безопасности объектов ядерной энергетики и безопасному долгосрочному хранению ядерных отходов.
12. Страны региона будут поощрять меры по повышению энергоэффективности и энергосбережения за счет инициатив, реализуемых на национальном, региональном и международном уровне, включая возможное подписание международного соглашения по энергоэффективности.
13. Итоговая декларация саммита «Группы восьми», состоявшегося в Санкт-Петербурге в июле 2006 года, заключительные выводы саммита «Группы восьми», состоявшегося в Хайлигендамме в 2007 году, выводы Совета Европы, одобренные в марте 2007 года, основополагающие принципы недавно созданного Энергетического сообщества, соответствующие инициативы Организации Объединенных Наций, Организации Черноморского экономического сотрудничества и других региональных организаций и институтов, равно как и специальные встречи Высоких представителей отдельных групп государств имеют особое значение в разработке и определении глобальной энергетической безопасности и стратегии охраны окружающей среды.
14. Глобальная энергетическая безопасность и стратегия охраны окружающей среды могут разрабатываться и успешно осуществляться лишь согласованными и совместными усилиями всех заинтересованных государств мира. В этой связи Высокие представители стран Юго-Восточной Европы и Российской Федерации подтверждают готовность к проведению в будущем встреч по вышеупомянутым вопросам по мере необходимости в этом же составе или в более широком формате.