Принято Владимиром Путиным и Хьелем Магне Бунневиком в Осло 12 ноября 2002 года
Российская Федерация и Королевство Норвегия,
будучи привержены дружбе, сотрудничеству, общим ценностям, доверию, открытости и предсказуемости как основе развития своих отношений в русле вековых традиций мира и добрососедства, культурной и географической общности;
движимые стремлением содействовать укреплению всеобщего мира и безопасности, демократизации международных отношений на основе общепризнанных норм международного права;
вновь подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и основываясь на положениях Хельсинкского Заключительного акта, Хартии европейской безопасности 1999 года и других документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, уставных документов Совета Европы;
придавая особое значение активному участию в многостороннем сотрудничестве в северных регионах Европы и в Арктике в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона, Совета государств Балтийского моря, Арктического совета и «Северного измерения» Европейского союза;
продолжая и развивая положения двусторонних деклараций об основах отношений между нашими странами от 1996 и 2000 годов;
заявляют:
РОССИЯ И НОРВЕГИЯ – СОСЕДИ НА СЕВЕРЕ
1. Политическое сотрудничество
Вступив в XXI век, Россия и Норвегия подтверждают стремление к укреплению предметного взаимодействия с целью формирования нового, более справедливого мирового порядка, основанного на верховенстве права, демократии, уважении прав и свобод человека, многосторонних механизмах поддержания стабильности и международной безопасности.
Стороны выступают за создание глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам, включающей многосторонние механизмы, в том числе раннего предупреждения и предотвращения возникающих угроз и адекватного реагирования на их проявления в рамках международного права при центральной координирующей роли ООН.
Стороны будут сотрудничать и вести интенсивный диалог в целях упрочения мировой стабильности, борьбы с международным терроризмом, дальнейшего развития архитектуры европейской безопасности, взаимодействуя в рамках ООН, ОБСЕ и других международных форумов.
Стороны приветствуют углубление сотрудничества в рамках Совета Россия–НАТО на основе Основополагающего акта Россия–НАТО 1997 года, Декларации глав государств и правительств России и стран НАТО, принятой в Риме 28 мая 2002 года, и будут способствовать превращению его в важную составную часть системы европейской и международной безопасности. С этой целью стороны будут расширять двусторонние контакты и предпринимать конкретные совместные меры, внося свой вклад в развитие взаимодействия России и НАТО, в частности, в таких областях, как борьба с международным терроризмом, недопущение распространения оружия массового поражения, поиск и спасание на море.
Стороны придают большое значение укреплению и дальнейшему развитию сотрудничества на региональном и местном уровне, в том числе в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона, Совета Государств Балтийского моря и Арктического совета.
Норвежская сторона приветствует продолжение российской экономической деятельности на Шпицбергене как естественной и важной части общей деятельности на архипелаге, а также новые виды такой активности.
Стороны рассматривают «Северное измерение» Европейского союза как важный механизм интеграции на севере континента. В случае если он будет сосредоточен на решении проблем, связанных с устойчивым экономическим и социальным развитием, охраной окружающей среды, борьбой с организованной преступностью, дальнейшим развитием сотрудничества в области здравоохранения, а также на других вопросах, требующих широкого регионального сотрудничества, то «Северное измерение» будет способствовать преодолению остающихся барьеров и недопущению возникновения новых разделительных линий на Севере Европы, равно как и на всем континенте.
2. Торговля, экономика и экономическое сотрудничество
Стороны с удовлетворением отмечают позитивное развитие торгово-экономического, инвестиционного и регионального сотрудничества между Россией и Норвегией и подтверждают свое стремление к дальнейшему его развитию.
Стороны придают большое значение деятельности Межправительственной Российско-Норвежской комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству и рассматривают ее как действенный механизм расширения торгово-экономического, инвестиционного и инновационного сотрудничества.
Стороны одобрительно относятся к намерению российских и норвежских кругов создать Экономический форум России и Норвегии и считают, что его образование может стать существенным дополнением к работе Межправительственной Российско-Норвежской комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству по поиску новых форм сотрудничества и обмену опытом.
Стороны убеждены в том, что скорейшее присоединение России к ВТО создаст условия для более органичной интеграции России в глобальное экономическое пространство, что, в свою очередь, углубит экономические отношения между Россией и Норвегией.
Стороны констатируют определенный прогресс в двусторонних переговорах между Россией и Норвегией о присоединении России к ВТО и намерены продолжать их в конструктивном ключе.
Стороны считают, что в 2002 году предприняты важные шаги в работе ВТО по присоединению России к этой организации.
Являясь членом Рабочей группы по присоединению России к ВТО, Норвегия будет содействовать процессу присоединения России к этой организации в соответствии с нормами и правилами ВТО.
