27 июня 2002 года, Кананаскис
Новый акцент на образовании для всех
В апреле 2000года в Дакаре, Сенегал, состоялась встреча представителей мирового сообщества с целью дать оценку прогресса в деле решения важнейшей задачи обеспечения образования для всех, сформулированной десять лет назад в Джомтьене. На этой встрече был достигнут консенсус в отношении необходимости достижения шести всеобъемлющих целей:
совершенствование системы дошкольного воспитания и образования;
обеспечение качественного бесплатного и обязательного начального образования для всех к 2015году;
обеспечение равного доступа к программам обучения практическим жизненным навыкам;
повышение на 50% уровня грамотности среди взрослого населения к 2015году;
ликвидация полового неравенства в начальных и средних учебных заведениях к 2005году;
всестороннее повышение качества образования.
На Генуэзской встрече на высшем уровне в июле 2001года мы подтвердили наше обязательство оказывать помощь странам в достижении этих целей, уделяя при этом особое внимание обеспечению всеобщего начального образования (ВНО) и равного доступа для девочек–двум задачам, нашедшим также отражение в Международных целях развития, которые изложены в Декларации тысячелетия ООН 2000года.
Мы поручили целевой группе старших должностных лиц провести консультации с развивающимися странами, соответствующими международными организациями и другими заинтересованными сторонами, с тем чтобы подготовить предложения в отношении того, каким образом «Группавосьми» может оказать наиболее эффективную помощь в достижении этих целей.
ДОКЛАД ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ «ВОСЬМЕРКИ» ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Почему образование для всех?
Образование– это основа высокого уровня жизни и демократических обществ. Оно является важным долгосрочным вложением в обеспечение мира и развития. Мы вновь заявляем о важности грамотности, умения считать и учебы и о нашей поддержке инициативы в отношении образования для всех (ОДВ).
Число неохваченных образованием по‑прежнему слишком велико
Более 100млн детей во всем мире не посещают школу, причем 60процентов из них– девочки. Один из четырех детей не заканчивает пятилетнего курса базового образования. Около 1млрдвзрослых – неграмотны. Почти все эти люди живут в развивающихся странах. Проблему усугубляют ВИЧ/СПИД и вооруженные конфликты.
Достижение поставленных нами целей под угрозой срыва
Более чем в 30странах не обеспечивается решение задачи охвата населения всеобщим начальным образованием к 2015году. При сохранении нынешних тенденций в 2015году 75процентов детей, не посещающих школу, будут проживать в Африке. Однако одного лишь зачисления в школу недостаточно. Для обучения базовым навыкам чтения и счета необходимы по меньшей мере пять лет качественного школьного образования. Получение качественного начального образования– это показатель успеха, однако почти в 90странах не обеспечивается решение этой задачи.
В35странах не обеспечивается решение задачи достижения к 2005году равенства полов в начальных и средних учебных заведениях.
ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ
Мы проанализировали трудности, стоящие на пути обеспечения ОДВ, и нами был сделан ряд выводов в отношении:
необходимости целенаправленных действий самих развивающихся стран;
принятия соответствующих мер развитыми странами;
необходимости совершенствования оценки.
ПЕРВЫМ ШАГОМ ДОЛЖНО СТАТЬ ПРИНЯТИЕ САМИМИ РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ РЕШЕНИЯ О ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Целенаправленная политика на уровне стран, обеспечение адекватного внутреннего финансирования и разработка эффективных стратегий развития образования составляют основу обеспечения ОДВ.
а) Необходимым условием является наличие политической воли:
Страны, успешно решившие задачу охвата населения всеобщим начальным образованием или уверенно продвигающиеся вперед в данном направлении, добились этого благодаря решительному политическому руководству, эффективному управлению, прозрачности и твердой целенаправленной политике по искоренению нищеты, одной из первоочередных задач которой является обеспечение начального образования. Такая политическая воля была отражена в прозрачных национальных бюджетах вплоть до уровня местных властей и эффективных системах управления государственными расходами, которые обеспечивают доведение ресурсов до уровня школьных классов, и создают основу для вовлечения в этот процесс местных властей и их подотчетность.
Обеспечение ресурсами должно быть адекватным:
Для обеспечения ВНО развивающиеся страны должны выделять на образование значительную долю средств, получаемых из их внутренних источников. Согласно исследованиям Всемирного банка страны, успешно продвигающиеся вперед в деле обеспечения пятилетнего ВНО, расходуют на образование около 20процентов своего текущего бюджета, причем половина этих средств направляется на начальное образование.
