1.Контуры новой архитектуры безопасности и цели внешней политики России
Главная задача, которая стоит сегодня перед Российской Федерацией, – обеспечение себе достойного места на международной арене, сокращение шаг за шагом разрыва между нашей страной и центрами экономической мощи современного мира. Достижение этой цели возможно на основе решения двух взаимосвязанных стратегических задач российской внешней политики: создания благоприятных внешних условий для модернизации экономики и активного участия в строительстве новой архитектуры международной безопасности.
Российская внешняя политика в начале нового века по масштабам и спектру интересов по‑прежнему сохраняет глобальный охват. Созданы предпосылки для развития механизмов многостороннего сотрудничества с российским участием как на Востоке, так и на Западе евроазиатского материка. Ключевыми из них стали Шанхайская организация сотрудничества, стержнем которой является стратегическое партнерство с Китаем, и Совет Россия–НАТО. Создание «двадцатки» напрямую связано с конструктивным развитием диалога с США в области военно-политических аспектов безопасности после событий 11 сентября 2001 г. Новый механизм военно-политического взаимодействия на западном направлении дополняет линию на формирование устойчивых связей с Европейским союзом, важным компонентом которой является сотрудничество в энергетической области. Созданные структуры многостороннего сотрудничества обеспечивают России необходимый политико-дипломатический уровень взаимодействия с основными центрами силы современного мира.
За последние два года произошло и серьезное переосмысление российской политики в отношении государств СНГ. Выбор был сделан в пользу обеспечения национальных интересов нашей страны прежде всего через развитие двусторонних связей, а также путем создания интеграционного ядра Содружества. Основой последнего стали Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). ОДКБ в перспективе должна стать полноценной региональной организацией безопасности, а ЕврАзЭС – инструментом завершения формирования таможенного союза и создания единого экономического пространства на большей части территории бывшего СССР. В свою очередь, предложенная на Кишиневской встрече глав государств СНГ модель повышения эффективности институтов Содружества в случае реализации откроет перед ним качественно новые возможности для углубления интеграционных процессов.
В совокупности шаги, предпринятые в последние годы, закладывают основы новой архитектуры безопасности на евроазиатском материке, которая при благоприятных условиях может предопределить вектор мирового развития в текущем десятилетии и стать одной из несущих конструкций будущего мирового устройства. Вместе с тем в условиях нынешней непростой международной обстановки прочность российской модели архитектуры безопасности подвергается серьезной проверке.
2. Рост стратегической неопределенности в мире
Последствия событий 11 сентября 2001 г. в США оказали системное воздействие на обстановку в мире. На первый план в мировой политике выходят проблемы противодействия новым угрозам и вызовам. Эта тенденция, как теперь становится очевидным, будет носить долговременный характер.
Ведущие державы современного мира, за исключением Соединенных Штатов Америки, оказались не готовы к внезапному завершению возникшей после распада СССР «стратегической паузы» 1990-х годов, когда основную роль в межгосударственных отношениях играла экономическая проблематика. Фактор военной силы стал вновь обретать былую значимость, а США прочно удерживают инициативу в этом смысле.
Разработка в США концепции «оси зла» заставляет многих экспертов сделать вывод о стремлении Вашингтона выйти за рамки объявленной «войны с терроризмом». Есть и те в США, кто не скрывает стремление использовать период максимального взлета своей мощи для формирования такого мироустройства, которое позволило бы сохранить преобладающее положение Америки в мире на длительную перспективу.
Все это происходит на фоне ослабления созданных в послевоенный период международных режимов в области безопасности.
Несмотря на определенное повышение после событий 11 сентября роли ООН, обеспечившей, в частности, международно-правовую основу для деятельности антитеррористической коалиции и осуществления антитеррористической операции в Афганистане, многое еще предстоит сделать для укрепления стабильного функционирования многосторонней дипломатии.
После выхода США из Договора по ПРО и отказа Вашингтона от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний идет сложный процесс выстраивания новых стратегических отношений между Россией и США. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов стал важной вехой на этом пути. Не менее актуальная задача – повышение эффективности режимов нераспространения ядерного оружия и ракетных технологий.
Внешняя политика России учитывает и процесс трансформации трансатлантических отношений, в том числе в контексте становления собственно европейских институтов, прежде всего Европейского союза.