3. Энергетика
Россия и Норвегия как ведущие производители и экспортеры энергетических ресурсов отмечают важность активизации двустороннего энергодиалога.
Этот диалог будет, в частности, включать общие вопросы нефтегазовой отрасли в обеих странах, вопросы, связанные с энергетической политикой и законодательством, развитием нефтяного и газового рынка, с предотвращением разливов нефти, безопасностью, экологические аспекты, относящиеся к нефтегазовой отрасли, а также деятельность в рамках энергосбережения и меры в связи с сохранением климата.
Стороны в рамках этого диалога также намерены:
развивать двустороннее сотрудничество в области энергетики на взаимовыгодной основе;
содействовать коммерческому сотрудничеству в энергетическом секторе, активизируя взаимодействие между российскими и норвежскими компаниями в области разведки, производства, переработки и транспортировки нефти и газа, а также в реализации совместных проектов;
способствовать осуществлению совместных мероприятий по укреплению таких областей, как техническая безопасность и охрана окружающей среды, в том числе предотвращение разливов нефти;
способствовать научно-техническому и деловому сотрудничеству в области использования нетрадиционных видов энергии, энергосберегающих и экологически чистых технологий;
углублять сотрудничество в области передовых технологий и оборудования для добычи нефти и газа на шельфе и на суше в условиях Севера;
приветствовать участие норвежских компаний в освоении Штокмановского месторождения;
создать условия для взаимодействия поставщиков для нефтегазовой индустрии двух стран.
В целях продвижения данных инициатив Стороны признают важность возможного участия в энергодиалоге также представителей энергетического сектора экономики, включая частные и государственные компании. На основе договоренностей, заключенных между министерствами энергетики и природных ресурсов Российской Федерации и Министерством нефти и энергетики Королевства Норвегия, созданы рамочные условия для дальнейшего расширения энергодиалога, в том числе с участием представителей хозяйствующих субъектов и других заинтересованных организаций. Для выработки предложений о конкретных направлениях и формах этого сотрудничества Стороны создадут соответствующую рабочую группу.
Стороны намерены обсуждать энергетическую проблематику в ходе будущих двусторонних встреч, включая соответствующие вопросы в общую повестку двусторонних консультаций на всех уровнях.
Стороны признают важность активного участия в энергетических проектах в рамках Баренцева и Балтийского сотрудничества.
4. Окружающая среда, ядерная безопасность и сотрудничество в проведении спасательных операций
Россия и Норвегия подчеркивают важность дальнейшего развития широкого сотрудничества в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе ядерной безопасности, прежде всего в районах Крайнего Севера и Арктики, и необходимость максимально возможного использования в этих целях механизмов двустороннего сотрудничества в рамках Соглашения между Российской Федерацией и Королевством Норвегия в области охраны окружающей среды от 3 сентября 1992 года и многостороннего сотрудничества в рамках международных конвенций, организаций и форумов.
Сотрудничество на двусторонней основе осуществляется на территории Архангельской и Мурманской областей, Республики Карелия, Ненецкого автономного округа и координируется Смешанной российско-норвежской комиссией в области охраны окружающей среды по следующим направлениям:
предотвращение радиоактивного загрязнения;
развитие «чистого производства»;
охрана природы и сохранение биологического разнообразия;
сохранение природного и культурного наследия;
управление экосистемами суши и морскими экосистемами, включая обмен данными о проведенных оценках возможных последствий деятельности, опасной для окружающей среды. Стороны продолжат работу в рамках общей группы по дальнейшему развитию этого взаимодействия;
предотвращение аварийных разливов нефти, борьба с нефтяными загрязнениями, совершенствование обмена информацией о транспортировке нефти.
Стороны придают также большое значение многостороннему сотрудничеству в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона, Арктического совета и Природоохранного партнерства «Северного измерения» ЕС. Стороны признают важность реализации Плана действий Арктического совета по устранению загрязнения Арктики и защите арктического региона от загрязнения.
Стороны отмечают важность двустороннего и многостороннего сотрудничества на Северо-Западе России в области утилизации атомных подводных лодок, обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Стороны констатируют, что взаимодействие в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота в северном регионе, и повышения ядерной и радиационной безопасности от 26 мая 1998 года развивается удовлетворительно, и совместная российско-норвежская комиссия, созданная для координации и контроля за выполнением данного Соглашения, успешно функционирует. Между соответствующими министерствами и организациями России и Норвегии налажены тесные контакты. В этой связи Стороны совместно с другими партнерами продолжат работу, направленную на заключение Соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР).
Стороны согласились с тем, что любая транспортировка ядерных материалов должна осуществляться в соответствии с международными стандартами, обеспечивающими высокий уровень безопасности.
