Вносимые в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» изменения направлены на упрощение и ускорение процедуры получения потерпевшими страховых выплат и в целом учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации (в частности, необходимость установления более предпочтительных в сравнении с внедоговорными обязательствами условий реализации потерпевшим своих прав, вытекающих из страхового правоотношения, а также ответственности страховщика), изложенные в постановлении от 31 мая 2005 года №6-П и в определении от 12 июля 2006 года №377-0.
Федеральным законом, в частности, предусматривается:
уточнение понятий «страховой случай», «территория преимущественного использования транспортного средства», что исключит множественность их толкований;
право потерпевшего при наличии соответствующих условий обратиться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым заключен договор страхования ответственности (так называемое прямое возмещение убытков);
возможность при определенных условиях оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников милиции;
установление обязанности страховщика уплатить потерпевшему неустойку (пени) в случае нарушения страховщиком срока осуществления страховой выплаты в размере 1/75 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки (при этом срок рассмотрения заявления потерпевшего увеличивается с 15 до 30 дней);
установление страховой суммы в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего (сколько бы их ни было), в размере до 160 тыс.рублей (в настоящее время действует норма, в соответствии с которой размер выплаты в возмещение ущерба жизни и здоровью составляет 240 тыс.рублей на всех потерпевших);
установление фиксированной суммы страховой выплаты (135 тыс.рублей) лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае потери кормильца в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, при причинении вреда жизни потерпевшего (сложившийся в настоящее время порядок расчета сумм, выплачиваемых в связи со смертью потерпевшего, не дает возможности членам семьи получить их в полном объеме и в разумные сроки);
в целях вступления в международные системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установление обязанности застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории иностранного государства (так называемая зеленая карта);
уточнение категорий граждан (из числа инвалидов), имеющих право на компенсацию страховых премий по договору обязательного страхования;
сокращение минимального срока, на который можно заключить договор обязательного страхования: для физических лиц – с шести до трех месяцев в году (по многочисленным просьбам граждан), юридические лица могут заключать такие договоры на шесть и более месяцев в году;
уточнение положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», касающихся действия договора обязательного страхования при передаче управления транспортным средством.