Национальные планы развития образования должны быть направлены на решение вопросов доступа, равенства и качества:
Ответственность за разработку и осуществление эффективных планов развития образования должна по‑прежнему лежать на правительствах развивающихся стран. Действенность этих планов выше, если они являются частью более широкой национальной стратегии искоренения нищеты. Активное участие в разработке и осуществлении планов развития образования должны принимать местные общины, частные структуры и неправительственные организации.
Национальные планы развития образования должны быть нацелены на обеспечение доступа для всех. Однако особое внимание следует уделять девочкам.
В очень многих странах улучшение условий для образования девочек отнюдь не является приоритетом. В планах стран, где отмечается существенное неравенство полов, должны быть предусмотрены конкретные меры по решению проблем, связанных с образованием девочек. Качество этих мер должно быть решающим фактором при оценке национальных планов развития образования. Усилия ЮНИСЕФ и других учреждений системы ООН, направленные на расширение доступа девочек к образованию и обеспечение равенства полов также должны быть поддержаны.
Национальные планы развития образования должны предусматривать меры в интересах детей, находящихся в неблагоприятном положении.
Дети, пострадавшие от СПИДа. В настоящее время насчитывается более 13млн детей, лишившихся родителей из‑за СПИДа, и их число, как ожидается, достигнет к 2010году 35миллионов. Необычность ситуации, в которой оказались дети, лишившиеся родителей из‑за СПИДа, потребует неординарных, зачастую уникальных решений. Важную роль в этом могут сыграть общинные группы.
Работающие дети. По оценкам, 300млн мальчиков и девочек работают. Для некоторых работающих детей неформальное образование– единственное средство обеспечить их доступ к знаниям. Для ликвидации наихудших форм детского труда и возвращения работающих детей в школы необходимы более решительные меры. Мы приветствуем усилия МОТ в этом отношении.
Дети с особыми потребностями. Система образования должна охватывать всех. Дети с особыми потребностями не должны оставаться за рамками системы образования. Внастоящее время в развивающихся странах в системе образования обучается менее 2процентов детей-инвалидов.
Дети, пострадавшие от конфликтов. Особые усилия необходимо предпринять для решения проблем детей в раздираемых войной обществах и постконфликтных ситуациях, в том числе проблемы социальной реинтеграции детей-солдат.
Дети в сельских районах. Цели достижения равенства и широкомасштабного развития требуют уделения внимания обеспечению начального образования в сельских районах, даже несмотря на связанные с этим относительно высокие издержки.
Существенно важное значение имеет повышение качества.
Национальные планы развития образования должны быть ориентированы на достижение конкретных результатов. Дети должны заканчивать школу, а не просто быть зачисленными в начальные классы. Совершенствование методики преподавания и учебных программ и обеспечение разумного числа учащихся в классах имеют решающее значение для сокращения высоких показателей числа детей, бросающих школу и остающихся на второй год. Во многих странах этого удастся добиться лишь тогда, когда зарплата учителей с учетом экономических возможностей будет поднята до уровня, который она составляет в странах, успешно решающих задачу обеспечения ВНО.
Программы подготовки учителей могут помочь свести к минимуму противоречия между расширением доступа и повышением качества. Способствовать этому могут и технологические достижения. Весьма многообещающей в этом смысле является расширенная программа подготовки учителей на основе соответствующего использования информационных технологий. Важную работу по повышению роли технологий в сфере образования проводит Группа по возможностям цифровых технологий.
Повышению качества национальных планов развития образования способствуют также увязывание и взаимодополнение программ начального, среднего, высшего образования и профессионально-технической подготовки.
Необходимость учета в системах образования последствий ВИЧ/СПИДа.
В национальных планах развития образования необходимо признать и учитывать последствия ВИЧ/СПИДа для профессии учителя и учебного процесса в школах. В некоторых наиболее пострадавших странах по причине ВИЧ/СПИДа приходится нанимать на 20–60процентов больше учителей. Важным вкладом в эти планы может стать оказание странам технической помощи в решении проблем, связанных с негативным влиянием ВИЧ/СПИДа на предложение, спрос и качество образования, в том числе с влиянием на учителей.
Система образования страны может сыграть конструктивную роль в подготовке населения к борьбе с этим заболеванием и в конечном итоге к обузданию ее катастрофического распространения. Существенная роль в повышении значимости профилактических мер отводится учителям. В этих обстоятельствах особую важность имеет соответствующая подготовка преподавательского состава.
Ответственность за разработку эффективных планов развития образования и выделение необходимых средств лежит на правительствах развивающихся стран. Важнейшее значение имеют политика и прозрачность бюджетов.
С точки зрения объема ресурсов, выделяемых на цели начального образования, развивающиеся страны должны следовать примеру стран, успешно решающих задачу обеспечения всеобщего начального образования.
Национальные планы развития образования должны носить всеобъемлющий характер и предусматривать решение задач обеспечения доступа, равенства и качества, а также учет вопросов начального образования в рамках общей политики в области образования.
ПРИНЯТИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ МЕР РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ
Для достижения целей ОДВ необходимо эффективное доведение помощи до места назначения, увеличение и предсказуемость финансовой поддержки стран, проводящих рациональную политику в этой области, и согласованная работа по организации усилий международного сообщества.
а) Эффективное оказание помощи на местах:
Сотрудничество в целях развития все в большей степени начинает основываться на национальных стратегиях борьбы с нищетой и– в рамках этих стратегий– на общесекторальных программах в таких областях, как образование. Эти секторальные подходы, требующие оказания более скоординированной донорской поддержки при ведущей роли развивающихся стран, зачастую значительно улучшают перспективы достижения позитивных результатов в области развития.
Мы обязаны координировать нашу деятельность на местах по поддержке осуществления стратегий развивающихся стран.
Мы считаем, что предпочтительными средствами осуществления нашей скоординированной деятельности являются национальные стратегии борьбы с нищетой, разработанные и реализуемые самими странами, и общесекторальные подходы.
Мы выступаем за ускорение разработки согласованных оперативных процедур для увеличения эффективности помощи.
Мы отмечаем, что некоторые доноры мобилизуют средства или оказывают бюджетную поддержку в интересах дальнейшего снижения административных расходов в странах, в которых хорошо налажено общее управление и имеются эффективные и прозрачные системы управления финансами.
Выделение средств на цели ОДВ:
В апреле 2000 года в Дакаре правительства «восьмерки» решили, что «ни одна страна, предпринимающая серьезные целенаправленные действия по обеспечению образования для всех, не будет при достижении этой цели сталкиваться с проблемами, обусловленными отсутствием ресурсов».
В марте 2002 года руководители стран мира поддержали Монтеррейский консенсус, устанавливающий новые отношения партнерства между развитыми и развивающимися странами на основе взаимной ответственности и подотчетности. Он открывает возможности для достижения позитивных и конкретных результатов в области развития путем увязывания увеличения объема помощи со стороны развитых стран с повышением ответственности развивающихся стран.
Монтеррейский консенсус ознаменовал также выделение дополнительных ресурсов странам, предпринимающим целенаправленные действия по борьбе с нищетой. Страны– члены «Группы восьми» совместно с другими донорами объявили о значительном увеличении своей финансовой помощи странам, проводящим в этой области эффективную политику. Эти ресурсы дополнят средства, предоставляемые в рамках инициативы в отношении беднейших стран с большой задолженностью (ХИПК), которая уже позволила высвободить для сектора образования значительные ресурсы на местах.
В апреле 2002 года Комитет по развитию Всемирного банка и Международного валютного фонда утвердил План действий, подготовленный Всемирным банком в целях ускорения прогресса в деле обеспечения ОДВ. В Плане действий признается, что на данный момент самым крупным источником ресурсов для ОДВ должны являться сами развивающиеся страны. Одновременно в нем делается вывод о том, что для достижения целей ОДВ необходима также мобилизация большого объема дополнительных внешних средств. Значительную часть такой помощи необходимо направить странам Африки.
В основе Плана действий лежит предложение оказывать активное содействие тем странам, которые проводят решительную целенаправленную политику по развитию образования и имеют эффективные системы управления государственными расходами. Этоважная инициатива по обеспечению ОДВ, которая способствует практической реализации Монтеррейского консенсуса. Принимаемые нами меры должны обеспечить охват всех детей без исключения.
Мы признаем, что в системе базового образования существенное место занимают текущие расходы.
Мы существенно усилим поддержку со стороны наших двусторонних учреждений по оказанию помощи для развития базового образования в странах, которые проводят решительную целенаправленную политику в отношении этого сектора и обеспечивают соответствующие финансовые ресурсы. Каждый донор из числа стран «Группы восьми» будет информировать о предпринимаемых им шагах.
