Проект федерального закона направлен на установление нового режима государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр. Основной новеллой проекта федерального закона является предусмотренная в нем возможность создания двух специальных видов игорных зон, в которых допускается осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
Первым видом игорных зон являются игорные зоны поселений. Их особенность состоит в том, что они могут создаваться на участках территории Российской Федерации, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений.
Решение о создании игорных зон поселений принимает Правительство Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Основанием для начала деятельности по организации и проведению азартных игр является специальное разрешение, выдаваемое организатору азартных игр. Указанное разрешение выдается на пять лет и предоставляет право одному организатору азартных игр открыть одно игорное заведение на территории одной игорной зоны поселения.
При этом для игорных заведений, открытых на территориях игорных зон поселений, предусмотрен ряд специальных требований и ограничений (например, игорное заведение может располагаться исключительно в объектах капитального строительства, не находящихся в государственной или муниципальной собственности), а также установлен четкий перечень объектов, в которых размещение игорных заведений запрещено.
Кроме того, в проекте федерального закона урегулированы вопросы внутреннего устройства и организации работы игорных заведений, определены требования к используемому игорному оборудованию, установлен запрет на посещение игорных заведений лицами, не достигшими 18-летнего возраста.
Проект федерального закона содержит также требования к отдельным видам игорных заведений. Среди них можно выделить требования по минимальной площади зоны обслуживания казино и зала игровых автоматов (соответственно 800 и 100 квадратных метров), а также по минимальному количеству установленных в них игровых столов и игровых автоматов (соответственно 10 и 50).
Второй вид игорных зон составляют особые игорные зоны, которые могут создаваться на землях, не являющихся землями поселений. Более того, земельные участки, входящие в состав таких территорий, и соответствующие объекты инфраструктуры могут находиться только в государственной или муниципальной собственности и будут предоставляться заинтересованным лицам на условиях аренды в общем порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Решение о создании особых игорных зон принимает Правительство Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В данном решении могут быть установлены требования к отдельным видам игорных заведений, а также иные ограничения, предусмотренные для игорных заведений, расположенных на территориях особых игорных зон.
Основанием для начала деятельности по организации и проведению азартных игр является специальное разрешение, выдаваемое организатору азартных игр. Такое разрешение выдается на пять лет и предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр на всей территории особой игорной зоны при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей особой игорной зоны.
Для обеспечения взаимодействия между организаторами азартных игр и органами управления одной особой игорной зоны участниками азартных игр могут создаваться некоммерческие организации, которым может быть передана часть функций по управлению соответствующей особой игорной зоной. При этом такие организации не могут действовать на территориях игорных зон поселений.
Следует также обратить внимание на то, что проектом федерального закона установлен общий принцип, в соответствии с которым организатор азартных игр может осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр только в одном виде игорных зон.
Особо следует отметить, что проектом федерального закона предусмотрен специальный запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, включая подвижную.
Кроме того, проектом федерального закона установлены требования к организаторам азартных игр. Ими могут быть исключительно российские юридические лица, учредителями (участниками) которых не являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления и чистые активы которых составляют не менее 600 млн рублей.
Отдельно следует отметить, что проектом федерального закона определен специальный порядок введения описанного выше механизма.
Данным порядком предусмотрено, что с 1 июля 2007г. подлежат закрытию все игорные заведения, не соответствующие установленным проектом федерального закона требованиям (ограничения в отношении организаторов, расположения и внутреннего устройства игорных заведений и т. п.). При этом игорные заведения, отвечающие указанным требованиям, могут продолжать свою работу на всей территории Российской Федерации без получения специального разрешения до 1 января 2009г.
Одновременно с принятием федерального закона должна быть начата работа по созданию игорных зон, а также осуществляться разработка соответствующих нормативных правовых актов. В проекте федерального закона специально предусмотрено, что на территории Российской Федерации одновременно может функционировать не более четырех игорных зон. В результате с 1 января 2009г. предлагаемый проектом федерального закона механизм регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр вступит в силу в полном объеме, и все игорные заведения, расположенные вне игорных зон, будут закрыты.