Стороны подчеркивают важность продолжения работы над механизмом оповещения о серьезных авариях и поисково-спасательных операций, инициированной Правительствами, принявшими 29 сентября 2000 года Заявление и Меморандум.
5. Управление ресурсами. Рыболовство
Стороны осознают совместную ответственность за устойчивое управление рыбными ресурсами, сосредоточенными в морских регионах, охватываемых соглашениями по рыболовству от 11 апреля 1975 года и 15 октября 1976 года, и подтверждают свое намерение и в дальнейшем руководствоваться этими соглашениями, а также отмечают необходимость сохранения на долгосрочную перспективу созданных в данной сфере механизмов управления рыбными ресурсами, прежде всего в рамках Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны придают большое значение дальнейшему развитию тесного взаимодействия по управлению рыбными ресурсами, контролю за их использованием и исследованиям. Стороны согласились содействовать обеспечению условий для проведения важных для обеих стран исследований и признают основополагающее значение сотрудничества в проведении исследований для устойчивого управления рыбными ресурсами.
Стороны подчеркивают, что установление общих квот на совместные запасы должно базироваться на научно обоснованных рекомендациях, в том числе соответствующих международных организаций.
Стороны приветствуют значительный рост торгово-экономического сотрудничества в области рыбного хозяйства и намерены поощрять российские и норвежские инвестиции в морозильные установки, предприятия по товарному выращиванию, добыче и переработке рыбы в северных районах.
Стороны и в дальнейшем будут стремиться к совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы в области рыболовства.
6. Разграничение в Баренцевом море
Стороны придают большое значение скорейшему заключению соглашения о линии разграничения морских пространств в Баренцевом море. Они выражают взаимное удовлетворение значительным прогрессом, достигнутым в работе по достижению этой цели. Они намереваются продолжить усилия на базе комплексного подхода, охватывающего все соответствующие элементы, включая рыболовство, разведку и разработку углеводородного сырья, оборонные интересы.
Такое соглашение должно быть взаимовыгодным и открыть новые возможности для сотрудничества в районе разграничения. Общий положительный эффект, который будет достигнут таким образом, должен, в частности, содействовать социальному и экономическому развитию прилегающих регионов.
Соглашение должно еще более укрепить сотрудничество в области рыболовства в рамках соглашений по рыболовству от 11 апреля 1975 года и 15 октября 1976 года. Стороны продолжат работу над возможными параметрами сотрудничества в разведке и разработке углеводородного сырья в районе разграничения. Они согласны с тем, что эти параметры должны учитывать другие виды деятельности, которые могут быть затронуты, а также оборонные интересы.
Стороны также с удовлетворением отмечают тесное взаимодействие между ними по вопросам определения внешних границ континентального шельфа.
7. Связи в военной области
Россия и Норвегия будут стремиться к расширению и углублению сотрудничества в военной области и в области политики безопасности. Они высоко оценивают регулярные предметные консультации по данным вопросам.
Стороны отмечают хорошее взаимодействие в рамках плана совместных военных мероприятий. Стороны продолжат конструктивный двусторонний диалог между министерствами обороны на различном уровне, органами военного управления и военно-учебными заведениями.
Стороны подчеркивают важность тесного сотрудничества в области экологической безопасности в Арктике в рамках программы АМЕК. Стороны будут работать над продолжением и укреплением этого сотрудничества.
8. Человеческое измерение. Культура, здравоохранение, образование, научные исследования, дети и подростки
Стороны обсудят возможности создания «Российско-норвежского экспертного форума», призванного укрепить и расширить диалог между российским и норвежским обществом во всех областях человеческого измерения. В этом форуме будут представлены эксперты государственных органов, ученые, видные деятели культуры, представители СМИ, неправительственных организаций, деловых кругов, заинтересованные граждане. Форум станет местом неформального общения в таких сферах, как экономическое и социальное развитие, безопасность общества, равноправие полов, проблемы детей и подростков, культура, образование, научные исследования, этические проблемы. Роль координаторов деятельности форума будет возложена на министерства иностранных дел, а практическая организация сессий будет осуществляться различными министерствами и ведомствами в зависимости от конкретной тематики каждого мероприятия.
Сотрудничество между Сторонами в сфере человеческого измерения будет основываться на соблюдении принципа недискриминации, в том числе по признаку пола. При этом Стороны будут обеспечивать реализацию европейских норм и стандартов в области прав человека в отношении российских граждан, на законных основаниях находящихся на территории Королевства Норвегия, и норвежских граждан, на законных основаниях находящихся на территории Российской Федерации.