Серьезный клубок проблем сохраняется в Северо-Восточной Азии.
Настораживает также тенденция к сокращению внимания международного сообщества к афганской проблеме. С поражением режима талибов были ликвидированы базы исламских экстремистов в этой стране. Однако сеть международного терроризма сохранила значительный потенциал, о чем свидетельствует серия крупных террористических актов осенью 2002 г. в различных странах мира. Обострилась проблема производства в Афганистане наркотиков, являющихся одним из основных источников финансирования терроризма.
Возрастает угроза получения международными террористическими организациями средств массового уничтожения – биологического, химического, радиологического и даже ядерного оружия.
По существу речь идет сейчас о процессе глубокой трансформации всей системы международных отношений. Не случайно, что на этом фоне во многих крупных государствах внешняя политика оттесняет на второй план традиционные социально-экономические вопросы.
В США администрация Дж. Буша после 11 сентября 2001 г. поставила в фокус своей внутренней политики борьбу с международным терроризмом и странами «оси зла». На этом фоне была консолидирована общественная поддержка администрации, и в результате республиканцам удалось добиться решительной победы на проходивших в ноябре 2002 г. промежуточных выборах в конгресс и обеспечить себе доминирование во всех трех ветвях власти в США.
В Германии активная позиция Г.Шрёдера против участия ФРГ в войне в Ираке помогла СДПГ и партии «зеленых» привлечь голоса избирателей, которые, по опросам, были склонны отдать предпочтение баварскому премьеру Э.Штойберу, построившему свою кампанию на экономических проблемах.
По сходному сценарию развивались и президентские выборы в Южной Корее в декабре 2002 г.
В обоих случаях – и в ФРГ, и в Южной Корее – дал о себе знать подъем антиамериканских настроений, который фиксируется опросами общественного мнения и в других регионах мира. Особенно сильны подобные тенденции на «арабской улице», где их распространение способствует расширению «питательной среды» для радикальных политических организаций, использующих террористические методы борьбы с США.
Внимание общественности к происходящему в мире значительно возросло и в нашей стране. В информационных программах российского телевидения в 2002 г. внешнеполитическая тематика сравнялась и даже несколько превысила по объему внутриполитическую информацию. Данные опросов общественного мнения второй половины 2001–2002 гг. свидетельствуют о том, что российское общество все больше воспринимает внешнюю политику как один из наиболее важных факторов при оценке эффективности действий органов государственной власти. Начинающийся новый политический цикл парламентских и президентских выборов усилит эту тенденцию.
В настоящее время ситуация в мировой экономике характеризуется значительной неопределенностью. Начавшееся было в крупнейших экономиках мира оживление замедлилось. На неясность перспектив, в том числе и в международных делах, финансовые рынки реагируют падением цен акций и резким повышением стоимости привлечения займов. На фоне продолжающегося кризиса МВФ и Всемирного банка, сопровождающегося крахом «демонстрационных проектов» в Аргентине и Турции, ведущие страны Запада фактически отказались от форсированного внедрения универсальных экономических рецептов в духе глобализации 1990-х годов.
В условиях медленного восстановления экономического роста в Америке и стагнации финансовых рынков доллар и американские компании вряд ли будут обладать такой же притягательностью для инвесторов, как раньше. Поскольку экономическая ситуация в Японии и Германии является сравнительно менее благоприятной, чем в США, все чаще внимание обращается на Китай, который в перспективе может стать «локомотивом» экономического развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2002 г. Китай впервые обогнал США по объему привлеченных прямых инвестиций.
На фоне глубокого спада в прямых инвестициях, кризиса системы фондового рынка, когда волна скандалов накрыла ведущие инвестиционные компании, определявшие направления потоков капиталов в течение минувшего десятилетия, правила игры в мировой экономике начинают существенным образом меняться:
— финансы «новых рынков» более не являются условием высокой доходности для спекулятивных инвесторов;
— инвестиции в реальные активы перемещаются со вторых ролей на первый план;
— происходит постепенный возврат к неокейнсианским моделям антикризисной стратегии;
— Всемирный банк меняет прежнюю трактовку роли государства в экономике в пользу усиления институционализирующей функции государственных учреждений.
Сейчас надо уметь управлять реальными предприятиями, производящими конкурентоспособные товары, а не инвестировать в «вечный двигатель» самовозрастающего рынка ценных бумаг.
3. Интеграция на пространстве СНГ: роль и интересы России
Переходный период в мировой политике и экономике, вероятнее всего, будет носить затяжной характер. В этих условиях необходимо использовать все возможности для укрепления безопасности России и наших партнеров по Содружеству. Особое значение приобретает провозглашенная в Концепции внешней политики России задача создания «пояса добрососедства и сотрудничества» по периметру наших границ. С точки зрения государственных интересов России все более важную роль играет развитие устойчивого политического и экономического сотрудничества между государствами на постсоветском пространстве, обеспечение преемственности в отношениях России с партнерами по СНГ.
В интересах объединения усилий по противодействию новым вызовам и угрозам, таким, как борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, распространением технологий, связанных с оружием массового уничтожения и средствами его доставки, особую важность приобретает активизация работы по формированию и становлению Организации Договора о коллективной безопасности.
Неустойчивость развития мировой экономики, обострение конкуренции за товарные рынки заставляет нас по‑новому взглянуть и на процессы экономической интеграции Содружества. Экономическая ситуация в странах СНГ, как об этом заявляют сами лидеры государств Содружества, объективно затрудняет их индивидуальную интеграцию в мировую экономику. Вместе же мы можем претендовать на достойное место под «экономическим солнцем».
Во взаимоотношениях России со странами Содружества сохраняется высокая степень взаимозависимости, которая прослеживается по следующим направлениям:
— Экономики стран СНГ (особенно Белоруссии, Украины и Казахстана) сохраняют свое значение как рынки сбыта российских товаров, особенно продукции высокой степени переработки. В январе–августе 2002 г. на них было реализовано 28% общего объема экспортированных машин и оборудования (по стоимости), 11% черных металлов, 28% природного газа (по физическому объему), 18% нефти, 44% электроэнергии и т. д. Ключевую роль играет также обеспечение координации действий стран СНГ на мировых рынках продукции высокой степени переработки, устранение конкуренции между ними.
— Важное значение для повышения конкурентоспособности российского машиностроения и выхода его продукции на мировые рынки имеет производственная кооперация со странами СНГ, успешное развитие которой возможно в условиях завершения формирования полномасштабной единой таможенной территории. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиастроение (Украина, Узбекистан), автомобилестроение (Белоруссия), электротехника и приборостроение (Казахстан), военно-техническая продукция (Украина, Белоруссия) и т. д. Потенциальный вклад эффекта кооперации в общий экономический рост России оценивается в 2–3% ВВП.
— По ряду видов сырья российская экономика использует ресурсную базу стран СНГ. К ним относятся: марганцевые руды, потребление которых в России составляет 38% от стран СНГ, хромовые руды (51%), свинец (51%), титан (55%). Важную роль в обеспечении энергетики Сибири играют энергетические угли Казахстана.
— Экономическая интеграция на постсоветском пространстве необходима для реализации транзитного потенциала России. Учитывая рост портовых мощностей в балтийском регионе, в интересах России содействовать увеличению внешнеторгового грузопотока из Казахстана и других стран Центральной Азии, а в перспективе – из Китая, на Европу через порты Балтики. Важное значение для транспортной кооперации на постсоветском пространстве будет иметь участие России в модернизации транспортных систем стран СНГ.
В 1990-е годы в торгово-экономических связях России со странами СНГ господствовала понижательная тенденция. Об этом, в частности, свидетельствует сокращение их доли в общем объеме российского экспорта с 60% в начале 1990-х годов до менее 15% к сентябрю 2002 г. За 1995–2001 гг. товарный экспорт в страны СНГ увеличился всего на 2,5%, тогда как в государства «дальнего зарубежья» – на 72,3%. При этом российский экспорт в СНГ концентрируется на Украине, Белоруссии и Казахстане, на которые приходится 92% его общего объема.
Сложные процессы на пространстве СНГ отражает и переориентация многих государств Содружества на торговлю со странами «дальнего зарубежья». С середины 1990-х годов доля России во внешнеторговом обороте возросла или осталась прежней лишь в Белоруссии и Таджикистане.
Вместе с тем в последнее время появляется все больше признаков того, что в развитии экономических связей на постсоветском пространстве понижательная тенденция прошлого десятилетия начинает меняться на повышательную.
Российский бизнес становится существенным фактором укрепления интеграционных процессов в СНГ. Пока российские компании вкладывают средства главным образом в добычу, транспортировку, сбыт и переработку сырья. Они активно участвуют в приватизации предприятий в странах СНГ. «ЛУКОЙЛ», «Татнефть» и «ТНК» приобрели крупные пакеты акций четырех из шести нефтеперерабатывающих предприятий Украины. Кроме того, они создали в странах СНГ дочерние предприятия для сбыта нефтепродуктов, владеют сетями АЗС, ведут обширное строительство бензоколонок. «Русский алюминий» владеет пакетами акций Николаевского (Украина) и Павлодарского (Казахстан) глиноземных заводов, ЗАО «АвтоВАЗинвест» – пакетом акций Запорожского алюминиевого комбината.
Перспективными областями является участие российских компаний в расширении телефонных и телекоммуникационных сетей на постсоветском пространстве, развитии информационных технологий в странах СНГ, обслуживании грузо- и пассажиропотоков.
Значение сотрудничества со странами СНГ будет расти и в связи с задачей снижения сырьевой направленности российского экспорта, которая приводит к зависимости большинства добывающих отраслей от поставок за рубеж и неустойчивой динамики цен на мировых рынках сырья.
В этой связи большое значение приобретает разрабатываемая Правительством система мер, направленная на государственную поддержку экспорта, включая предоставление компенсации банковских кредитных ставок производителям промышленной продукции в приоритетных отраслях, страхование экспорта и капиталовложений за рубежом для обеспечения их защиты от среднесрочных и долгосрочных политических и коммерческих рисков, информационную поддержку экспортеров. Кроме того, важное значение имеет выделение бюджетных средств на связанные государственные кредиты, предоставляемые иностранным государствам, а также на финансовое покрытие, необходимое при предоставлении госгарантий по связанным коммерческим кредитам.
Немаловажное значение для России имеет развитие многостороннего экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Формирование единого таможенного пространства и создание общего рынка обеспечит благоприятные условия для активизации экспорта в страны ЕврАзЭС, разработки единой экономической стратегии с учетом интересов России.
Общим интересам России и наших партнеров может и должно служить уникальное геоэкономическое положение Содружества. Через его территорию проходят многие международные транспортные и энергетические коридоры. В последнее время обозначились такие перспективные проекты, как Евразийский альянс производителей газа и Международный консорциум по управлению украинской газотранспортной системой. С учетом высокой степени взаимозависимости экономик государств – участников СНГ особую актуальность приобретает разработка совместных энергетических балансов.
Развитие экспорта в страны СНГ по сравнению с другими регионами требует большего государственного участия. Расширение научно-технического и производственного сотрудничества, реализация существующих крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов возможны главным образом при серьезной поддержке на государственном уровне, на основе межгосударственных договоренностей. Для осуществления более тесного взаимодействия министерств и ведомств на этом направлении было бы целесообразно рассмотреть вопрос о создании государственного органа, отвечающего за координацию работы в области торгово-экономического сотрудничества с государствами Содружества, например, в форме соответствующего Комитета при Минэкономразвития.
4. Роль российских регионов в формировании «пояса добрососедства и сотрудничества»
В последние годы в развитии взаимоотношений со странами СНГ и другими приграничными государствами все большую роль играют российские регионы. Сотрудничество субъектов Федерации способствует поддержанию партнерских отношений между людьми, хозяйствующими субъектами, деятелями культуры наших стран.
Позитивные примеры приграничных связей – осуществляемое с 1993 г. сотрудничество Астраханской области с соответствующими районами Ирана, взаимодействие Республики Бурятия с Монголией.
Развитию отношений России и Казахстана способствует активность приграничных областей Сибири, Урала и Поволжья. 11 субъектов Федерации от Алтая до Каспия поддерживают устойчивые связи с казахстанскими партнерами и соотечественниками, решают возникающие проблемы, вносят вклад в торгово-экономическое и культурное наполнение отношений России и Казахстана. Во многом благодаря их усилиям в 2000–2002 гг. обеспечен устойчивый рост товарооборота двух стран на уровне 15–20% в год.
Республики Северного Кавказа, в свою очередь, играют роль «ворот» России в Закавказье. Несмотря на наличие проблем в российско-грузинских отношениях, приграничные субъекты Российской Федерации делают все возможное, чтобы сохранить и развивать партнерские отношения с сопредельными районами Грузии.
