Федеральный закон направлен на изменение порядка распространения наружной рекламы.
В частности, вводится запрет на получение рекламораспространителем разрешения на установку рекламной конструкции (далее – разрешение), если такое лицо занимает преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы. При этом преимущественным положением признается доля лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района, городского округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, превышающая 35 процентов и определяемая как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории. Площади временных информационных полей рекламных конструкций также учитываются при определении общей площади информационных полей рекламных конструкций.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается особый порядок – путем проведения торгов (аукциона или конкурса) – заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. В связи с этим при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении он был дополнен положением о том, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона «О рекламе» и гражданского законодательства. Срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции – пять лет, за исключением срока действия договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который не может превышать одного года. Заключенные до дня вступления в силу Федерального закона договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более пяти лет со дня вступления в силу Федерального закона.
Нарушение требований Федерального закона, касающихся преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы, а равно порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, является основанием для отказа в выдаче разрешения.
Выданные с нарушением этих требований разрешения подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа. Однако разрешения, выданные до дня вступления в силу Федерального закона, могут быть аннулированы только в случаях и по основаниям, которые действовали на момент выдачи разрешения.
Антимонопольный орган также вправе предъявить иск о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае возникновения у лица преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.
Кроме того, статья 19 Федерального закона «О рекламе» дополняется положением, предусматривающим возможность использования рекламной конструкции в целях распространения социальной рекламы. Эта норма стала причиной дополнительного обсуждения, поскольку затрагивала нормы законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах в части, касающейся размещения предвыборных агитационных материалов и материалов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, информирующих избирателей о подготовке и проведении выборов. В настоящее время Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба достигли соглашения в толковании норм законодательства Российской Федерации о рекламе применительно к нормам законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Положения Федерального закона, регулирующие порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности, путем проведения публичных торгов, а также положения, устанавливающие в связи с этим требования к выдаче разрешений и дополнительные основания для отказа в выдаче и аннулирования разрешений, вступают в силу с 1 июля 2008г. Остальные положения Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования.