На стыке двух тысячелетий мир вышел на ответственный рубеж в деле ядерного разоружения, нераспространения оружия массового уничтожения и обеспечения стратегической стабильности. В последнее время здесь есть несомненные достижения: исключительно ответственные решения были приняты участниками обзорной конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия, содержательный диалог по разоруженческим вопросам состоялся на «Саммите тысячелетия» в Нью-Йорке, в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН одобрен ряд важных резолюций. Свой вклад внесла и Россия, ратифицировав Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), пакет нью-йоркских 1997 года договоренностей в области противоракетной обороны и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
В международном сообществе сложился консенсус – паузы в ядерном разоружении быть не должно, необходима интенсификация разоруженческого процесса. Радикальный прогресс на этом направлении реально востребован. Россия к этому готова.
Мы не видим оснований, которые препятствовали бы дальнейшим глубоким сокращениям стратегических наступательных вооружений. Как известно, мы предложили США, в том числе на самом высоком уровне, поставить в качестве цели достижение радикально пониженных уровней ядерных боезапасов у наших стран до 1500 единиц, что вполне реально сделать к 2008 году. Но и это не предел – мы готовы в последующем рассмотреть и более низкие уровни. Согласны с мнением, которое высказывается и в США, о том, что для достижения такой договоренности не потребуется вести затяжные переговоры и начинать все с нуля – у нас накоплен значительный опыт, есть договорно-правовые механизмы в рамках СНВ-1 и СНВ-2. Надеемся, что Сенат США последует примеру Федерального Собрания Российской Федерации и завершит ратификацию Договора СНВ-2 и договоренностей в области ПРО. Но главное сейчас в том, чтобы Россия и США без проволочек начали двигаться совместно или параллельно к радикально пониженным потолкам на ядерные боезаряды.
Достижение этой цели должно осуществляться в условиях сохранения и укрепления Договора по ПРО 1972 года. Нам говорят, что ситуация в мире за три последних десятилетия значительно изменилась: возникли новые ракетные угрозы и требуется‑де соответствующее изменение Договора по ПРО. Обстановка действительно изменилась, однако не настолько, чтобы ломать сложившуюся систему стратегической стабильности путем выхолащивания Договора по ПРО.
Принимать меры по противодействию распространению ракет и ракетных технологий можно, не выходя за рамки Договора по ПРО и действуя прежде всего политико-дипломатическими методами. Интенсивный диалог США с КНДР по ракетной проблематике – наглядный тому пример. В многостороннем формате активно обсуждаются пути совершенствования политических и правовых механизмов ракетного нераспространения, идет работа над новым кодексом поведения в этой области, созданием Глобальной системы контроля за ракетами и ракетными технологиями (ГСК).
Для тех же стран, которые ставят вопрос о военно-технической «страховочной сетке», мы вновь предлагаем широкое сотрудничество в сфере ПРО ТВД, укладывающееся в рамки Договора по ПРО. Технологические наработки для этого уже существуют. Элементом такого сотрудничества мог бы стать и московский Центр обмена данными о пусках ракет, создаваемый сейчас Россией и США, который должен быть открыт в дальнейшем для всех заинтересованных стран. Мы уже пригласили подключиться к этой работе европейских и других представителей. Надеюсь, что и новое руководство США не станет возражать против такого использования Центра в интересах укрепления региональной и глобальной стабильности.
При этом Россия готова без пауз продолжать начатый более года назад диалог с США по вопросам ПРО, вызывающим у нас разногласия. Обязательство рассматривать все вопросы, затрагивающие Договор по ПРО, записано в самом Договоре 1972 года. Соответственно, мы открыты для продолжения таких обсуждений в рамках Постоянной Консультативной Комиссии – переговорного форума, успешно функционирующего с 1973 года в соответствии с Договором, – договорившись при необходимости о повышении уровня представительства сторон в Комиссии.
Осуществление предлагаемой Россией прагматичной и назревшей программы в области реального ядерного разоружения позволит на деле укрепить стратегическую стабильность и международную безопасность на пороге нового, XXI века.