Принят 8 июля 2005 года в Глениглсе
1. Международная реакция на ужасную трагедию стихийного бедствия в Индийском океане 26 декабря была незамедлительной и всеобъемлющей. По последним данным, помощь со всего мира, как со стороны правительств, так и от частных лиц, составила свыше 9 млрд. долл. США. В первые месяцы после катастрофы главной задачей правительств пострадавших стран и мирового сообщества было оказание немедленной гуманитарной помощи продовольствием, водой, лекарствами и укрытиями. Члены Парижского клуба договорились не предъявлять каких‑либо долговых претензий к этим странам до 31 декабря 2005 года. Правительства Шри-Ланки и Индонезии приняли это предложение.
2. Теперь страны «Группы восьми» рассмотрели вопросы долгосрочного характера, представляющие собой следующий этап после оказания немедленной гуманитарной помощи. Общественный уклад и система жизнеобеспечения теперь должны быть перестроены, будущие риски уменьшены, а общины должны стать более устойчивыми перед аналогичными явлениями в будущем.
Системы раннего предупреждения
3. Мы поддерживаем международные усилия по наращиванию потенциала глобальной системы раннего предупреждения, к чему призывал Генсекретарь ООН. Мы считаем, что ответственность за реализацию этой задачи лежит на правительствах и заинтересованных участниках на местном, национальном и региональном уровнях при поддержке других партнеров. Мы отмечаем существенную координирующую роль ООН на международном уровне в вопросах систем раннего предупреждения о цунами, в том числе в рамках Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО.
4. Мы полагаем, что целью международного сообщества должно стать уменьшение уязвимости государств перед угрозой стихийных бедствий. В этих целях:
— Системы раннего оповещения должны охватывать как можно больше опасных явлений, а не только связанных с цунами, и должны основываться на существующих национальных и региональных системах, и быть ориентированными на ликвидацию любых пробелов.
— Мы подтверждаем роль Глобальной системы наблюдения Земли (ГСНЗ), в которой участвуют ключевые национальные и межправительственные структуры систем наблюдения за Землей, а также агентства ООН, такие как Межправительственная океанографическая комиссия, в целях формирования скоординированного и совместимого потенциала в области наблюдения, что совмещает задачу сбора данных в глобальном масштабе с необходимостью их быстрого и эффективного распространения.
5. Мы также отмечаем важную роль Международной стратегии по уменьшению опасности бедствий (МСУОБ), Программы развития ООН, Программы ООН по окружающей среде, Детского фонда ООН, Управления по координации гуманитарных вопросов, Всемирной продовольственной программы, ВОЗ, ФАО, Всемирной метеорологической организации. Этим организациям следует признать, что системы раннего оповещения должны носить многоцелевой и глобальный характер, и им также необходимо координировать свои действия. Мы приветствуем предложение Германии провести под эгидой ООН в марте 2006г. в Бонне Третью международную конференцию по вопросам раннего предупреждения.
6. Мы признаем, что эффективная система раннего предупреждения о глобальных геофизических явлениях должна:
— Основываться на качественных и адекватных научных рекомендациях, которые могут быть переведены в практическую плоскость лицами, ответственными за разработку политики, а также теми, кто наиболее подвержен риску на местном уровне. Мы будем поддерживать более тесную координацию при оценке рисков в рамках действующей системы скоординированного снижения опасности стихийных бедствий, включая МСУОБ, во взаимодействии с ГСНЗ, с тем чтобы научное сообщество имело возможность информировать лиц, ответственных за принятие решений, об опасностях, которые могут иметь значительные последствия на региональном и глобальном уровне.
— Получать поддержку со стороны «Группы восьми», в том числе за счет укрепления или реформирования существующих систем и механизмов, а также за счет содействия выявлению наиболее значительных пробелов в области политики с тем, чтобы обеспечить сохранение технического и местного потенциала.
— Взаимодействовать с неправительственными организациями, такими как общества Красного Креста и Красного Полумесяца, которые вместе с местным населением играют ключевую роль на местном уровне в устранении пробелов в системе распространения информации.