Культура
Стороны будут на основе взаимности и в соответствии с национальным законодательством содействовать углублению сотрудничества между органами власти, учреждениями и отдельными представителями в области культуры. С этой целью они будут поощрять взаимные визиты делегаций, поездки творческих коллективов и отдельных представителей различных областей культуры (музыки, танца, театра, кинематографии, изобразительного искусства, литературы), а также их участие в фестивалях и других культурных мероприятиях, организуемых Сторонами.
Они будут содействовать сотрудничеству между архивами, музеями, библиотеками, а также обменам специалистов в этих областях.
Особое внимание будет уделено подготовке и проведению крупной культурно-исторической выставки «Россия–Норвегия. Сквозь века и границы», которая будет показана в Осло в 2004 году и в Санкт-Петербурге в 2005 году.
Стороны согласны в том, что трехсотлетний юбилей города Санкт-Петербурга в 2003 году станет важным этапом для сотрудничества между государствами региона Балтийского моря, в том числе России и Норвегии, и одновременно демонстрацией сотрудничества в рамках «Северного измерения».
Стороны намерены расширять культурные связи на уровне регионов, включая северные, где будут предприниматься совместные шаги по улучшению условий жизни и развитию культуры коренных народов Севера.
Здравоохранение
Россия и Норвегия продолжат тесное сотрудничество в борьбе с распространением инфекционных заболеваний и прежде всего таких, как ВИЧ/СПИД и туберкулез. При этом особое внимание будет уделено проведению комплекса мер по охране здоровья в местах заключения и борьбе с лекарственно устойчивыми формами туберкулеза. Будет развиваться сотрудничество по профилактическим направлениям здравоохранения, уменьшению зависимости от вредных привычек, связанных с образом жизни, передовым методам диагностики и лечения болезней, в том числе с использованием возможностей телемедицины.
Укрепление и охрана материнства и детства будет основным приоритетом во взаимодействии двух стран в сфере здравоохранения.
Образование, научные исследования
Стороны предпримут меры для активизации сотрудничества в области образования, в том числе между коренными народами, и реализации в полном объеме имеющихся двусторонних договоренностей в этой сфере.
В рамках сотрудничества в области высшего, среднего профессионального образования и общего среднего образования они будут поощрять изучение истории, культуры и языков обоих государств, а также осуществлять обмен студентами, преподавателями и стажерами по этим специальностям.
Стороны придают большое значение развитию прямых партнерских связей между школами, в том числе по линии органов управления образованием Северо-Запада России и северонорвежских губерний.
Стороны будут развивать сотрудничество в области применения информационных и коммуникационных технологий в учебных заведениях и для дистанционного обучения.
Они будут поощрять обмен делегациями и специалистами в области образования и науки, а также взаимное участие в образовательных и исследовательских программах и работе организаций другого государства, контакты между институтами, университетами и исследовательскими центрами. Особое внимание будет уделяться образовательному и научному сотрудничеству в области медицины, рыболовства, охраны окружающей среды, экономики, полярных и космических исследований.
Россия и Норвегия будут развивать и укреплять российско-норвежское сотрудничество в исследованиях Арктики, в частности, на основе хороших условий для таких исследований, которые имеются на Шпицбергене, и функционирующего там международного научного сообщества.
Стороны будут содействовать развитию сотрудничества в области повышения квалификации, включая подготовку молодых руководителей для государственных и предпринимательских структур.
Дети и подростки
Придавая важное значение условиям жизни детей и подростков, Стороны будут далее развивать эффективное взаимодействие в области детской и молодежной политики. Важной основой этого сотрудничества является Конвенция ООН о правах ребенка. Стороны будут инициировать проведение совместных мероприятий, содействовать развитию прямых обменов молодежью и поощрять сотрудничество между молодежными центрами.
Стороны будут вести работу, нацеленную на взаимное придание первоочередного значения профилактическим мероприятиям, направленным на детей и молодежь, находящихся в особо тяжелых условиях. В случае возникновения ситуаций, нарушающих права ребенка, – незаконный вывоз детей за границу с преступными целями; вовлечение в проституцию, попрошайничество, совершение краж; туризм с целью сексуальной эксплуатации детей; похищение ребенка одним из родителей, ранее состоявших в смешанном браке; жестокое обращение с ребенком как объектом международного усыновления – Стороны обязуются действовать прежде всего в интересах ребенка, ставшего жертвой противоправных действий. Стороны предпримут все необходимые меры для предотвращения посягательств на детей и молодежь и предпримут предписанные уголовным законодательством действия против покушающихся и других лиц, эксплуатирующих детей и молодежь.
Российская Федерация и Королевство Норвегия, стремясь к дальнейшему развитию сотрудничества между нашими странами и народами, убеждены, что настоящее Заявление придаст двустороннему взаимодействию важный импульс, расширит его рамки и послужит дополнительным фактором укрепления добрососедства российского и норвежского народов в XXI веке.