Принято в Москве 17 мая 2001 года
Мы, руководители Российской Федерации и Европейского союза, собравшиеся в Москве на седьмую встречу на высшем уровне со времени вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вновь подтверждаем особую важность, которую мы придаем укреплению нашего долгосрочного стратегического партнерства, основанного на принципах демократии, уважения прав человека, верховенства права и рыночной экономики. Нашей целью является содействие экономическому росту и процветанию, социальному развитию, чистоте окружающей среды и укреплению безопасности и стабильности в Европе на основе общих ценностей.
Со времени последней встречи на высшем уровне Россия – ЕС в Париже 30 октября 2000 года мы еще больше развили и интенсифицировали наши диалог и сотрудничество. Это позволило нам сосредоточить нашу общую повестку дня на ряде ключевых приоритетов. В их число входят диалог и сотрудничество по вопросам безопасности, стимулирование торговли и капиталовложений, развитие сотрудничества в контексте энергетического диалога, расширение нашего диалога по вопросам юстиции и внутренних дел и укрепление сотрудничества в области экологии и ядерной безопасности, а также в сфере науки и технологий. Встреча в Стокгольме 23 марта 2001 года Президента Российской Федерации с главами государств и правительств Европейского союза придала новое измерение нашему диалогу на самом высоком уровне.
Прогресс, достигнутый в России в области рыночных реформ, должен открыть новые широкие возможности. В связи с этим весьма важны усилия России по интеграции в мировую экономику и созданию необходимых конкурентных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Мы считаем, что применение международных норм и правил, в особенности действующих в ВТО, и полное осуществление СПС являются ключевыми элементами в сближении наших экономик.
Мы согласны в том, что в современном демократическом государстве необходимо сильное гражданское общество. Продолжающееся развитие независимых СМИ – краеугольный камень демократических обществ. Свобода печати и плюрализм в СМИ являются важнейшими демократическими принципами и базовыми ценностями для подлинного партнерства Россия–ЕС.
Мы согласились в том, что необходимым и неотложным является нахождение политического решения в Чечне при уважении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Российская сторона информировала об усилиях по созданию и укреплению органов власти, обеспечению прав граждан, социальной реабилитации населения, решении экономических проблем в Чечне. Мы отметили работу, проведенную по линии экспертов Совета Европы, высказались за скорейшее возвращение в Чечню Группы содействия ОБСЕ. Российская сторона подтвердила готовность к сотрудничеству с ЕС в том, что касается программ гуманитарной помощи Чечне.
Мы с удовлетворением отмечаем продолжение диалога в рамках структур СПС о последствиях расширения ЕС и желание Сторон рассматривать возникающие в этом контексте вопросы, включая перемещение людей, товаров и услуг между расширившимся ЕС и Россией. Мы вновь подтверждаем, что расширение ЕС должно привести к увеличению объемов экономической деятельности между Россией и вступающими странами, а также расширившимся ЕС в целом.
Мы приветствуем позитивные итоги 2-й министерской конференции по «Северному измерению» и считаем важными реализацию конкретных проектов в рамках «Северного измерения», включая региональное и трансграничное сотрудничество, а также обеспечение их адекватной финансовой поддержки на национальном и международном уровне. Мы поддерживаем развитие «электронного Северного измерения». Мы будем активно развивать «Арктическое окно» и работать в направлении более эффективной координации между существующими структурами сотрудничества в регионах Балтийского моря и Арктики, включая Совет государств Балтийского моря и Совет Баренцева/Евроарктического региона.
Мы взяли на себя обязательство способствовать развитию Калининградской области. Как говорится в докладе КЕС по Калининграду, в рамках СПС потребуется рассмотреть такие вопросы, как перемещение людей и товаров, энергетика, а также рыболовство, имея в виду последующую выработку практических договоренностей с должным учетом законодательства Сообщества. Вовлечение будущих государств-членов в процесс нахождения практических решений для Калининграда является важным и должно поощряться.
Мы вновь подтверждаем свою приверженность развитию более тесного диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе. Ссылаясь на общее Совместное заявление и конкретную Совместную декларацию об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе, принятые на встрече на высшем уровне Россия–ЕС 30 октября 2000 года, мы согласились углублять наше партнерство. Мы сделали вопросы внешней политики и безопасности постоянным пунктом повестки дня встреч в рамках политического диалога ЕС–Россия на всех уровнях, включая высший политический.
В рамках форумов для политического диалога ЕС будет информировать Россию о развитии событий в вопросах ЕПБО, а Россия будет информировать ЕС о развитии ее политики безопасности и обороны и ее реализации. Мы будем полностью использовать имеющиеся форматы для диалога и сосредоточения внимания на субстантивных вопросах, являющихся предметом общей озабоченности в области политики безопасности. Встречи на уровне старших должностных лиц будут использоваться в качестве основного формата интенсификации диалога по вопросам политики безопасности, включая проработку Евросоюзом вопросов военного и гражданского управления кризисами. Мы пришли к выводу, что сотрудничество должно продолжаться и развиваться постепенно и структурированно.
Управление кризисами в Европе, так же как вопросы ООН и ОБСЕ, были определены как важные области сотрудничества. По мере совершенствования Европейским союзом своего потенциала предупреждения конфликтов диалог с Россией в этой области укрепляется. Успешное выполнение решений заседания Европейского совета в Ницце относительно механизма укрепления диалога и сотрудничества с Россией должно заложить необходимую основу возможного участия России на согласованных условиях в ведомых ЕС операциях по управлению кризисами.
Мы подчеркнули взаимный интерес к дальнейшему развитию нашего диалога и взаимодействия по вопросам нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями и отметили значение выполнения наших обязательств в этой области. Европейский союз и Россия укрепили свое сотрудничество в поддержку проектов уничтожения химического оружия и утилизации оружейного плутония, осуществляемых в Российской Федерации. Было предложено распространить Совместную акцию ЕС по учреждению Программы сотрудничества в области нераспространения и разоружения в России на новые проекты, включая объект по уничтожению химического оружия в Щучьем.
Мы обязались как можно быстрее приступить к устранению препятствий для развития торговли и инвестиций между Россией и Европейским союзом. Ключевыми элементами этого являются сотрудничество в области законодательства и гармонизация технических стандартов. Обе стороны согласились ускорить работу в этих областях и изучат соответствующие механизмы в рамках СПС. Мы приветствуем тот факт, что в скором времени будут определены новые процедуры совершенствования механизма урегулирования споров в рамках СПС.
Мы согласились создать совместную группу высокого уровня в рамках СПС для разработки концепции формирования общего европейского экономического пространства.
Российская Федерация и Европейский союз согласились изучить вопрос использования евро в своих торгово-экономических отношениях.
Мы отмечаем возобновление сотрудничества в области авиации. Правительство России пригласит к участию в диалоге российские авиакомпании, задействованные в том числе в обеспечении пролетов по транссибирским маршрутам. Рассмотрение всех этих вопросов будет начато в ходе визита заместителя Председателя Комиссии Европейских сообществ Л. де Паласио в Москву 25 мая.
Мы с удовлетворением отмечаем, что переговоры по новому соглашению в области рыболовства начнутся в июне. Необходимо ускорить переговоры по соглашению в области фармацевтики. ЕС продолжит рассмотрение российского проекта соглашения в области ветеринарии.
Мы согласны с тем, что упрощение таможенных процедур на пограничных переходах имеет важное значение для дальнейшего развития торговых отношений между Россией и Европейским союзом. Мы отмечаем, что сотрудничество в этой области уже развивается, и согласны с важностью установления контроля над таможенными махинациями и утечкой капиталов без ущерба для торговых потоков и дискриминации добросовестных экономических операторов.
ЕС вновь подтверждает свою поддержку вступлению России в ВТО и готовность продолжать содействие России в ее работе по адаптации к требованиям ВТО. Мы готовы интенсифицировать работу с целью ускорить процесс переговоров о вступлении. Мы с удовлетворением отмечаем, что 30 марта 2001 года в Москве была совместно организована конференция на высоком уровне по вопросу отношений России с ВТО, которая способствовала внутренней дискуссии в России по ВТО.
Мы приветствуем возобновление экономического диалога на высоком уровне в Москве 11 мая между делегацией ЕС, возглавляемой Председателем ЭКОФИН, и министрами финансов и экономики Российской Федерации. Мы с удовлетворением отмечаем взаимный интерес в продвижении экономического диалога.
Мы подчеркиваем важность контактов между бизнесменами и деятельности Круглого стола промышленников Россия–ЕС и Европейского делового клуба в Москве. Современные профессиональные союзы и организации работодателей также настоятельно необходимы для налаживания социального диалога в условиях рыночной экономики. Мы с удовлетворением отмечаем развитие контактов между профессиональными союзами России и ЕС.
