Представлен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Виктором Христенко и Генеральным Директором Европейской Комиссии Франсуа Ламурё
Настоящий третий доклад, представленный в рамках энергетического диалога, содержит информацию о проведении работ по темам, которые были определены на саммитах между Россией и ЕС в октябре 2001 года и в мае 2002 года.
ПРОГРЕСС, ДОСТИГНУТЫЙ В РАБОТЕ ПО СОГЛАСОВАННЫМ ТЕМАМ
1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС
На саммите в октябре 2001 года был определен перечень ряда проектов, «представляющих взаимный интерес». Это означает, что хотя решение по этим проектам останется за частным сектором и будет приниматься с учетом экономических и коммерческих соображений, а также с учетом мнения властей заинтересованных государств, необходимо содействовать их практической реализации.
Совместная группа независимых экспертов получила полномочия на проведение оценки проектов, представляющих взаимный интерес, и провела консультации с представителями крупнейших компаний топливно-энергетического сектора России и ЕС, а также со специалистами в области права, финансов и страхования. В результате проделанной работы эксперты отмечают, что проекты, которые были определены ранее как «представляющие взаимный интерес», по‑прежнему являются стратегически важными и заслуживают поддержки со стороны руководства России и ЕС.
Эксперты также рекомендуют расширить этот список, включив в него новые проекты, которые, по их мнению, могут быть включены в список потенциальных проектов, «представляющих взаимный интерес».
Для мобилизации надлежащих средств для финансирования совместная группа независимых экспертов рекомендует создать Фонд обеспечения выполнения арбитражных решений, который будет способствовать защите инвесторов и других сторон от риска необеспечения их прав по контрактам. Создание такого Фонда обеспечило бы участие соответствующих международных финансовых организаций, региональных банков, учреждений по кредитованию экспорта, властей стран-участниц, а также страховщиков и инвесторов частного сектора.
Стороны отмечают обоснованность рекомендаций совместной группы независимых экспертов о придании особого внимания осуществлению проектов, представляющих взаимный интерес, а именно проекту Северного Трансъевропейского газопровода, проекту разработки Штокмановского месторождения, комплексным проектам освоения Ямала, проекту интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», а также необходимость продолжить работу экспертов по проектам, представляющим взаимный интерес.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ
Стороны приветствуют прогресс, достигнутый в работе над Налоговым Кодексом Российской Федерации в части, касающейся Соглашения о разделе продукции (СРП).
Важным элементом совершенствования правовой базы в этой области могла бы стать работа над другими нормативными актами, процедурами разрешения споров, над доступом на иностранные рынки, над возможностью применения процедуры СРП для разработки имеющихся углеводородных запасов, а также над дальнейшим развитием механизма «органа комплексного обслуживания» для инвесторов.
С учетом важности в среднесрочном плане использования и других правовых баз, таких как концессии и совместные предприятия для инвестиций, важно обеспечить наличие соответствующего доступа к энергетическим транспортным сетям.
Важным предварительным условием для значительного увеличения инвестиций являются соответствующие правила, создающие стабильную базу обеспечения недискриминационного доступа к энергетическим транспортным сетям.
Поскольку по меньшей мере возврат капитала и эксплуатационных расходов имеет характер коммерческой необходимости для инвестиционных компаний, важно, чтобы это отражалось в ценах на энергоносители.
Применение сторонами Договора к Энергетической Хартии способствует улучшению условий для инвестиций.
3. УТВЕРЖДЕНИЯ ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ В ЕС НА ИМПОРТ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКОПАЕМОГО ТОПЛИВА
Россия неоднократно выражала озабоченность в отношении возможного юридического требования ЕС или отдельных государств-членов ограничить импорт природного газа из одного источника, не входящего в ЕС, до 30% потребляемого объема. Комиссия организовала совещание с экспертами из государств – членов ЕС, чтобы выяснить обоснованность этой озабоченности. Вывод состоит в том, что в ЕС нет такого требования по количественному ограничению импорта различных видов ископаемого топлива из России.
Стороны с удовлетворением отмечают, что 4 октября 2002 года в Брюсселе состоялась встреча официальных лиц Российской Федерации и ЕС по общим вопросам энергетических рынков и политики. Они подчеркивают, что проведение подобных консультаций является важным для содействия транспарентности энергетических рынков России и ЕС в рамках открытия их для конкуренции и для обсуждения возникающих проблем, в том числе в контексте расширения ЕС.
Российская сторона просит указать, что политика открытия рынка электроэнергии и природного газа ЕС для конкуренции не будет направлена на то, чтобы ограничить присутствие российских поставщиков на рынках ЕС.
4. ПРАВОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПОСТАВОК
Стороны отмечают важность существования прочной правовой базы и условий для регулирования, относящихся к поставкам газа из России в ЕС. Как Россия, так и ЕС признают, что долгосрочные контракты на поставки газа играли и продолжают играть важную роль в развитии европейского газового рынка благодаря предоставлению механизма распределения риска между производителями и покупателями. Они сохранят важность для финансирования новых крупных инвестиционных проектов в будущем.
По мнению Российской стороны, заключение и реализация долгосрочных контрактов на поставку газа не противоречат законодательству ЕС.
Европейская Комиссия подчеркивает, что все долгосрочные контракты должны соответствовать законодательству ЕС.
