Н.Назарбаев: Уважаемые представители средств массовой информации!
Мне, Председателю СНГ, и господину Рушайло, Исполнительному секретарю СНГ, поручено главами государств информировать Вас о проведенной сегодня работе.
Нынешний саммит, как вам известно, проходит в преддверии 15-летия образования СНГ. Напомню вам, что 21 декабря 1991 года в Казахстане в Алма-Аты было принято решение о создании Содружества.
Сегодня, вспоминая 1991 год – момент подписания Алма-атинской декларации, можно с уверенностью сказать, что документ оправдал свое историческое предназначение. Нашими общими усилиями было построено новое сообщество независимых государств, которое позволило в то сложное и непредсказуемое время мирно развиваться государствам и сохранить отношения между собой.
Нужно признать, что сегодняшнее состояние СНГ – это не итог интеграционного процесса.
К сожалению, пока большинство документов, принятых на уровне СНГ, не выполняется. Однако Казахстан считал и считает, что это отнюдь не дискредитирует саму идею нашей интеграции. Более того, у СНГ имеется большой интеграционный потенциал, который еще предстоит нам реализовать.
Сегодняшний саммит позволил детально обсудить будущее СНГ.
В повестке дня нашего заседания, как всегда, было немало важных вопросов. Однако, пользуясь правом председателя и учитывая задачи, которые были поставлены главами государств на нашей встрече в городе Казани, я предложил основательно обсудить вопросы реформирования СНГ, и казахстанская сторона внесла соответствующий проект решения по этому вопросу.
Все мы едины во мнении, что необходимо повысить эффективность СНГ, придать нашему сотрудничеству новый импульс, новую энергию. Казахстан предложил свое видение процесса реформирования, нацеленного на развитие перспективных направлений сотрудничества и оптимизацию уставных отраслевых органов.
Была создана, как вам известно, группа высокого уровня, для того чтобы отработать предложения по повышению эффективности сотрудничества и перспектив его развития. В его основу заложены предложения Казахстана, содержащиеся в казахстанском проекте по реформированию СНГ.
По итогам обсуждения было принято соответствующее решение. В частности, Совету министров иностранных дел поручено на основе доклада Группы высокого уровня, предложений Казахстана, высказанных сегодня пожеланий разработать и представить до 1 июня на рассмотрение главам государств концепцию реформирования Содружества.
Также состоялся обстоятельный обмен мнениями и предметный разговор по ключевым направлениям сотрудничества в рамках Содружества. По итогам обсуждения были приняты соответствующие решения.
В целом сегодняшняя встреча прошла в атмосфере взаимопонимания и конструктивизма. Уверен, что реализация достигнутых нами договоренностей и принятых решений даст возможность Содружеству подняться на новый качественный уровень и улучшить свою эффективность, чтобы продолжить непростые интеграционные процессы на современном этапе развития.
Благодарю вас. Если есть вопросы – пожалуйста, задавайте.
Вопрос: Что делает СНГ, чтобы урегулировать конфликт Россия–Грузия, потому что в последнее время ситуация между Тбилиси и Москвой критически обострилась?
Н.Назарбаев: Этот вопрос в повестке дня, конечно, не стоял, но я считаю, что, конечно, в ходе нашей встречи в узком кругу произошел очень продуктивный обмен мнениями между Президентом Саакашвили и Президентом России. Думаю, что этот обмен был полезен, он проходил спокойно, и это вселяет надежду на то, что эти отношения будут улучшаться при доброй воле с обеих сторон.
Вопрос: По какой причине на сегодняшнем саммите не был принят ряд документов?
В.Рушайло: Уважаемые коллеги, у нас предусмотрено правило процедуры прохождения и подготовки документов. Те документы, которые не прошли согласование Советом глав государств, не рассматриваются. Хотел бы сказать следующее. Главами государств сегодня рассмотрен довольно большой пакет документов, они касаются всех трех основных направлений деятельности сотрудничества в рамках СНГ. Это и экономический блок, и вопросы стабильности и безопасности, и это проблематика гуманитарного сотрудничества. То, что касается проблематики, связанной с экономической интеграцией, то подписан был документ о ходе выполнения плана реализации мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств – участников СНГ в экономической сфере в 2003–2010 годах. Эти документы подписаны. И ряд других документов (если интересно, мы можем о них рассказать более подробно, по блокам). Спасибо.
Вопрос: Вопрос к господину Рушайло и господину Назарбаеву. Это касается того пункта, по которому вам не удалось достичь консенсуса, – о государственной границе. Расскажите, в чем именно была загвоздка? Не кажется ли Вам, господин Назарбаев, что те предложения, которые ваша группа вчера вынесла на обсуждение, приобрели большую проблематику в переговорах, и другая «половина» СНГ ближе к ГУАМу не очень приветствует эти идеи более тесной и плотной интеграции. Не кажется ли вам, что это утопия, которую вам не удастся реализовать?
