Ограничения на ввоз в Российскую Федерацию из Польши основных видов животноводческой и растениеводческой продукции были введены Россельхознадзором соответственно 10 и 14 ноября 2005г. в связи с систематическими нарушениями польской стороной российского ветеринарного и фитосанитарного законодательства. Основная масса претензий – по обвальному количеству поддельных сертификатов на мясную продукцию польского происхождения, которая поступала в Россию в том числе под документами третьих государств и не соответствовала заявленному в сертификатах качеству. Большое количество этих нарушений могло бы быть выявлено в случае организации польской стороной четкого взаимодействия между таможней, ветслужбой и правоохранительными органами. Однако почти никто из уличенных в нарушении правил поставки сельхозпродукции с польской стороны до сих не был наказан.
Таким образом, главные претензии Россельхознадзора к польской стороне заключаются сегодня в продолжающемся поступлении в Россию продукции по поддельным документам, отсутствии взаимодействия между таможней, ветслужбой и правоохранительными органами Польши, позволяющего эффективного избегать подобных нарушений, невозможность наладить контроль с участием российских специалистов непосредственно в местах производства польской сельскохозяйственной продукции. Представители Россельхознадзора неоднократно заявляли, что готовы снять свои претензии к польской сельхозпродукции в случае удовлетворения вышеперечисленных требований и наличия реального прогресса с ее качеством.
Однако проводимые Россельхознадзором в течение годичного периода проверки в отношении ввозимой из Польши сельхозпродукции, не затронутой ограничениями, в частности, молока, молочных продуктов и др., продолжают выявлять новые нарушения, о чем регулярно информируется польская сторона (встречи экспертов 27 февраля и 24 апреля с. г., письма руководства ведомства от 22 августа и 11 сентября с. г.). Основной причиной такого положения, по заключению российских специалистов, по‑прежнему является отсутствие в Польше четкой системы взаимодействия между таможней, ветслужбой и правоохранительными органами, несмотря на постоянные декларации польской стороны, что такое взаимодействие налажено (за последнее время в Россельхознадзор представлено 4 варианта новых инструкций о взаимодействии ветеринарной и таможенной служб РП).
При этом в течение года проводились и продолжают проводиться переговоры на уровне экспертов по путям разблокирования ситуации, не приводящие тем не менее к заметным практическим результатам.
В этих условиях польской стороной наряду с некоторыми конструктивными шагами по реорганизации системы таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля была сделана ставка на публичный, открыто русофобский характер, выяснения отношений с Россией, подчеркивание «политической подоплеки» действий Россельхознадзора, упорную постановку темы совместной борьбы с эмбарго на встречах польского руководства с лидерами Евросоюза. В качестве ближайшей цели было намечено вовлечение в спор с Россией руководящих органов ЕС. Отсутствие заметного продвижения к данной цели стало очевидно после встречи в Москве 3 ноября с. г. главы Россельхознадзора С.Данкверта и исполняющей обязанности заместителя генерального директора КЕС по здравоохранению и защите прав потребителей П.Тестори Коджи. Столкнувшись с твердой позицией российской стороны, представители Еврокомиссии признали, что урегулирование вопросов, связанных с экспортом за пределы ЕС, не входит в их компетенцию и осуществляется на двусторонней основе.
11 ноября с. г. на встрече с послом России в Польше В.Грининым министр иностранных дел РП А.Фотыга вновь назвала ограничения на ввоз в Россию польской сельхозпродукции «сугубо политическим решением» и заявила о намерении польского руководства заблокировать выработку мандата переговоров Евросоюза с Россией по новому соглашению о сотрудничестве. Этот шаг действительно был предпринят Польшей 13 ноября с. г. на заседании Совета министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе.