С.Иванов: Только что закончилось совещание у Президента Российской Федерации, посвященное проблемам и перспективам развития авиации Российской Федерации. Именно авиации, поскольку сегодня мы не концентрировались только на вопросах авиастроения, промышленных вопросов, хотя это тоже отдельный серьезный блок рассматриваемых проблем.
Я не буду повторять то, что было сказано Президентом во вступительном слове. Сегодня на совещании было четыре основных докладчика.
Алексей Иннокентьевич Федоров, президент созданной недавно Объединенной авиастроительной корпорации, как раз говорил о модельном ряде тех самолетов, которые наша промышленность способна производить сейчас и в недалеком будущем. Прежде всего это гражданская авиация – самолеты RRJ и перспективный проект МС-21, который должен заменить известные всем среднемагистральные самолеты Ту-154. А RRJ, напомню, это самолет, который уже сейчас создается в международной кооперации и к концу 2007 года должен «встать на крыло» и выйти на испытания. Этот самолет заменит Ту-134. Самый перспективный, кстати, ряд промышленной продукции у нас в транспортной авиации. Это самолеты грузоподъемностью от 6 до 120 тонн. Ни у одной страны мира нет такого широкого диапазона создания самолетов для транспортной авиации.
Говорили мы о боевой авиации. Здесь у нас все относительно благополучно.
Кроме того, выступал Борис Сергеевич Алешин, глава Агентства по промышленности, рассматривались вопросы, связанные с кооперацией авиационной промышленности. Я имею в виду двигатели, компонентная база. Здесь тоже у нас есть ряд перспективных проектов, в том числе создание сразу нескольких интегрированных структур в области производства авиационных двигателей, но это мы будем уже конкретно решать на более поздней стадии.
И с большим докладом выступал Игорь Евгеньевич Левитин, который говорил прежде всего об интересах перевозчиков, поскольку без авиакомпаний производить самолеты просто невозможно. Сейчас в современном мире никто самолетами со склада не торгует. Самолеты заказываются тогда, когда инженеры только их проектируют. А их поставка осуществляется через семь-восемь лет. И вот о тех перспективных образцах авиационной техники с учетом интересов наших перевозчиков – о них как раз и шла речь.
И отдельным блоком мы рассмотрели вопросы авиационной безопасности, связанной и с подготовкой пилотов, и с созданием новых учебных самолетов, и с вопросами тренажерной техники, на которой производится обучение молодых пилотов, а также ряд вопросов, связанных со страховой деятельностью и другими организационными вопросами, о которых Игорь Евгеньевич, я надеюсь, попозже вам скажет подробно.
И, кроме того, Герман Оскарович Греф говорил о наземной инфраструктуре, об аэродромной сети, хотя это тоже касается и Минтранса. Речь идет о создании так называемых хабов – крупных аэропортов, транспортных узлов, из которых может осуществляться как транзитное сообщение, в том числе и в другие страны мира, так и пересадка для следования в аэродромы, которые расположены, скажем, на расстоянии тысячи – полторы тысячи километров. По всей территории Российской Федерации планируется уже в первом квартале 2007 года в Правительстве рассмотреть программу создания таких хабов, естественно, с их конкретным указанием, для того чтобы приступить и привлечь в том числе и частный капитал к оборудованию таких аэропортов.
Что же касается аэродромной сети в целом, то она у нас будет совершенствоваться в так называемом двойном назначении, то есть с учетом интересов как гражданской авиации и пассажиров, так и интересов обороноспособности государства, то есть наших ВВС.
И.Левитин: Я хочу дополнить по поводу безопасности полетов. На совещании Президенту была доложена та программа по безопасности полетов, которую мы рассмотрели в Правительстве под Вашим руководством [Сергея Иванова]. Намечена работа по созданию в России национальной программы по безопасности полетов. В связи с тем, что в этой программе будет участвовать много федеральных структур, авиаперевозчиков, авиапредприятий и предприятий промышленности, одобрено решение о создании межведомственной комиссии по безопасности полетов под руководством Министерства транспорта и на базе Министерства транспорта. Хочу сказать, что эта работа будет посвящена конкретно каждому элементу и фрагменту в безопасности полетов и авиационной безопасности. Это те вопросы, которые сегодня находятся в различных федеральных структурах. Мы их теперь собираем на одну площадку, где будем рассматривать эти вопросы. И в этой комиссии и будут рассматриваться те вопросы, которые войдут в программу безопасности полетов Российской Федерации. Мы по требованию международной организации ИКАО должны ее сформировать в июле 2007 года.
Особое внимание Президента было обращено на подготовку пилотов. У нас сегодня, к сожалению, только двадцать процентов техники, на которой обучаются пилоты, может использоваться по своему предназначению. В связи с этим мы должны улучшить ту технику, которая есть, и закупить новую. В связи с этим, мы планируем перейти на 150-часовую программу начального обучения пилотов. Сегодня она у нас 60 часов. Для этого нами в течение 2007–2008 годов будет закуплено 60 самолетов для первичного обучения, а также определено, что вся тренажерная база, которая будет создаваться в рамках ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации), будет направляться на переподготовку в наши предприятия и вузы, где проходят обучение пилоты.
Хочу сказать, что не будет хорошего производителя без хорошего заказчика. И сегодня мы об этом говорили. Намечен план по поддержке авиакомпаний, которые смогут достойно сделать заказ. Рассматривались также вопросы пошлин, их увязки с возможностями промышленности, а также наших авиакомпаний.
Хочу сказать, что сегодня авиакомпании работают в глобальном конкурентном рынке, и именно с этой позиции рассматривался вопрос их участия в заказах на новые самолеты, которые будут производиться в России.
С.Иванов: По вопросам авиации в целом могу еще добавить, что авиация является стратегически важной отраслью для Российской Федерации, и при всей либерализации экономики, интеграции в мировое разделение труда тем не менее все мы прекрасно понимаем, что от авиации в России зависит практически все с учетом наших расстояний, десяти часовых поясов, мобильности населения, возможности людей посещать регионы страны с востока на запад и наоборот. Сейчас эта цифра очень низкая.
Мы понимаем, что государство, Правительство должны сделать все для того, чтобы поддержать рыночными методами – такими способами, как это делается и в других развитых странах мира, – отечественный авиапром и создать ему все условия для развития как внутри страны, так и на внешних рынках. В этом смысле у нас авиация и судостроение идут рука об руку. И сегодня обсуждались проблемы, связанные с НДС, с понижением импортных пошлин на те виды оборудования, агрегатов, узлов, которые не производятся в России. Об этом тоже шла речь, и приняты соответствующие решения, даны соответствующие поручения.