По официальному приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина Президент Исламской Республики Иран С.М.Хатами посетил Российскую Федерацию 12–15 марта 2001 года. Помимо двух раундов переговоров Президентов России и Ирана состоялись встречи и переговоры С.М.Хатами с Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневым. С.М.Хатами принял Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова.
В обстановке доверительности и взаимопонимания главы государств провели откровенный обмен мнениями по широкому кругу двусторонних, региональных и международных вопросов. Было выражено удовлетворение достигнутым уровнем политического диалога и двусторонних контактов, а также высказано намерение придать существенный импульс развитию торгово-экономических связей. Подтверждено, что взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях, а также на международной арене отвечает национальным интересам двух стран и играет важную роль в деле поддержания мира и стабильности на региональном и глобальном уровнях. Была высказана решимость и в дальнейшем содействовать поступательному развитию многоплановых российско-иранских отношений.
В контексте обоюдной заинтересованности в расширении сотрудничества в торговле, экономике и промышленности стороны в конкретном плане рассмотрели меры, осуществление которых будет способствовать существенному прогрессу в этих областях. Были обсуждены вопросы создания механизма финансирования проектов двустороннего сотрудничества, прежде всего в области авиастроения, энергетики, нефтяной и газовой промышленности.
Были даны поручения руководителям российской и иранской частей Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству активизировать работу по выполнению Протокола ее третьего заседания. Признано необходимым продолжить действия по созданию благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для двусторонней коммерческой деятельности и совместных капиталовложений в России и Иране.
Между соответствующими российскими и иранскими организациями были подписаны соглашение о сооружении ТЭС «Табас» и обустройстве угольного месторождения «Мазино» в Иране, а также Меморандум о взаимопонимании относительно разработки, изготовления и запуска геостационарного телекоммуникационного спутника гражданского назначения «Зохре».
Президенты двух стран дали поручения Департаменту технологического сотрудничества аппарата Президента Исламской Республики Иран, Минпромнауки России и другим российским министерствам и ведомствам подготовить новое соглашение о научно-техническом сотрудничестве в дополнение к тому, которое было подписано 15 сентября 1999 года.
Стороны приветствовали подписание Межправительственного соглашения о создании транспортного коридора «Север–Юг», высказались за его скорейшую ратификацию и вступление в силу.
Было подтверждено, что сотрудничество России и Ирана в военно-технической области не направлено против третьих стран и преследует цели укрепления безопасности и стабильности в регионе.
Стороны продолжат сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. В этом контексте Россия и Иран подтвердили свою приверженность обязательствам, вытекающим из их участия в Договоре о нераспространении ядерного оружия.
Президенты двух стран, отметив важность выполнения Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 25 августа 1992 года, дали поручение соответствующим министерствам и ведомствам подготовить совместное российско-иранское Заявление о принципах сотрудничества в мирном использовании атомной энергии.
Обе стороны подтвердили намерение продолжать сотрудничество в создании стабильной, безопасной, справедливой и демократической системы международных отношений, основанной на верховенстве права, взаимовыгодном сотрудничестве и участии всех членов международного сообщества в решении глобальных мировых проблем.
Российская сторона дала высокую оценку выдвинутой Президентом Исламской Республики Иран и поддержанной ООН инициативе об объявлении 2001 года «Годом диалога между цивилизациями». Иранская сторона поддержала предложенную Россией концепцию мира в XXI веке. Учитывая важность диалога между цивилизациями в качестве парадигмы международных отношений, стороны выразили намерение развивать сотрудничество в поощрении и расширении диалога и повышении взаимопонимания между различными культурами и цивилизациями.
Стороны подчеркнули ключевую роль Организации Объединенных Наций в деле сохранения международного мира и безопасности, подтвердили свою приверженность целям и принципам Устава ООН, высказались против применения силы или угрозы ее применения в нарушение Устава ООН и в обход Совета Безопасности ООН, а также против вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом «гуманитарной интервенции» или «ограниченного суверенитета».
Стороны подтвердили свое намерение продолжать и углублять взаимодействие и сотрудничество по актуальным мировым проблемам в рамках Организации Объединенных Наций и других международных форумов, участниками которых они являются.
Была констатирована важность тесного взаимодействия всех государств в целях достижения всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем, особенно в сфере ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а также неукоснительного соблюдения имеющихся в этой области договоров и полного выполнения взятых обязательств.
При обсуждении региональной проблематики особое внимание было уделено перспективам двустороннего и многостороннего сотрудничества на Каспийском море. Стороны высказались за скорейшее нахождение приемлемых для всех прикаспийских государств развязок по вопросу определения правового режима Каспия. Они исходят из того, что в данном регионе все проблемы должны решаться расположенными здесь странами на основе консенсуса, без вмешательства внерегиональных сил.
Стороны подчеркнули озабоченность в связи с конфликтами в Центральной Азии и в Закавказье, препятствующими нормальному развитию государств и их тесному взаимодействию. Они высказали заинтересованность в урегулировании этих конфликтов и обеспечении безопасности и стабильности Центральной Азии и Закавказья.
Стороны приветствовали завершение процесса политического урегулирования и установления национального согласия в Таджикистане и высказались в поддержку курса руководства этой страны на решение задач постконфликтного миростроительства, включая восстановление и подъем экономики и социальной сферы, развитие демократических институтов и проведение социально-экономических преобразований.
С близких или совпадающих позиций стороны обменялись мнениями о ситуации в Афганистане и вокруг него. Было отмечено, что мирное урегулирование через межафганский политический диалог с целью формирования широкопредставительного и многоэтнического правительства является единственно возможным выходом из братоубийственной гражданской войны в этой стране.
Стороны, выражая сожаление в связи с бедственным положением афганского народа и призывая мировое сообщество оказать содействие в облегчении участи афганского народа, осудили экстремизм руководства Движения талибов, не оставляющего планов военного решения афганской проблемы, его нежелание прекратить поддержку международного терроризма и незаконной торговли наркотиками, а также осуществление талибами массовых этнических чисток и грубое нарушение норм международного гуманитарного права. Была подчеркнута важность неукоснительного выполнения резолюции №1333 Совета Безопасности ООН для создания предпосылок к мирному разрешению афганского кризиса.
При обсуждении ситуации вокруг Ирака стороны высказались за скорейший вывод иракского урегулирования из создавшегося тупика без использования силовых методов и в полном соответствии с нормами и принципами международного права. Наиболее оптимальным вариантом разблокирования ситуации вокруг Ирака является пакетный подход, предусматривающий четкие перспективы приостановки, а затем и отмены санкций, в увязке с развертыванием в этой стране международного разоруженческого мониторинга.
Стороны выразили глубокую озабоченность в связи с кризисной ситуацией вокруг палестинских территорий и высказались за окончательное урегулирование палестинской проблемы, в рамках которого народ Палестины сможет реализовать свое законное право на самоопределение и создание независимого государства.
Стороны также обсудили ряд других международных вопросов, представляющих взаимный интерес, включая ситуацию на Балканах.
В ходе визита Президентами был подписан Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, который закрепляет высокий уровень взаимодействия между двумя странами и закладывает правовую основу двусторонних связей в XXI веке, а также совместное Заявление по правовому статусу Каспийского моря.
С.М.Хатами совершил ознакомительные поездки в Санкт-Петербург и Казань.
Президент Исламской Республики Иран С.М.Хатами пригласил Президента Российской Федерации В.В.Путина посетить с официальным визитом Иран. Приглашение было с благодарностью принято. Сроки визита будут согласованы по дипломатическим каналам.