В.Рушайло: Что касается вопроса по границам, его инициатором является украинская сторона. Как я уже сказал ранее, нашей нормативно-правовой базой предусмотрена процедура прохождения документов. На заседании Совета министров иностранных дел 16 октября, где рассматривался этот вопрос, документ о рассмотрении этого вопроса подписали лишь три страны. Более того, в ходе дальнейшего рассмотрения одной из стран было заявлено официальное возражение. Согласно правилам процедуры (статья 117), если одна из стран представляет официальное возражение, вопрос снимается с повестки дня, что сегодня и было сделано.
Н.Назарбаев: Вопрос очень правильный. Согласно поручению глав государств Казахстан отработал проект предложения о реформировании СНГ. Мы имели в виду укрепление СНГ и повышение эффективности и предлагали на обсуждение ставить более глобальные вопросы, которые интересуют всех, чтобы не было такого положения, что половина подписывает – половина не подписывает. 1601-й документ мы приняли, более 70 процентов не подписывались всеми членами СНГ, фактически они не работали. Поэтому параллельно с этим был внесен проект решения рассмотрения миграционной политики – животрепещущей темы. Следующий приоритет – наши транспортно-коммуникационные связи. Следующий проект – образовательный уровень, то есть то, что интересует всех. Но у разных государств есть разные впечатления, разные мнения по этим вопросам, и, к моему великому сожалению – из Казани мы перенесли в Москву, из Москвы – в Минск, из Минска – в Душанбе. Так что все эти решения кочуют из заседания в заседание и фактически не принимаются. Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение все‑таки приведет к тому, что мы примем решение по реформированию и реорганизации. Не подписывают все государства – не надо принимать решение.
Вопрос: Как вы расцениваете тот факт, что не состоялась встреча Путина с Саакашвили, тем более что Президент Саакашвили не раз говорил о своей готовности к диалогу с Президентом России по всем острым вопросам. Как вы думаете, почему все‑таки эта встреча не состоялась, почему Путин отказался от этой встречи?
Н.Назарбаев: Мне неудобно комментировать моих коллег, это находится вне рамок СНГ – договоренности, достигнутые между ними. Но я вам сказал, что состоялся очень хороший обмен мнениями. Думаю, он был полезным.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему сегодня был отклонен пункт о меморандуме взаимопонимания по зоне свободной торговли?
Н.Назарбаев: Мы давно обсуждаем этот вопрос. Особенно украинская сторона говорит, что главным образом мы должны смотреть зону свободной торговли. Когда говорят о зоне свободной торговли, по‑простому представляют так: откройте все границы, поедем туда и сюда, никаких ограничений не должно быть. Так в жизни не бывает.
Давайте разберемся в понятиях. Зона свободной торговли означает, что у всех государств, которые в нее входят, единые законы по тарифам, по налогам, железнодорожные, таможенные тарифы. Все эти документы подписываются, ратифицируются парламентами и становятся законами, то есть это то, к чему мы идем в Едином экономическом пространстве. Когда говорим об этом, не понимаем, о чем говорим: этих документов нет; 39 решений только по первой части в Едином экономическом пространстве мы собираемся принять, а всего надо подписать 92 закона, которые должны быть ратифицированы во всех парламентах. Вот почему он не получается, а не чьей‑то злой волей. На двусторонней основе эти вопросы решаются в рамках ЕврАзЭС. Например, до 70 процентов согласованы тарифы. А сейчас, когда каждая страна постепенно входит в ВТО, этот вопрос решается совсем по‑другому. Тогда ни о каком таможенном пространстве между нами не может быть речи, иначе там мы будем снова перерешать все вопросы, которые мы решили внутри себя.
Вопрос: В Грузии постоянно говорят в последнее время о выходе из состава СНГ по поводу неэффективности. Прозвучали ли претензии Грузии на этом заседании, в чем они были?
В.Рушайло: Я не хотел бы комментировать отдельные высказывания должностных лиц и политиков. У нас существует правовая база. Ни одного официального документа со стороны Грузии о выходе из Содружества Независимых Государств мы не получали. Подобные разговоры имели место и ранее, на протяжении, если мне память не изменяет, последних восьми-девяти лет.
Н.Назарбаев: Я, как председательствующий, могу добавить, что сегодня выступали по обсуждаемым вопросам все президенты, и все говорили о том, что это необходимая площадка для встречи. СНГ никому не мешает. Другой вопрос – эффективность, ее мы и обсуждали. Спасибо большое.