Принято 16 июля 2006 года в Санкт-Петербурге лидерами стран «Группы восьми»
1. Быстро меняющаяся международная обстановка и эволюция новых вызовов и угроз требуют более скорого и гибкого реагирования со стороны международного сообщества. Международное сообщество должно быть готово оказывать поддержку уязвимым государствам и народам, которые находятся на переходной стадии от конфликта к стабильному миру, предоставляя им эффективную помощь в стабилизации и восстановлении. ООН является одним из основных участников международных операций в поддержку мира, стабилизации и восстановлению. ООН учредила новую Комиссию по миростроительству, которая будет оказывать странам, выходящим из конфликтов, неизменную, скоординированную и целенаправленную поддержку в большем объеме. ООН также находится в процессе создания Управления по поддержке миростроительства и Постоянного фонда для миростроительства и сейчас пересматривает свой процесс комплексного планирования миссий, для того чтобы повысить эффективность использования своих организационных структур. При соответствующем уровне партнерства с членами «Группы восьми» это должно привести к улучшению защиты гражданского населения и к гораздо более скоординированному, стратегическому международному подходу к стабилизации и восстановлению. В последние годы многосторонние и региональные организации и государства концентрируют значительные ресурсы на разработке новых инструментов стабилизации и восстановления. Отдельные государства пытаются более эффективно использовать свои национальные ресурсы путем интеграции оборонного, дипломатического потенциалов и потенциала развития для поддержки совместного планирования и стратегии в целях стабилизации и восстановления.
2. Помимо этого, «Группа восьми» стремилась устранить недостатки в области стабилизации и восстановления, уделяя особое внимание Африке. Все эти инициативы дали положительные результаты, однако, для того чтобы эти усилия действительно возымели успех, руководители стран «восьмерки» признают необходимость учреждения более последовательного глобального подхода к стабилизации и восстановлению, который усилил бы возможности ООН и обеспечил дополнительные возможности на национальном и региональном уровне. Национальные возможности играют ведущую роль, и мы можем рассчитывать, что международные усилия будут сочетать в себе национальные и региональные инициативы, а также инициативы по линии ООН. Главы государств «восьмерки» коллективно обязуются сформировать согласованный между ними и их ключевыми внешними партнерами подход к предотвращению конфликтов, стабилизации и восстановлению, связывающий существующие инициативы, как внутри, так и вне рамок «восьмерки» и дополняющий их, принимая обязательства по осуществлению следующих мер:
Меры по расширению сотрудничества в области стабилизации и восстановления
Сотрудничество с партнерами «восьмерки»: Мы попросили российское председательство организовать и возглавить консультации по данному вопросу. Эксперты «восьмерки» вместе с представителями ООН и соответствующих региональных организаций в области развития, безопасности и дипломатии проведут встречу как можно раньше после завершения сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 году, чтобы обсудить возможность реализации следующих мер.
Операции в поддержку мира: поддержать предыдущие обязательства «восьмерки» по повышению глобального потенциала операций в поддержку мира, особенно в Африке, в том числе за счет поддержки Центра передового опыта для подготовки полицейских подразделений по обеспечению стабильности в г.Виченца, Италия, а также включая дальнейшее обсуждение возможности создания механизма транспортного и материально-технического обеспечения (TLSA) в 2006 году, что способствовало бы устранению ключевых пробелов в своевременном реагировании на кризисы за счет предоставления странам транспорта для развертывания подразделений по поддержанию мира и их тыловой поддержки на местах. Это включает дальнейшую поддержку Африканского союза в развитии миротворческого потенциала, а также потенциала в области транспорта и тылового обеспечения. Члены «восьмерки» вновь заявляют о своей приверженности оказанию поддержки миротворческим операциям Организации Объединенных Наций там, где они осуществляются.
Предотвращение конфликтов: регулярный обмен информацией о том, как мы оцениваем ситуацию в странах, подверженных риску; работа по разработке общих инструментов оценки конфликта, принимая во внимание существующие структуры и механизмы, чтобы помочь определить государства, подверженные рискам, и в достаточной степени уделить им внимание, а также повышать сотрудничество в области совместного реагирования; страны «восьмерки» должны проводить консультации с ООН для того, чтобы обеспечить совместимость инструментов и методологий. Эти инструменты оценки конфликтов должны быть разработаны экспертами «восьмерки» в тесном взаимодействии в первую очередь с ООН, а также, на последующих этапах, другими ключевыми партнерами из стран и региональных организаций.
Координация: определить национальные контактные пункты, либо контактные пункты в организациях (отдельные лица либо офисы) для обеспечения координации реагирования со стороны международного сообщества. Национальные контактные пункты должны работать в тесном контакте с должностными лицами таких международных организаций, как ООН, а также с «восьмеркой» и другими партнерами и региональными организациями для лучшей координации национальных и многосторонних усилий в государствах, выходящих из стадии кризиса, относящихся к реформам и усилении потенциала в области правосудия и реформы сектора безопасности, управления государственным сектором, демократической подотчетности и социального благосостояния.
Осведомленность о потенциалах и недостатках: регулярное обсуждение потенциалов организаций и правительств может помочь нам определить недостатки, которые необходимо устранить, а также заранее определить потенциалы, находящиеся в распоряжении определенных правительств или организаций, и установить очередность их использования; формирование механизмов, обеспечивающих участие всех заинтересованных сторон в диалоге по мере развития кризиса и их эффективного сотрудничества в чрезвычайном планировании;
Предварительное выделение ресурсов: в целях содействия ООН в скорейшем и эффективном противодействии кризисам страны «восьмерки» берут обязательство осуществлять реформы в Организации Объединенных Наций с целью обеспечения того, что ресурсы будут выделяться ООН заблаговременно по мере того, как она работает над тем, чтобы развернуть новую миротворческую операцию либо операцию в поддержку мира, а именно в предварительном порядке поставляется оборудование в Бриндизи, увеличивается предварительно разрешенное финансирование поддержки планирования ДОПМ, используются полномочия, чтобы определять персонал заблаговременно до принятия резолюции СБ ООН о мандате на проведение новой операции в поддержку мира;
Укрепление региональных организаций: обязательство поддерживать развитие потенциала по предотвращению конфликтов и реагированию на них со стороны региональных сил, действующих в Африке, Азии и Латинской Америке. Члены «восьмерки» подчеркивают важное значение взаимодействия в этом вопросе между региональными организациями, а также с ООН;
Оперативная совместимость: мы предполагаем развивать такие практические действия, которые обеспечивают соответствующий уровень качества и эффективности международных миссий в области стабилизации и восстановления независимо от того, какая международная организация (например, Африканский союз, другие региональные организации или ООН) отвечает за организацию и осуществление миссии.