Мы призываем Всемирный банк и региональные банки развития оказать дополнительную поддержку тем странам, которые предпринимают целенаправленные действия по развитию образования и обеспечению равенства полов и уже реально добились или добиваются серьезных успехов в области эффективного управления. Мы доведем эту позицию до сведения руководящих советов данных организаций.
Мы рассматриваем предложение Всемирного банка об оказании дополнительного содействия наиболее успешно продвигающимся к достижению целей ОДВ странам в качестве поощряющего первого шага по мобилизации финансовых ресурсов для стран, проводящих целенаправленную политику по обеспечению ОДВ и добивающихся в этой области существенных успехов.
Мы активизируем уже предпринимаемые нами усилия для наращивания потенциала в тех развивающихся странах, которые еще не могут претендовать на получение такой помощи, уделяя при этом особое внимание странам с большим числом детей, не посещающих школу.
Мы ускорим восстановление систем образования в странах, пострадавших от конфликтов.
Усиление координации международных действий:
На международном уровне имеется целый ряд учреждений, занимающихся вопросами обеспечения ОДВ. Возможно, наиболее важную роль среди них играют Всемирный банк и ЮНЕСКО.
В настоящее время Всемирный банк активно работает над реализацией своего Плана действий по обеспечению ОДВ, что отражает решительную поддержку, которую он получил от международного сообщества на заседании Комитета по развитию в апреле 2002года.
ЮНЕСКО продолжает играть ту координирующую роль, которую ее просили взять на себя на Дакарской конференции, включая проведение ежегодного совещания группы высокого уровня в составе министров, представителей неправительственных организаций, различных учреждений и развивающихся стран в целях оказания политической поддержки деятельности по обеспечению ОДВ.
Мы поддерживаем более тесное сотрудничество между Всемирным банком и ЮНЕСКО в продвижении процесса ОДВ.
Более конкретно мы предлагаем:
— чтобы Группа ЮНЕСКО высокого уровня по вопросам образования для всех продолжала проводить свои ежегодные совещания для общего политического руководства и подтверждения важности деятельности по обеспечению ОДВ;
— чтобы сразу же после совещания Группы высокого уровня было проведено совещание консультативной группы доноров в целях определения «узких мест», требующих внимания доноров;
— чтобы обе группы в своей работе опирались на данные и результаты анализа, приводимые в докладе о прогрессе в обеспечении ОДВ в мире (см.ниже), качество подготовки которого продолжает повышаться.
НЕОБХОДИМО УЛУЧШИТЬ СИСТЕМУ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ
Необходимым элементом процесса ОДВ является высококачественный, независимый, ежегодный доклад, содержащий самую полную информацию и аналитические материалы. Существующие средства оценки прогресса в области достижения целей ОДВ, выявления передового опыта и обеспечения отчетности о полученных результатах требуют дальнейшего совершенствования.
Основные учреждения, включая Институт статистики ЮНЕСКО и Всемирный банк, работают вместе над повышением качества и оперативности статистических данных по вопросам образования, улучшении их обработки, а также улучшением подготовки ежегодного доклада. В докладе будут использованы данные Всемирного банка, Института статистики ЮНЕСКО, развивающихся стран и полученные из других источников.
Существенные усилия должны предприниматься самими развивающимися странами, которые обладают неодинаковым и зачастую слабым потенциалом в области сбора, обработки и анализа данных о посещаемости школ и успеваемости учащихся. Необходимо обеспечить более значимую политическую поддержку работе по сбору статистических данных и долгосрочным мерам по созданию соответствующей инфраструктуры.
Мы призываем Институт статистики ЮНЕСКО и Всемирный банк продолжать работу над подготовкой высококачественного ежегодного доклада на основе наиболее полных данных, полученных от правительств стран, Всемирного банка и из других источников.
Доклад должен служить основой для принятия на международном уровне скоординированных мер Группой высокого уровня и консультативной группой доноров.
Мы призываем международные учреждения, занимающиеся сбором данных по вопросам образования, усилить координацию своей деятельности, чтобы свести к минимуму расходы развивающихся стран и повысить качество и согласованность данных в области образования.
Важное значение для достижения реального прогресса в области обеспечения ОДВ имеет надежная система оценки и проверки. Доноры должны помочь развивающимся странам создать необходимый институциональный потенциал.