Мы выражаем удовлетворение достигнутым после парижского саммита прогрессом в энергодиалоге. Он должен вести к стратегическому партнерству в сфере энергетики и повышению надежности энергоснабжения как ЕС, так и России. С учетом этого необходимо стимулировать инвестиции и передачу технологий ЕС в российский энергетический сектор, с целью содействия чему определен ряд приоритетных областей для дальнейшего обсуждения. В их число входят транспарентность энергетических рынков; оценка надежности существующей энергетической транспортной инфраструктуры; вопросы, связанные с соглашениями о разделе продукции; условия импорта электроэнергии из России; сотрудничество в области энергетических технологий и ядерной безопасности; адекватные меры по борьбе с изменением климата (например, как предусматривается Киотским протоколом); проекты энергосбережения в жилищном секторе; передача современных технологий и процедуры быстрого разрешения споров. Мы обращаем особое внимание на энергоэффективность как способ ограничения роста потребления и совершенствования охраны окружающей среды. Ратификация Россией Договора к Энергетической Хартии способствовала бы формированию более благоприятной атмосферы для поддержки со стороны международных финансовых институтов и привлечения международных инвестиций. Мы с удовлетворением отмечаем работу тематических экспертных групп, которая отражена в их предварительных рекомендациях. Итоговый доклад будет вскоре представлен, имея в виду его рассмотрение на следующем саммите. Опираясь на него, стороны определят свои дальнейшие конкретные шаги в рамках СПС в направлении стратегического энергетического партнерства.
Мы приветствуем первую встречу министров юстиции и внутренних дел Российской Федерации и «тройки» ЕС 6 апреля в Стокгольме и намерены продолжать углубленный диалог между Россией и Европейским союзом по этим важным вопросам.
Мы придаем важнейшее значение осуществлению Совместного плана действий по борьбе с организованной преступностью, где приоритетом должна стать борьба с торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков и похищенных транспортных средств. В этом контексте особую важность будет иметь расширение сотрудничества между нашими правоохранительными органами.
Мы подчеркиваем настоятельную необходимость интенсификации усилий по борьбе с коррупцией и отмыванием денег. Мы приветствуем недавнюю ратификацию Россией Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и ожидаем быстрого принятия соответствующего международным нормам законодательства, направленного на борьбу с отмыванием денег. В этой связи Россия продолжит свое активное сотрудничество с Международной группой финансовых действий по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Мы подчеркиваем принципиальную важность эффективных и независимых правовых институтов как необходимого условия доверия к правовой системе и верховенству закона. Мы согласны в том, что следует добиваться развития дальнейшего сотрудничества в области подготовки специалистов по юриспруденции.
Мы вновь подтвердили важность продолжения работы по достижению соглашения по консульским и визовым вопросам между Россией, Европейским союзом и государствами – членами ЕС. Мы согласны предпринять конкретные меры против нелегальной иммиграции и будем стремиться к заключению соглашения о реадмиссии.
Мы подтверждаем важность борьбы с международным терроризмом и экстремизмом во всех их проявлениях.
Мы приветствуем прогресс, достигнутый в отношении Многосторонней ядерно-экологической программы в Российской Федерации (Соглашение МНЭПР), и надеемся на ее подписание до завершения срока действующего председательства ЕС. Мы дадим соответствующие указания своим участникам переговоров.
Мы вновь заявляем о нашей серьезной заинтересованности в углублении сотрудничества в сфере экологии. Мы подтверждаем приверженность целям и принципам Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола и готовность продолжить конструктивное участие в Киотском процессе с тем, чтобы содействовать скорейшему вступлению в силу Киотского протокола. Мы придаем большое значение вкладу, который может быть сделан в результате задействования механизмов гибкости, определенных Киотским протоколом.
Россия приветствует тот факт, что Евросоюз открыл возможность для выделения ЕИБ финансовых средств под отдельные проекты по защите окружающей среды. Мы подчеркиваем большую важность снижения уровня загрязнения Балтийского моря и необходимость совместной работы по определению и финансированию проектов по защите от загрязнения сточными водами водных ресурсов на Северо-Западе России. Мы приветствуем тот факт, что жизнеспособное финансовое решение по вопросу строительства Юго-Западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге практически подготовлено и будет принято в ближайшие месяцы. Как ожидается, помимо России к проекту будет подключен ряд других участников, включая Северный инвестиционный банк, Европейский инвестиционный банк, Северную экологическую финансовую корпорацию (НЕФКО), программу ТАСИС и отдельные государства – члены ЕС. «Экологическое партнерство в рамках «Северного измерения» также предоставляет инновационную систему мобилизации ресурсов для экологических проектов в регионе.
Мы отмечаем взаимодополняемость наших научных и технологических потенциалов. Наша задача – использовать это для улучшения нашей конкурентоспособности в мире и нашего вклада в мировую науку. Мы, в частности, приветствуем вступление в силу Соглашения по сотрудничеству в области науки и технологий.
Мы подчеркиваем значение нашего общего культурного и исторического наследия. В этой связи Евросоюз приветствует предстоящее 300-летие Санкт-Петербурга – «российского окна в Европу». Евросоюз готов внести вклад в празднование этой годовщины, которая предоставит возможность высветить тесные связи между Россией и государствами – членами Европейского союза.
