«Северное измерение», существовавшее как отдельная политическая и экономическая инициатива ЕС, переходит на качественно новый уровень с подключением к ней других стран, не являющихся членами Евросоюза: России, Норвегии и Исландии. Одним из ключевых моментов реализации нового этапа политики «Северного измерения» является то, что она станет региональным воплощением «дорожных карт» по четырем Общим пространствам Россия–ЕС. Российская Федерация, Европейский союз, Норвегия и Исландия обретают статус партнеров обновленного «Северного измерения».
Другим основным принципом, на котором базируется политика «Северного измерения» на новом этапе, становится равноправное участие всех сторон в принятии и реализации решений СИ, а также софинансирование согласованных проектов. С 2007г. Европейский союз для этих целей планирует использовать новый финансовый инструмент ЕС (ENPI – European Neighbourhood and partnership instrument).
Формальным началом нового этапа сотрудничества в рамках «Северного измерения» можно назвать принятие на Министерской встрече ЕС в Брюсселе 21 ноября 2005 года Директив для разработки Политической декларации и Рамочного документа по политике «Северного измерения», которые должны вступить в действие 1 января 2007 года. В значительной степени возрождение этой инициативы на новой, равноправной основе стало возможным благодаря усилиям Финляндии. Утверждение данных документов, предусматривающих предложенный российской стороной перевод сотрудничества на равноправную и взаимовыгодную основу, обеспечит условия для устойчивого развития североевропейского региона в ближайшие годы.
Утверждение документов российской стороной состоялось на заседании Правительственной комиссии по экономической интеграции 31 октября с. г. Утверждение Политической декларации и Рамочного документа странами-участниками нового этапа политики СИ планируется «на полях» саммита Россия–ЕС 24 ноября с. г. в Хельсинки.
В настоящее время в рамках «Северного измерения» действуют два партнерства: Природоохранное партнерство и Партнерство в области здравоохранения и социального обеспечения (создано в соответствии с Декларацией, принятой на состоявшейся 27–28 октября 2003г. в Осло международной конференции).
За четыре года функционирования Природоохранное партнерство зарекомендовало себя как действенный многосторонний механизм сотрудничества, имеющий адекватную финансовую базу и менеджера проектов – Европейский банк реконструкции и развития. Общий объем средств Партнерства – 1,8 млрд евро. В рамках Партнерства осуществляются 15 проектов, которые в основном финансируются международными банками развития на возвратной основе, а часть средств предоставляется в форме грантов в качестве софинансирования из так называемого Специального фонда Природоохранного партнерства, в котором на сегодняшний день аккумулировано около 204,7 млн.евро донорских средств (148,7 млн – проекты в сфере ядерной безопасности, 56 млн – неядерные природоохранные проекты). Одобрено финансирование 8 проектов на российском Северо-Западе.
Так как Россия является основным бенефициаром программы Природоохранного партнерства, то Правительство приняло решение о выделении в Специальный фонд дополнительного взноса в размере 10 млн евро в период с 2006 по 2010 гг.
Оценить деятельность Партнерства в области здравоохранения и социального обеспечения пока сложно. Его наполнение, порядок финансирования и структура требуют пересмотра. На базе Секретариата СГБМ в Стокгольме учрежден Секретариат Партнерства. Образовано пять Рабочих групп (по борьбе со СПИДом, первичному здравоохранению, охране здоровья в тюрьмах, общественному здравоохранению в регионе Балтийского моря и созданию Фонда добровольных взносов).
На повестке дня сегодня стоит вопрос разработки и представления конкретных проектов в рамках политики «Северного измерения», которые должны стать практическим примером взаимодействия всех четырех партнеров на Севере Европы. Ожидается, что уже в ближайшее время на рассмотрение экспертов будут представлены варианты возможных проектов.
В качестве возможных проектов с российской стороны рассматриваются следующие:
— Завершение строительства очистительных сооружений «Северный коллектор» в г.Санкт-Петербург;
— Разработка модели сохранения истоков рек Балтийского бассейна, расположенных на Вепсской возвышенности;
— Создание единой международной системы мониторинга малых и средних рек водосборного бассейна Балтийского моря;
— Создание единой межгосударственной системы мониторинга биологического и ландшафтного многообразия региона ответственности государств–участников СИ.
Активно обсуждается вопрос о развитии сотрудничества в транспортной сфере. Рассматривается вопрос создания в рамках «Северного измерения» нового Партнерства по транспорту и логистике, который должен основываться на модели Природоохранного партнерства, что станет хорошим дополнением взаимоотношений Россия–ЕС в рамках уже существующего Транспортного диалога Россия–ЕС. Предполагается, что в ближайшее время Минтранс России должен дать окончательный ответа о готовности приступить к сотрудничеству в этом формате.
Особое внимание здесь предлагается уделить реанимированию проекта евро-арктического железнодорожного коридора «Баренц-линк», а также строительству скоростной железной дороги по маршруту Санкт-Петербург–Хельсинки.