— Получать полную поддержку со стороны всех стран в виде обмена в режиме текущего времени данными с существующих сейсмологических сетей, какими располагает, например, Организация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также датчиков изменения уровней моря (приливов и отливов) и других систем раннего оповещения.
7. Наши страны способны консолидировать опыт в области ликвидации последствий стихийных бедствий, опыт взаимодействия со странами, подверженными таким бедствиям, а также практический опыт в деле раннего предупреждения о цунами, которым мы можем поделиться, где и когда это необходимо, в т. ч. путем предоставления предварительной информации, предупреждающей о цунами.
Поддержка усилий по снижению последствий стихийных бедствий
8. Раннее предупреждение само по себе не устранит опасность стихийных бедствий, равно как и их последствия, что в наибольшей степени отражается на бедных слоях населения и достигнутых с таким трудом результатов в развитии. В целях снижения опасности стихийных бедствий мы будем сотрудничать с ООН, Всемирным банком, другими многосторонними банками развития и развивающимися странами с тем, чтобы помочь им более эффективно решать вопрос уменьшения опасности бедствий. Мы также рассмотрим вопрос о том, каким образом повысить внимание к теме снижения опасности бедствий в наших министерствах развития и других министерствах.
9. Мы полагаем, что:
— При подходах к решению этой проблемы можно было бы уделять приоритетное внимание вопросам снижения опасности стихийных бедствий в двусторонних и многосторонних программах развития, а также применять «обращенные к людям» планы реагирования для мобилизации населения перед лицом опасности.
— Рамочная программа действий на 2005–2015гг., принятая в г.Кобе (префектура Хиого) на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий в январе 2005 г., может стать основой для нашей работы по снижению опасности стихийных бедствий.
— ООН следует продемонстрировать более уверенное лидерство в поддержке мер по уменьшению опасности бедствий, в том числе принять обязательство по построению более совершенной МСУОБ. Доноры должны поддержать этот процесс, в том числе путем увеличения финансирования и придания ему большей гибкости. Мы полагаем, что содействие на двусторонней основе также может играть положительную роль.
— МСУОБ вполне может действовать как консультативный механизм по снижению опасностей стихийных бедствий с акцентом на распространение передового опыта в таких областях, как образование и помощь неимущим, а также правила и выбор места под строительство.
Улучшение системы оказания гуманитарной помощи
10. Масштаб последствий цунами показал важность наличия эффективной и действенной международной системы оказания гуманитарной помощи, которая могла бы своевременно и адекватно реагировать на кризисные ситуации. Мы используем эту возможность, чтобы подчеркнуть значение, которое мы придаем укреплению системы оказания гуманитарной помощи на основе принципов гуманности, справедливости, беспристрастности и независимости.
11. Мы поддерживаем усилия по улучшению скоординированности и своевременности оказания гуманитарной помощи. Мы признаем ведущую роль Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) в оказании эффективного гуманитарного содействия после катастрофического цунами. «Группа восьми» будет стремиться к укреплению УКГВ и системы резидентов-координаторов и гуманитарных координаторов ООН и будет поддерживать координацию и приоритетность финансирования в тех областях, где это более всего необходимо. Однако мы признаем, что некоторые доноры могут также захотеть выделить средства на двусторонней основе.
12. Мы готовы изучить инициативы по укреплению координирующей роли ООН и ее способности более оперативно и эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации, в том числе путем расширения доступа к необходимым ресурсам и возможностям, в частности, кадровым, материально-техническим и транспортным, и механизмам адекватного распределения помощи, предоставляемой по просьбе ООН отдельными странами – членами этой организации.
13. Мы приветствуем намерение некоторых доноров изучить возможность совершенствования работы существующих многосторонних механизмов финансирования, таких как Центральный чрезвычайный оборотный фонд ООН, и отмечаем в этой связи роль Генассамблеи ООН. Ценной может оказаться идея образования более крупных фондов для выделения грантов, которые могли бы быть использованы на быстрое реагирование, решение проблем, связанных с прежними кризисами, и поддержание соответствующих служб в состоянии готовности, и она заслуживает дальнейшего обсуждения. Некоторые доноры будут оказывать финансовую поддержку координаторам по гуманитарным вопросам путем прямой передачи средств конкретным странам.