Для наших отношений с Украиной и Белоруссией важное значение имеет взаимодействие между приграничными районами этих стран и областями Центральной полосы и Юга России. Такое сотрудничество является реальным вкладом в развитие хозяйственных и культурных связей, решение проблем трудовой занятости, миграции и т. д.
Северо-западные регионы России активно работают с приграничными странами Балтии. Благодаря усилиям Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской, Калининградской областей осуществляется поддержка соотечественников в Эстонии, Латвии, Литве, развивается приграничная торговля и транзит российских товаров.
Признанием возросшей роли российских регионов в укреплении хозяйственных, политических и гуманитарных связей России с государствами СНГ стало создание в июне 2001 г. Постановлением Совета Федерации РФ Ассоциации участников приграничного сотрудничества, в которую вошли руководители приграничных субъектов Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также деловых кругов и научной общественности.
Представители субъектов Федерации, как правило, участвуют во всех заседаниях Межправительственных комиссий по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству России с сопредельными странами, что позволяет учитывать их интересы в развитии торгово-экономических отношений России с соседними государствами. Однако сегодня еще недостаточно обеспечено участие регионов в подготовке и принятии решений на уровне рабочих групп МПК, например, о сотрудничестве в области образования и культуры.
Общей проблемой приграничных субъектов России является недостаточная обустроенность границы. Почти все руководители приграничных субъектов Федерации и полномочные представители Президента России отмечают недостаточность числа пунктов перехода границы, в том числе упрощенных, и их слабое оснащение техническими средствами пограничного и таможенного контроля, автотранспортом и оргтехникой.
Многие субъекты Федерации, в частности, Астраханская, Омская, Новосибирская области, ставят вопрос о необходимости поддержки российского экспорта в страны СНГ, в частности, путем сокращения срока возврата НДС с 3 месяцев до 30 дней после перемещения товара через таможенную границу России.
5. Гуманитарные аспекты российской политики в странах СНГ
В реализации российской политики в отношении стран СНГ особо выделяются задачи, связанные с культурой, образованием и сохранением русского языка как средства межнационального общения на всем постсоветском пространстве.
За последнее время немало было сделано по исправлению упущений начала 1990-х годов, когда развитию культурных связей России со странами ближнего зарубежья уделялось недостаточное внимание.
Формируется традиция проведения «Года страны» (например, Украины, Казахстана) в России и ответного – Года России в странах СНГ. С успехом проводятся Дни культуры России, Дни Москвы в приграничных государствах. Как правило, особо значимые культурные события проходят с участием Президента России и руководителей стран СНГ.
На уровне СНГ приняты решения, восстанавливающие место России как основного образовательного центра на пространстве Содружества. В ноябре 2001 г. Совет глав правительств СНГ одобрил Межгосударственную программу реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. В рамках осуществления этой программы двум ведущим образовательным учреждениям России – Московскому государственному университету им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету – присвоен статус базовых организаций по подготовке кадров в области фундаментальных естественных и гуманитарных наук.
В 2002 г. Россией предоставлено до 1 тыс. стипендий гражданам из стран СНГ для обучения в российских высших учебных заведениях. В 2001 г. в них обучались свыше 38 тыс. студентов из государств – участников СНГ.
Реализуется программа создания в странах СНГ совместных образовательных учреждений (российско-белорусский и российско-казахстанские университеты). Открываются филиалы российских образовательных центров (в первую очередь МГУ) за рубежом. Такие филиалы созданы в Астане (Казахстан), Пекине (КНР).
Активизировалась работа с соотечественниками в культурной сфере. Создана и функционирует поддерживаемая государством система ежегодных международных фестивалей в России, в которых принимают участие творческие коллективы соотечественников из стран СНГ и Балтии. Наиболее значимыми из них являются фестиваль русских драматических театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России» (Санкт-Петербург), международный художественный салон стран СНГ и Балтии (Москва). В сентябре 2002 г. в Москве впервые состоялся фестиваль национального искусства стран СНГ. В 2003 г. в Астрахани предполагается провести фестиваль искусств государств прикаспийского региона «Каспий – море дружбы» (Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран).
Восстанавливается сотрудничество в области спорта. Осенью 2002 г. в Москве прошли Детские и юношеские игры стран СНГ и Балтии.