Мы вновь подтвердили свою приверженность и намерение работать с целью возобновления переговоров, направленных на достижение справедливого, прочного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке. В этом контексте мы глубоко озабочены затянувшимся кризисом и подчеркиваем важность того, чтобы израильтяне и палестинцы незамедлительно предприняли шаги, чтобы положить конец спирали насилия, нормализовать ситуацию и развивать и интенсифицировать сотрудничество в сфере безопасности. Параллельно с этим обеим сторонам необходимо в полном соответствии с имеющимися соглашениями возобновить переговоры с целью достижения соглашения на основе резолюций 242 и 338 Совета Безопасности ООН и Мадридских принципов. Вовлеченные в конфликт стороны должны также предпринять все необходимые шаги по снижению напряженности в районе ливано-израильской границы и между Израилем и Сирией.
Россия и ЕС поддерживают развитие добрососедских отношений и регионального сотрудничества, уважают существующие границы, суверенитет и территориальную целостность всех государств Балканского региона. Мы надеемся, что демократические реформы, начатые в Союзной Республике Югославии, будут продолжены. Россия и ЕС с удовлетворением отмечают готовность властей в Белграде продолжать движение в направлении полного сотрудничества с Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ). Мы приветствуем конструктивный подход властей в Белграде к урегулированию ситуации на юге Сербии и поддерживаем любые усилия по нахождению мирного разрешения кризиса в регионе. Россия и ЕС призывают власти в Белграде и Подгорице к ведению открытого и транспарентного диалога, направленного на согласованный пересмотр федеративных отношений в соответствии с демократическими принципами при обеспечении стабильности в регионе. Поддерживая демократическую Черногорию в составе демократической Югославии, мы подчеркиваем необходимость воздерживаться от любых односторонних шагов, способных поставить под угрозу процесс урегулирования. Россия и ЕС решительно высказываются в поддержку усилий международного сообщества по обеспечению полного выполнения резолюции 1244 СБ ООН, являющейся основой косовского урегулирования. Мы решительно осуждаем продолжающееся насилие в крае на этнической и иной почве и призываем албанских лидеров в Косово открыто дистанцироваться от террористических актов и любого рода экстремизма и противодействовать им.
Россия и ЕС поддерживают перспективу проведения общекосовских выборов в этом году по завершении работы над правовыми рамками самоуправления, с участием всех общин, беженцев и перемещенных лиц и в условиях обеспечения безопасности. Россия и ЕС решительным образом осуждают попытки вооруженных групп албанских экстремистов дестабилизировать положение в БЮРМ/Македонии. Все имеющиеся межэтнические проблемы должны решаться путем мирного диалога.
Мы вновь заявляем о своей решимости в полной мере реализовать Дейтонское мирное соглашение по Боснии и Герцеговине и призываем представителей народов Боснии и Герцеговины решать стоящие перед ними проблемы исключительно в рамках Мирного соглашения и в соответствии с его буквой и духом. Мы самым решительным образом осуждаем тех, кто нарушает Конституцию Боснии и Герцеговины и осуществляет нападения на представителей международного сообщества. Мы поддерживаем демократически избранные власти Боснии и Герцеговины и ее Образований, а также действия Высокого представителя и Сил по стабилизации, направленные на поддержание конституционного порядка.
Россия и Европейский союз обменялись мнениями относительно развития событий на Корейском полуострове. ЕС информировал Россию о визите Председателя Европейского совета, Премьер-министра Швеции Й.Перссона, Высокого представителя ЕС Х.Соланы и Комиссара КЕС К.Паттена в Пхеньян и Сеул 2–4 мая 2001 года. Мы подтверждаем нашу высокую оценку и поддержку позитивных шагов, предпринятых Республикой Корея (РК) и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) по выполнению «Совместной декларации Севера и Юга» со времени первого межкорейского саммита в июне 2000 года, и надеемся на дальнейшее успешное развитие процесса примирения и сотрудничества путем укрепления межкорейского диалога. Мы приветствуем подтверждение руководителем КНДР Ким Чен Иром сохранения КНДР своего моратория 1999 года на испытания ракет до 2003 года.
Для саммита был характерен открытый и конструктивный диалог по всему спектру вопросов. В ходе этой встречи мы вновь подтвердили наше долгосрочное стратегическое партнерство, основанное на общих ценностях. Наша цель – создать широкую платформу сотрудничества в Европе и соседних с ней регионах, нацеленного на содействие экономическому росту и процветанию, социальному развитию, здоровой окружающей среде и большей безопасности и стабильности.