Правовая среда, созданная в контексте формирования внутреннего газового рынка ЕС, обеспечит постоянное существование таких контрактов. Однако мы отмечаем, что Комиссия предложила Совету Министров Европейского Союза принять дополнительные меры, которые в случае необходимости могли бы гарантировать существование механизма для обеспечения надежности энергопоставок в контексте расширения рынка, приобретающего все большую глобальность. Как ЕС, так и Россия подчеркивают важность достижения взаимоприемлемого решения по так называемым статьям «о месте назначения поставок», которое учитывало бы интересы России, а также закон о конкуренции ЕС и другие законные интересы ЕС.
5. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ
5 ноября 2002 года в Москве при поддержке Европейской Комиссии и российских властей открыт Центр энергетических технологий (ЦЭТ) России и ЕС.
Центр станет местом обмена идеями и информацией и посредством создания сети, объединяющей существующие отраслевые центры энергетических технологий, будет способствовать созданию более организованного механизма сотрудничества. ЦЭТ будет проводить обучение специализированных целевых групп по энергетическим технологиям, оказывать техническое содействие внедрению передовых энергетических технологий, будет заниматься распространением информации и поддержанием связей.
Основными направлениями деятельности ЦЭТ будут следующие отрасли: углеводороды, уголь и электроэнергия, возобновляемые источники энергии, энергоэффективность и энергосбережение.
Работой ЦЭТ будут руководить два содиректора, один от Европейской Комиссии, другой – от Российской Федерации. ЦЭТ является совместным проектом Правительства Российской Федерации и Европейской Комиссии.
Принципы управления, внутренней организации, функционирования, а также программа работы ЦЭТ определяются Сторонами. Реализация конкретных проектов будет осуществляться под руководством двух содиректоров. Каждая из Сторон назначает своего содиректора.
6. НАДЕЖНОСТЬ СЕТЕЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ
В рамках программы ТАСИС для России на 2003 год была определена техническая поддержка для начала согласованной совместной оценки восстановления сетей транспортировки энергоносителей и уровня необходимого финансирования. Для начала этой работы по углеводородам в рамках ТАСИС предусмотрен общий бюджет в сумме 10 млн. евро.
Для обеспечения энергетической безопасности Европейская Комиссия намерена учредить в Брюсселе наблюдательный орган, в работе которого могут принять участие представители России.
7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Были начаты технические работы по реализации важного проекта по энергетической эффективности в Калининградской области с учетом того, что в этом регионе можно обеспечить значительную экономию энергоресурсов (потенциально – до 40%). 15–16 октября 2002 года группа должностных лиц Европейской комиссии посетила Калининград для проведения оценки потребностей и разработки конкретных предложений. С целью выявления улучшений технологического, экономического и организационного характера, требующихся для сокращения энергетических потерь и оптимизации энергетической эффективности, будет рассмотрена возможность осуществления интегрированного показательного проекта, который затронет около 30 000 граждан. Проводится работа по подготовке технических спецификаций для пилотных проектов в Архангельской и Астраханской областях.
8. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ И ТОРГОВЛЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ
Будут начаты технические исследования с целью изучения физических требований, предъявляемых к взаимному подключению сетей с обеих сторон с участием Союза координации передачи электроэнергии (UCTE) от ЕС и Единой энергосистемы/Интегрированной энергосистемы (IPS/UPS) со стороны России. В исследованиях примут участие Трансъевропейские сети (TEN). Российская сторона считает, что синхронная работа является наилучшим технологическим решением.
Обе стороны считают важным провести совместный анализ потенциала торговли электроэнергией между Россией и ЕС. Если результаты этих исследований будут позитивными, то необходимо рассмотреть вопрос создания условий для недискриминационного доступа на рынки с целью содействия повышению гибкости системы и обмену электроэнергией.
Европейская Комиссия считает также необходимым рассмотреть вопросы ядерной безопасности и безопасности окружающей среды.
9. СОВМЕСТНАЯ ОЦЕНКА РЫНКА НЕФТИ
С учетом того, что ЕС является для России важнейшим внешним рынком нефти и Россия является самым важным поставщиком нефти для ЕС, очевидно, что мы должны расширять сферу нашего диалога по нефтяным вопросам с тем, чтобы изучить средства совместного обеспечения большей надежности снабжения энергоресурсами и стабильности рынка на Европейском континенте. Стороны желают усилить обмен информацией относительно рынка нефти и выражают сожаление по поводу его неустойчивости, полагая, что более активное сотрудничество, в частности, может быть обеспечено в отношении резервов.
10. ТОРГОВЛЯ ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
На двух последних Встречах на высшем уровне была достигнута договоренность о проведении переговоров для нахождения взаимоприемлемого решения вопроса о торговле ядерными материалами в соответствии со Статьей 22 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и в контексте расширения ЕС. Поэтому Еврокомиссия обратилась в Совет с просьбой о предоставлении полномочий на проведение переговоров с целью приведения ее текущей политики в отношении поставок в данной области в соответствие с настоящим положением дел.
Российская сторона считает, что целью переговоров должно стать приведение текущей политики ЕВРАТОМА в области снабжения в соответствие с межправительственными соглашениями и долгосрочными контрактами на поставку ядерных материалов из России в страны-кандидаты и обеспечение условий для распространения на торговлю ядерными материалами общего режима торговли обычными товарами.
Еврокомиссия подчеркивает важность достижения взаимоприемлемого соглашения, соответствующего положениям ЕВРАТОМА, а также необходимость обеспечения надежности и безопасности поставок в расширившийся Евросоюз. В этом контексте Еврокомиссия будет учитывать развитие ситуации на рынке.