Государственно-правовое управление
Законопроект подготовлен в целях сокращения сроков проведения политическими партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах, консультаций о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) и внесения предложений о них Президенту Российской Федерации, а также сроков рассмотрения указанных предложений Президентом Российской Федерации как в случае истечения сроков полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, так и в случае их досрочного прекращения.
Сокращение названных сроков, как представляется, будет способствовать обеспечению стабильности кадрового состава и устойчивости работы исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что в условиях финансового кризиса имеет немаловажное значение.
Законопроектом предлагается в статье 261 Федерального закона «О политических партиях» (статья 2 законопроекта) установить, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах Президенту Российской Федерации не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (вместо установленных 90 дней). Соответственно, консультации с Президентом Российской Федерации предполагается проводить не позднее чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (в настоящее время – 100 дней).
Законопроектом предусматривается, что предложения о кандидатурах будут рассматриваться Президентом Российской Федерации в течение не более 10 дней (а не 30 дней) со дня их внесения.
Для повторного внесения политическими партиями предложений о кандидатурах предлагается вместо срока 30 дней со дня уведомления установить срок 10 дней.
Кроме того, законопроектом предусматривается дополнить указанную статью новыми положениями. Согласно предлагаемому новому пункту 131 в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в период проведения консультаций политической партии с Президентом Российской Федерации, или в период внесения Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах, или в период их рассмотрения начатая процедура прекращается. В этом случае внесение предложений о кандидатурах и их рассмотрение осуществляются в порядке и сроки, которые установлены пунктами 9–12 указанной статьи.
Согласно предлагаемому пункту 132, если в период проведения консультаций политической партии с Президентом Российской Федерации, или в период внесения Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах, или в период их рассмотрения кем‑либо из кандидатов будет подано заявление с просьбой не рассматривать его кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или будет установлено, что какая‑либо из кандидатур по тем или иным обстоятельствам (стойкая неспособность кандидата по состоянию здоровья осуществлять полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, смерть, другие обстоятельства, препятствующие замещению данной должности) не может быть рассмотрена в качестве кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, начатая процедура может быть прекращена Президентом Российской Федерации. В этом случае внесение предложений о кандидатурах и их рассмотрение осуществляются также в порядке и сроки, которые установлены пунктами 9–12 данной статьи.
При этом в указанных случаях политическая партия вправе внести Президенту Российской Федерации предложения о кандидатурах, которые рассматривались им непосредственно перед прекращением начатой процедуры.
Законопроектом предусматривается, что Президент Российской Федерации вправе внести в законодательный орган субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий семи дней со дня соответствующего уведомления коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, внесшей предложения о кандидатурах.
Законопроектом предлагается сократить соответствующие сроки и при досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в связи с чем вносятся необходимые коррективы в пункт 92 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Кроме того, законопроектом предлагается также уточнить ряд положений статей 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и дополнить их новыми нормами (статья 1 законопроекта).
Так, предусматривается установить дополнительные основания для назначения Президентом Российской Федерации временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. К таким основаниям предлагается отнести:
истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В данном случае временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации назначается на период до вступления в должность лица, наделённого полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
невозможность осуществления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий. В этом случае Президент Российской Федерации в целях охраны прав и законных интересов граждан Российской Федерации вправе назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период действия указанных обстоятельств.
Законопроектом предусматриваются переходные положения, связанные с началом процедуры консультаций, или процедуры внесения предложений о кандидатурах, или процедуры их рассмотрения до вступления в силу Федерального закона (статья 3 законопроекта).
Принятие федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.