Россия оказывает поддержку изучению и преподаванию русского языка в странах Содружества, в том числе с использованием современных средств телекоммуникаций (Интернет, телевизионные, телекоммуникационные технологии). В январе 2002 г. была проведена первая Международная олимпиада школьников из СНГ и Балтии по русскому языку. Московский государственный лингвистический университет – базовая организация государств – участников СНГ по языкам и культуре – проводит работу по поддержке изучения в России языков народов стран СНГ.
Однако масштабы такой работы, учитывая пожелания населения соседних стран, могут и должны быть значительно большими.
С учетом опыта ряда ведущих европейских государств (Великобритания, Франция, ФРГ, Италия) по распространению за рубежом своего языка и культуры можно было бы рассмотреть идею создания под патронажем Президента России В.В.Путина «Фонда Пушкина». Одновременно такой фонд мог бы стать и крупным научным центром по изучению истории и культуры государств СНГ.
Целесообразно предусмотреть расширение существующего объема образовательных, научных и политических программ для молодежи из стран СНГ, включая систему грантов и обучение в высших учебных заведениях Российской Федерации.
Качественно новые подходы требуют и расширения информационной работы в СНГ, включая поддержку издания газет, книг, а также электронных СМИ на русском языке. В рамках Всемирной ассоциации русской прессы в 82 государствах мира издается около 500 печатных и электронных СМИ. Они являются своеобразным «окном» в современную Россию, каналом важной информации для миллионов выходцев из СССР.
Заключение
Рассмотрение вопросов мировой политики в контексте национальных интересов происходит на фоне глубокой трансформации всей системы международных отношений, формирования основ мироустройства XXI века. Динамичная и активная внешняя политика России призвана обеспечить непосредственное влияние нашей страны на ход этих процессов. Решение такой масштабной задачи зависит от укрепления взаимодействия России со своими партнерами на постсоветском пространстве.
За последние два года ситуация существенно изменилась: Россия восстановила свою, как об этом заявляют лидеры государств Содружества, «локомотивную» роль в СНГ. Позитивный вектор происходящих в СНГ дел связан с инициативной ролью Президента Российской Федерации В.В.Путина, его последовательностью в выстраивании подлинно равноправных отношений, уважительным отношением к своим коллегам, глубоким пониманием долгосрочных интересов народов Содружества. Следует отметить, что встречи на высшем уровне стали регулярными и носят системный характер.
Этот импульс, однако, пока недостаточно подкреплен слаженной работой государственного аппарата на всех уровнях, что влияет на состояние дел как в двустороннем взаимодействии, так и в многостороннем формате сотрудничества с этими государствами. В первую очередь это связано с отсутствием соответствующего важности задач организационного механизма, позволяющего сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решении задач по развитию отношений сотрудничества в СНГ и по периметру российских границ в целом.
Представляется, что выход из создавшегося положения возможен только на путях дальнейшей активизации политики России в отношении стран СНГ. Причем наряду с традиционными политико-дипломатическими средствами важно активно использовать такие факторы, как взаимозависимость в торгово-экономической сфере, сохраняющую плотную ткань человеческих связей, культурную, языковую и духовную общность.
Осуществлению задач по восстановлению и осовремениванию отношений со странами СНГ способствовали бы действия на следующих направлениях.
— Особое внимание должно быть уделено взаимодействию в области обеспечения безопасности, которое, наряду с торгово-экономическим сотрудничеством, является важным фактором интеграции.
— Следует сохранять дифференцированный подход к различным государствам Содружества, концентрируя ресурсы на приоритетных направлениях.
— Экономическое сотрудничество России со странами СНГ должно быть в большей степени ориентированно на нужды бизнеса. Российские компании, работающие в странах СНГ и Балтии, вправе рассчитывать на необходимую поддержку государства.
— Срочно следует повысить вклад регионов в реализацию нашей политики в СНГ в рамках приграничного сотрудничества при координирующей роли федеральных округов.
— Целесообразно активнее использовать потенциал неправительственных организаций для развития гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ.
Решение указанных задач ставит в повестку дня вопрос о создании организационного механизма, который координировал бы деятельность федеральных министерств и ведомств, регионов Российской Федерации, бизнеса, неправительственных организаций на направлении СНГ.